Сохранение здоровья населения
58. Опасным, часто присутствующим в водопроводной воде веществом, существенно увеличивающим вероятность рака мочевого пузыря и прямой кишки, является:
а) свинец;
б) хлор; +
в) кальций;
г) железо.
59. Источником свинца, ионы которого вызывают анемию, почечную недостаточность, заболевания лёгких и замещают ионы кальция в костях, является производство:
а) красок и автомобильного топлива; +
б) солнечных батарей, космических антенн;
в) калийных и фосфорных удобрений;
г) ртутных батарей, ламп, пестицидов.
60. Степень восприимчивости различных организмов, тканей и клеток к действию ионизирующих излучений называют:
а) реакционной способностью;
б) радиопротекцией;
в) радиочувствительностью; +
г) радиоактивностью.
61. Повреждение зубной эмали вызывается избытком в питьевой воде ионов:
а) кальция (Ca);
б) кремния (Si);.
в) фтора (F); +
г) серы (S).
62. Уменьшение толщины озонового слоя в верхних слоях атмосферы приводит к повышению уровня заболеваний:
а) органов дыхания;
б) пищевода и желудка;
в) кожи и роговицы глаза; +
г) органов выделения.
63.Химический элемент, используемый для производства батарей, ламп, для производства красок, пестицидов, измерительных приборов, при попадании в организм вызывает судороги, параличи, психические расстройства, слепоту и обладает тератогенным действием (болезнь Минамата):
а) сурьма (Sb);
б) железо (Fe);
в) ртуть (Hg); +
г) хром (Cr).
Изменение климата
64. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:
а) разрушением «озонового экрана»;
б) фотохимическим смогом;
в) изменением солнечной активности;
г) «парниковым эффектом». +
65. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:
а) в Хельсинки (1985 г.);
б) в Стокгольме (1972 г.);
в) в Копенгагене (2009 г.);
г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +
Природные ресурсы
66.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:
а) разведанные запасы;
б) природные резервы;
в) природные ресурсы; +
г) исчерпаемые ресурсы.
67. К возобновимым ресурсам не относятся:
а) растительные ресурсы;
б) ресурсы животного мира;
в) минеральные ресурсы; +
г) солнечная энергия.
68. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:
а) сокращение промышленного водопотребления;
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин; +
г) уменьшение загрязнителей.
69.В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:
а) сокращение промышленного водопотребления; +
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин;
г) уменьшение загрязнителей.
70. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:
а) личинка веснянки; +
б) личинка жука-короеда;
в) личинка капустной белянки;
г) личинка майского жука.
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4
71. Некорректным определением устойчивого развития является:
а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +
б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;
в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;
г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.
Задание 3
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
72. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
а) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха. +
Примерное обоснование (решение) к заданию 72.
Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.
Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.
Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).
Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
Задание 4
«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»
Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.
Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:
Задание
Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.
1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.
2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации для установления экологической проблемы и нахождения путей и способов её решения.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде ВОПРОСОВ тех аспектов модели экологической ситуации, информации о которых не достаёт для определения путей и способов решения установленной экологической проблемы.
4. Напишите эти ответы.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде предположительных (гипотетических) ОТВЕТОВ на вопросы, содержащие описание путей и, возможно, способов решения установленной на основе анализа документа экологической проблемы.
Ситуация
В декабре 2009 г. в Копенгагене прошла 15-я конференции ООН по изменению климата, в которой приняли участие представители 192 стран, а также экологических и общественных организаций - около 15 тысяч человек.
На конференции обсуждались различные проблемы, связанные с изменением климата, среди них:
Колоссальное могущество природы: наводнение, стихии, бури, подъём уровня моря. Изменение климата меняет образ нашей планеты. Причуды погоды уже не являются чем-то необычным, это становится нормой.
Глобальное потепление, мы постоянно слышим это выражение, но за знакомыми словами стоит пугающая действительность. Лёд на нашей планете тает и это меняет всё. Моря поднимутся, города могут быть затоплены и миллионы людей могут пострадать.
По всему миру уровень океана поднимается в 2 раза быстрее чем 150 лет назад. В 2005 году 315 куб км льда из Гренландии и Антарктики растаяли в море, для сравнения в городе Москва в год используется 6 куб км воды – это глобальное таяние.
Связь между уровнем углекислоты в атмосфере и температурой учеными установлена уже давно, но до сих пор было трудно оценить, насколько увеличится температура в зависимости от количества выбросов двуокиси углерода из-за сложных взаимодействий между человеческими выбросов углерода, концентрациями в атмосфере и изменением температуры.
Установлено, что несмотря на имеющиеся факторы неопределенности, каждый выброс углекислого газа приводит к повышению температуры на планете, независимо от того за какой период времени происходит выброс.
Класс
Тексты заданий с решениями
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)
Биосфера