Всероссийской олимпиады школьников по Экологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Всероссийской олимпиады школьников по Экологии
Задания c ответами и системой оценивания
для проведения заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по экологии
Москва 2010
Класс
Тексты заданий с решениями
Задание 1
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)
Биосфера
Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов
1. В целом на Земле в наибольшей степени подвержен колебаниям следующий экологический фактор:
а) газовый состав атмосферы;
б) солевой состав морской воды;
в) радиационный фон Земли;
г) освещенность. +
2. К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:
а) выделение болезнетворными бактериями токсинов;
б) перенос пыльцы растений ветром; +
в) выделение зелеными растениями кислорода;
г) разложение органических веществ в почве.
3. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
а) оптимальным;
б) биотический;
в) сигнальным;
г) ограничивающим. +
4. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют:
а) экстремальным условием;
б) экологическим фактором; +
в) местом обитания;
г) экологическим ресурсом.
5. Целостная система – совокупность живых организмов, которые обитают на определенном месте и зависят друг от друга и от окружающей среды называется:
а) биотоп;
б) экосистема;
в) биоценоз; +
г) вид.
Влияние жизнедеятельности организмов на среду обитания
6. Наиболее существенное влияние на формирование мягкого климата на планете оказывают:
а) степи;
б) луга;
в) лесотундра;
г) леса.+
7. На мозаичность почвенного и растительного покровов своей роющей деятельностью существенное влияние оказывают:
а) барсуки;
б) кроты; +
в) лисицы;
г) ежи.
8. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности организмов и сил неживой природы, является:
а) подзол;
б) кремнозем;
в) гумус; +
в) подстилка.
Основные пути приспособления организмов к среде
9. К животным, которые могут жить всю жизнь на сухом корме, получая воду за счет окисления составных частей пищи, относятся:
а) черепаха и саранча;
б) хомяк и жужелица;
в) тушканчик и платяная моль; +
г) еж и стрекоза.
10. Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют:
а) симбиозом;
б) паразитизмом;
в) анабиозом; +
г) аменсализмом.
11. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву для:
а) убежища от неблагоприятных температур; +
б) получения питьевой воды;
в) убежища от эктопаразитов;
г) обучения потомства охоте.
12. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят:
а) потоотделение; +
б) изменение размеров тела;
в) развитие волосяных покровов;
г) густое оперение.
Приспособительные ритмы жизни
13. Приливно-отливные ритмы обусловлены:
а) притяжением Солнца;
б) колебаниями температуры;
в) лунным притяжением; +
г) сейсмическими толчками.
14. Чередование темного и светлого времени суток не оказывает существенного влияния на жизнедеятельность:
а) крота; +
б) тритона;
в) белки;
г) гадюки.
15. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для жизнедеятельности зайца-русака является цикличность жизни:
а) пеночки;
б) беркута; +
в) белки;
г) лося.
Жизненные формы организмов
16. Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют:
а) средой жизни;
б) фактором среды;
в) жизненной формой; +
г) метаморфозом.
17. Компактное тело с мощными передними конечностями характерно для животного, которое:
а) скачет;
б) прыгает;
в) бегает;
г) роет. +
18. Компактное тело с длинным хвостом, с удлиненными задними конечностями и значительно укороченными передними характерно для животного, которое:
а) плавает;
б) прыгает; +
в) летает;
г) лазает.
19. Ярким примером приспособлений в условиях недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:
а) суккуленты;
б) кустарники;
в) лианы; +
г) стланики.
20. Бентосом называют совокупность организмов, обитающих:
а) в толще водоема;
б) в береговой зоне;
в) на дне водоема; +
г) на морском острове.
21. Растение, напоминающее подушку и состоящее из тесно скученных и сильно ветвящихся коротких побегов, произрастает в условиях:
а) плотного грунта и низкой увлажненности;
б) высокой влажности и слабой освещенности;
в) низких температур и сильных ветров; +
г) высоких температур и низкой влажности.
Особенности водной среды
22. Водная среда пополняется кислородом за счет:
а) химических реакций;
б) дыхания зоопланктона;
в) разложения органики;
г) фотосинтеза водорослей. +
23. Экологическая группа — планктон объединяет организмы:
а) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями; +
б) обитающие на дне водоема;
в) способные передвигаться вплавь на значительные расстояния за счет мускульных усилий;
г) обитающие в зоне пленки поверхностного натяжения.
24. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:
а) постоянная циркуляция воды; +
б) равномерное распределение жизни;
в) рассеивание энергии;
г) изолированность от суши.
25. Концентрация кислорода в водной среде понижается при:
а) уменьшении солености;
б) повышении температуры; +
в) увеличении освещенности;
г) понижении давления.
26. Дополнительным органом дыхания обитателей водной среды служат:
а) покровы тела; +
б) жабры;
в) боковые плавники;
г) легкие.
