Понятие и цели экологической экспертизы

Введение

Двадцатое и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

На наших глазах экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.

В связи с вышесказанным особое место в сохранении и охране природных богатств занимают вопросы управления экоразвитием и экологизацией. Хотя эти вопросы в настоящее время и ставятся в основном на международном уровне, они могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства, экологической политикой, а также экологическим состоянием государства. Как и любая глобальная система управления, система управления экоразвитием и экологизацией должна, прежде всего, находить своё воплощение в мелких структурах на местах, то есть непосредственно при реализации любого проекта.

Понятие и цели экологической экспертизы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок­ружающей среды является экологическая экспертиза, про­водимая в стране более десяти лет. “Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”.[1] Ее цель — предупрежде­ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Общественная экспертиза

“Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации”.[3]

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об­щественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ­ственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие обще­ственную экологическую экспертизу, имеют право:

ü получать от заказчика документацию, подлежащую эко­логической экспертизе, предусмотренную законом;

ü знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен­ной экологической экспертизы;

ü участвовать в качестве наблюдателей через своих пред­ставителей в заседаниях экспертных комиссий государствен­ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат­риваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

ü государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

ü порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

ü форма и содержание заявления о проведении экологи­ческой экспертизы;

ü обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

ü исчерпывающий перечень оснований, по которым мо­жет быть отказано в государственной регистрации заявле­ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправле­ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин­формации.

В случае придания юридической силы заключению об­щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов­ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет­ные правонарушения в области экологической экспертизы.

Заключение

Сегодня экологическая экспертиза является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных докладах о состоянии окружающей природной среды и специализированных журналах. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерныхдля всего мира, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых. Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

Список используемой литературы:

1. Федеральный Закон № 2060-1 “Об охране окружающей природной среды”., 1991 г.

2. Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”., 1995

3. Петров В.В. Экологическое право. М., 2005.

4. Бринчук “Экологическое право”

5. Шилов И.А.Экология. – М.:Высшая школа, 1997.

6. Коробкин. В.И. и др. Экология., 2008.

7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2008.

8. Ливчак И. Ф. , Воронов Ю. Ф. "Охрана окружающей среды". -М.: Колос , 1995 .

9. Авраменко И.М. Природопользование., 2007.

10. Гиляров Э.М. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2007.

11. Алевтина Дончева: Экологическое проектирование и экспертиза., 2005г.

12. В. К. Донченко, В. М. Питулько, В. В. Растоскуев, С. А. Фролова "Экологическая экспертиза"., 2008 г.

[1] Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”, Статья 1. Экологическая экспертиза, от 23.11.95

[2] Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”, Статья 3. Принципы экологической экспертизы, от 23.11.95

[3] Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”, Статья 20. Общественная экологическая экспертиза, от 23.11.95

Введение

Двадцатое и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

На наших глазах экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.

В связи с вышесказанным особое место в сохранении и охране природных богатств занимают вопросы управления экоразвитием и экологизацией. Хотя эти вопросы в настоящее время и ставятся в основном на международном уровне, они могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства, экологической политикой, а также экологическим состоянием государства. Как и любая глобальная система управления, система управления экоразвитием и экологизацией должна, прежде всего, находить своё воплощение в мелких структурах на местах, то есть непосредственно при реализации любого проекта.

Понятие и цели экологической экспертизы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок­ружающей среды является экологическая экспертиза, про­водимая в стране более десяти лет. “Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”.[1] Ее цель — предупрежде­ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Наши рекомендации