27. Водная среда в основном пополняется кислородом за счет:
а) диффузии из воздуха; +
б) океанических течений;
в) атмосферных осадков;
г) силы тяжести.
28. Одним из приспособлений, характерных для организмов, объединяемых в особую экологическую группу — планктон, является:
а) развитие органов чувств;
б) недоразвитие или отсутствие скелета; +
в) отсутствие легких;
г) увеличение размеров.
29. Явление замора, т. е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:
а) нехваткой пищи;
б) недостатком кислорода; +
в) отсутствием света;
г) наличием паразитов.
30. Условия, близкие к анаэробным, могут создаваться в:
а) прибрежной зоне водоема;
б) серединной части водоема;
в) зоне прилива;
г) придонной области. +
Особенности почвенной среды
31. Почву как среду обитания сближает с водной средой:
а) способность к перемешиванию;
б) угроза иссушения верхних горизонтов;
в) температурный режим; +
г) проникновение солнечного света.
32. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:
а) в горизонтальном направлении;
б) при смене дня и ночи;
в) в вертикальном направлении; +
г) при смене сезона.
33. Органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:
а) субстратом;
б) илом;
в) перегноем;
г) почвой. +
34. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:
а) возрастании температуры;
б) засолении почвы;
в) понижении давления;
г) затоплении почвы. +
35. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:
а) длинные, развитые задние конечности;
б) недоразвитые органы зрения; +
в) мощно развитые клыки;
г) большие ушные раковины.
36. По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается:
а) концентрация углекислого газа;
б) спектральный состав света;
в) концентрация кислорода; +
г) длина корневых волосков.
37. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:
а) резком повышении температуры;
б) гниении растительных остатков; +
в) интенсивном размножении простейших;
г) повышении атмосферного давления.
38. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
а) малого поперечного сечения и способное изгибаться; +
б) с жесткими чешуйчатыми покровами;
в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;
г) с роющими конечностями.
39. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:
а) короткопалые передние конечности; +
б) мощно развитые клыки;
в) гибкие шейный и грудной отделы;
г) развитые потовые железы.
Инвазия
54. Моллюск дрейссена заселил промышленные водоемы тепловых и атомных электростанций. При этом основная проблема, на решение которой приходится ежегодно затрачивать значительные средства, заключается:
а) в сокращении биоразнообразия промышленных водоемов;
б) в загрязнении промышленных водоемов продуктами жизнедеятельности моллюсков;
в) в обрастании и засорении промышленных водозаборов; +
г) в сокращении уловов рыбы в промышленных водоемах.
55. Неконтролируемое распространение животных и растений на новые территории получило название:
а) интродукция;
б) инвазия; +
в) акклиматизация;
г) реаклиматизация.
56. В Великих американских озерах обитало 22 вида местных двустворчатых моллюсков. Как только в эти водоемы из Европы попала дрейссена, устойчивость водных экосистем начала снижаться, так как биоразнообразие:
а) исчезло;
б) возросло;
в) сократилось; +
г) не изменилось.
57. Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является:
а) появление в России колорадского жука;
б) распространение американской ондатры в европейской части России; +
в) уничтожение растительности кроликами в Австралии;
г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами.
Изменение климата
64. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:
а) разрушением «озонового экрана»;
б) фотохимическим смогом;
в) изменением солнечной активности;
г) «парниковым эффектом». +
65. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:
а) в Хельсинки (1985 г.);
б) в Стокгольме (1972 г.);
в) в Копенгагене (2009 г.);
г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +
Природные ресурсы
66.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:
а) разведанные запасы;
б) природные резервы;
в) природные ресурсы; +
г) исчерпаемые ресурсы.
67. К возобновимым ресурсам не относятся:
а) растительные ресурсы;
б) ресурсы животного мира;
в) минеральные ресурсы; +
г) солнечная энергия.
68. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:
а) сокращение промышленного водопотребления;
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин; +
г) уменьшение загрязнителей.
69.В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:
а) сокращение промышленного водопотребления; +
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин;
г) уменьшение загрязнителей.
70. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:
а) личинка веснянки; +
б) личинка жука-короеда;
в) личинка капустной белянки;
г) личинка майского жука.
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4
71. Некорректным определением устойчивого развития является:
а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +
б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;
в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;
г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.
Задание 3
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
72. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
а) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха. +
Примерное обоснование (решение) к заданию 72.
Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.
Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.
Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).
Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
Задание 4
«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»
Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.
Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:
Задание
Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.
1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.
2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации для установления экологической проблемы и нахождения путей и способов её решения.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде ВОПРОСОВ тех аспектов модели экологической ситуации, информации о которых не достаёт для определения путей и способов решения установленной экологической проблемы.
4. Напишите эти ответы.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде предположительных (гипотетических) ОТВЕТОВ на вопросы, содержащие описание путей и, возможно, способов решения установленной на основе анализа документа экологической проблемы.
Ситуация
В декабре 2009 г. в Копенгагене прошла 15-я конференции ООН по изменению климата, в которой приняли участие представители 192 стран, а также экологических и общественных организаций - около 15 тысяч человек.
На конференции обсуждались различные проблемы, связанные с изменением климата, среди них:
Колоссальное могущество природы: наводнение, стихии, бури, подъём уровня моря. Изменение климата меняет образ нашей планеты. Причуды погоды уже не являются чем-то необычным, это становится нормой.
Глобальное потепление, мы постоянно слышим это выражение, но за знакомыми словами стоит пугающая действительность. Лёд на нашей планете тает и это меняет всё. Моря поднимутся, города могут быть затоплены и миллионы людей могут пострадать.
По всему миру уровень океана поднимается в 2 раза быстрее чем 150 лет назад. В 2005 году 315 куб км льда из Гренландии и Антарктики растаяли в море, для сравнения в городе Москва в год используется 6 куб км воды – это глобальное таяние.
Связь между уровнем углекислоты в атмосфере и температурой учеными установлена уже давно, но до сих пор было трудно оценить, насколько увеличится температура в зависимости от количества выбросов двуокиси углерода из-за сложных взаимодействий между человеческими выбросов углерода, концентрациями в атмосфере и изменением температуры.
Установлено, что несмотря на имеющиеся факторы неопределенности, каждый выброс углекислого газа приводит к повышению температуры на планете, независимо от того за какой период времени происходит выброс.
Класс
Тексты заданий с решениями
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)
Биосфера
Жизненные формы организмов
25. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
а) филогенеза;
б) конвергенции; +
в) анабиоза;
г) адаптации.
26. Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют:
а) средой жизни;
б) фактором среды;
в) жизненной формой; +
г) метаморфозом.
27. Процесс влияния факторов среды на морфологию организмов называют:
а) коэволюцией;
б) формообразованием; +
в) онтогенезом;
г) видообразованием.
28. Компактное тело с длинным хвостом, с удлиненными задними конечностями и значительно укороченными передними характерно для животного, которое:
а) плавает;
б) прыгает; +
в) летает;
г) лазает.
29. Ярким примером приспособлений в условиях недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:
а) суккуленты;
б) кустарники;
в) лианы; +
г) стланики.
30. Конвергенция признаков у разных форм в наибольшей степени затрагивает:
а) общий план строения организма;
б) части организма, контактирующие с внешней средой; +
в) внутренние системы организма;
г) части организма, участвующие в репродукции.
31. Растение, напоминающее подушку и состоящее из тесно скученных и сильно ветвящихся коротких побегов, произрастает в условиях:
а) плотного грунта и низкой увлажненности;
б) высокой влажности и слабой освещенности;
в) низких температур и сильных ветров; +
г) высоких температур и низкой влажности.
Особенности водной среды
32. Экологическая группа — планктон объединяет организмы:
а) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями; +
б) обитающие на дне водоема;
в) способные передвигаться вплавь на значительные расстояния за счет мускульных усилий;
г) обитающие в зоне пленки поверхностного натяжения.
33. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:
а) постоянная циркуляция воды; +
б) равномерное распределение жизни;
в) рассеивание энергии;
г) изолированность от суши.
34. Концентрация кислорода в водной среде понижается при:
а) уменьшении солености;
б) повышении температуры; +
в) увеличении освещенности;
г) понижении давления.
35. Дополнительным органом дыхания обитателей водной среды служат:
а) покровы тела; +
б) жабры;
в) боковые плавники;
г) легкие.
36.Водная среда в основном пополняется кислородом за счет:
а) диффузии из воздуха; +
б) океанических течений;
в) атмосферных осадков;
г) силы тяжести.
37. Одним из приспособлений, характерных для организмов, объединяемых в особую экологическую группу — планктон, является:
а) развитие органов чувств;
б) недоразвитие или отсутствие скелета; +
в) отсутствие легких;
г) увеличение размеров.
38. Явление замора, т. е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:
а) нехваткой пищи;
б) недостатком кислорода; +
в) отсутствием света;
г) наличием паразитов.
39. Условия, близкие к анаэробным, могут создаваться в:
а) прибрежной зоне водоема;
б) серединной части водоема;
в) зоне прилива;
г) придонной области. +
Особенности почвенной среды
40. Почву как среду обитания сближает с водной средой:
а) способность к перемешиванию;
б) угроза иссушения верхних горизонтов;
в) температурный режим; +
г) проникновение солнечного света.
41. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:
а) в горизонтальном направлении;
б) при смене дня и ночи;
в) в вертикальном направлении; +
г) при смене сезона.
42. Органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:
а) субстратом;
б) илом;
в) перегноем;
г) почвой. +
43. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:
а) возрастании температуры;
б) засолении почвы;
в) понижении давления;
г) затоплении почвы. +
44. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:
а) длинные, развитые задние конечности;
б) недоразвитые органы зрения; +
в) мощно развитые клыки;
г) большие ушные раковины.
45. По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается:
а) концентрация углекислого газа;
б) спектральный состав света;
в) концентрация кислорода; +
г) длина корневых волосков.
46. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:
а) резком повышении температуры;
б) гниении растительных остатков; +
в) интенсивном размножении простейших;
г) повышении атмосферного давления.
47. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
а) малого поперечного сечения и способное изгибаться; +
б) с жесткими чешуйчатыми покровами;
в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;
г) с роющими конечностями.
48. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:
а) короткопалые передние конечности; +
б) мощно развитые клыки;
в) гибкие шейный и грудной отделы;
г) развитые потовые железы.
Экологическая демография
49. Демографический переход приводит к:
а) увеличению рождаемости на фоне низкой смертности;
б) увеличению смертности на фоне низкой рождаемости;
в) снижению смертности на фоне высокой рождаемости;
г) стабилизации численности населения на новом уровне; +
50. Переход от собирательства к оседлому образу жизни, получил название:
а) «промышленная революция»;
б) «неолитическая революция»; +
в) «зеленая революция»;
г) «научно-техническая революция».
51. Существенное повышение продуктивности при применении в сельском хозяйстве научно-технических достижений получило название:
а) научно-техническая революция;
б) социальная революция;
в) промышленная революция;
г) зеленая революция; +
52. Органическое земледелие – это производство продуктов питания:
а) без применения сельскохозяйственной техники;
б) без применения искусственного полива;
в) с ориентацией на последние достижения генной инженерии;
г) без применения минеральных удобрений и пестицидов; +
Инвазия
64. Моллюск дрейссена заселил промышленные водоемы тепловых и атомных электростанций. При этом основная проблема, на решение которой приходится ежегодно затрачивать значительные средства, заключается:
а) в сокращении биоразнообразия промышленных водоемов;
б) в загрязнении промышленных водоемов продуктами жизнедеятельности моллюсков;
в) в обрастании и засорении промышленных водозаборов; +
г) в сокращении уловов рыбы в промышленных водоемах.
65. Неконтролируемое распространение животных и растений на новые территории получило название:
а) интродукция;
б) инвазия; +
в) акклиматизация;
г) реаклиматизация.
66. В Великих американских озерах обитало 22 вида местных двустворчатых моллюсков. Как только в эти водоемы из Европы попала дрейссена, устойчивость водных экосистем начала снижаться, так как биоразнообразие:
а) исчезло;
б) возросло;
в) сократилось; +
г) не изменилось.
67. Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является:
а) появление в России колорадского жука;
б) распространение американской ондатры в европейской части России; +
в) уничтожение растительности кроликами в Австралии;
г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами.
Изменение климата
76. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:
а) разрушением «озонового экрана»;
б) фотохимическим смогом;
в) изменением солнечной активности;
г) «парниковым эффектом». +
77. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:
а) в Хельсинки (1985 г.);
б) в Стокгольме (1972 г.);
в) в Копенгагене (2009 г.);
г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +
Природные ресурсы
78.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:
а) разведанные запасы;
б) природные резервы;
в) природные ресурсы; +
г) исчерпаемые ресурсы.
79. К возобновимым ресурсам не относятся:
а) растительные ресурсы;
б) ресурсы животного мира;
в) минеральные ресурсы; +
г) солнечная энергия.
80. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:
а) сокращение промышленного водопотребления;
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин; +
г) уменьшение загрязнителей.
81. В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:
а) сокращение промышленного водопотребления; +
б) модернизация очистных сооружений;
в) сооружение плотин;
г) уменьшение загрязнителей.
82. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:
а) личинка веснянки; +
б) личинка жука-короеда;
в) личинка капустной белянки;
г) личинка майского жука.
83. Главным фактором развития сельского хозяйства является:
а) растительный покров суши;
б) почвенный покров суши; +
в) биологическое разнообразие;
г) природные ландшафты.
84. Геоморфологи, специалисты, изучающие рельеф и его изменения, разработали способ изучения выветривания склонов «по обнаженным корням». Скорость отступания склона можно определить, измерив расстояние между нынешней его поверхностью и центром корневой шейки произрастающего на нем дерева, зная:
а) возраст дерева; +
б) высоту дерева;
в) толщину дерева;
г) породу дерева.
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4
85. Некорректным определением устойчивого развития является:
а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +
б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;
в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;
г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.
Задание 3
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
86. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
а) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха. +
Примерное обоснование (решение) к заданию 86.
Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.
Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.
Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).
Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
Задание 4
«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»
Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.
Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:
Задание
Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.
1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.
2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации