Всероссийской олимпиады школьников по Экологии

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Всероссийской олимпиады школьников по Экологии

 
  Всероссийской олимпиады школьников по Экологии - student2.ru

Задания c ответами и системой оценивания

для проведения заключительного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по экологии

Москва 2010

Класс

Тексты заданий с решениями

Задание 1

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)

Биосфера

Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов

1. В целом на Земле в наибольшей степени подвержен колебаниям следующий экологический фактор:

а) газовый состав атмосферы;

б) солевой состав морской воды;

в) радиационный фон Земли;

г) освещенность. +

2. К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:

а) выделение болезнетворными бактериями токси­нов;

б) перенос пыльцы растений ветром; +

в) выделение зелеными растениями кислорода;

г) разложение органических веществ в почве.

3. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

а) оптимальным;

б) биотический;

в) сигнальным;

г) ограничивающим. +

4. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют:

а) экстремальным условием;

б) экологическим фактором; +

в) местом обитания;

г) экологическим ресурсом.

5. Целостная система – совокупность живых организмов, которые обитают на определенном месте и зависят друг от друга и от окружающей среды называется:

а) биотоп;

б) экосистема;

в) биоценоз; +

г) вид.

Влияние жизнедеятельности организмов на среду обитания

6. Наиболее существенное влияние на формирование мягкого климата на планете оказывают:

а) степи;

б) луга;

в) лесотундра;

г) леса.+

7. На мозаичность почвенного и растительного покровов своей роющей деятельностью существенное влияние оказывают:

а) барсуки;

б) кроты; +

в) лисицы;

г) ежи.

8. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности организмов и сил неживой природы, является:

а) подзол;

б) кремнозем;

в) гумус; +

в) подстилка.

Основные пути приспособления организмов к среде

9. К животным, которые могут жить всю жизнь на сухом корме, получая воду за счет окисления со­ставных частей пищи, относятся:

а) черепаха и саранча;

б) хомяк и жужелица;

в) тушканчик и платяная моль; +

г) еж и стрекоза.

10. Физиологическое состояние организма, при кото­ром приостанавливаются все жизненные процессы, называют:

а) симбиозом;

б) паразитизмом;

в) анабиозом; +

г) аменсализмом.

11. Плотность грунта влияет на распределение на­земных животных, которые используют почву для:

а) убежища от неблагоприятных температур; +

б) получения питьевой воды;

в) убежища от эктопаразитов;

г) обучения потомства охоте.

12. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят:

а) потоотделение; +

б) изменение размеров тела;

в) развитие волосяных покровов;

г) густое оперение.

Приспособительные ритмы жизни

13. Приливно-отливные ритмы обусловлены:

а) притяжением Солнца;

б) колебаниями температуры;

в) лунным притяжением; +

г) сейсмическими толчками.

14. Чередование темного и светлого времени суток не оказывает существенного влияния на жизнеде­ятельность:

а) крота; +

б) тритона;

в) белки;

г) гадюки.

15. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для жизнедеятель­ности зайца-русака является цикличность жизни:

а) пеночки;

б) беркута; +

в) белки;

г) лося.

Жизненные формы организмов

16. Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют:

а) средой жизни;

б) фактором среды;

в) жизненной формой; +

г) метаморфозом.

17. Компактное тело с мощными передними конечнос­тями характерно для животного, которое:

а) скачет;

б) прыгает;

в) бегает;

г) роет. +

18. Компактное тело с длинным хвостом, с удлинен­ными задними конечностями и значительно укоро­ченными передними характерно для животного, которое:

а) плавает;

б) прыгает; +

в) летает;

г) лазает.

19. Ярким примером приспособлений в условиях недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:

а) суккуленты;

б) кустарники;

в) лианы; +

г) стланики.

20. Бентосом называют совокупность организмов, оби­тающих:

а) в толще водоема;

б) в береговой зоне;

в) на дне водоема; +

г) на морском острове.

21. Растение, напоминающее подушку и состоящее из тесно скученных и сильно ветвящихся коротких побегов, произрастает в условиях:

а) плотного грунта и низкой увлажненности;

б) высокой влажности и слабой освещенности;

в) низких температур и сильных ветров; +

г) высоких температур и низкой влажности.

Особенности водной среды

22. Водная среда пополняется кислородом за счет:

а) химических реакций;

б) дыхания зоопланктона;

в) разложения органики;

г) фотосинтеза водорослей. +

23. Экологическая группа — планктон объединяет ор­ганизмы:

а) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями; +

б) обитающие на дне водоема;

в) способные передвигаться вплавь на значитель­ные расстояния за счет мускульных усилий;

г) обитающие в зоне пленки поверхностного натя­жения.

24. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:

а) постоянная циркуляция воды; +

б) равномерное распределение жизни;

в) рассеивание энергии;

г) изолированность от суши.

25. Концентрация кислорода в водной среде понижается при:

а) уменьшении солености;

б) повышении температуры; +

в) увеличении освещенности;

г) понижении давления.

26. Дополнительным органом дыхания обитателей водной среды служат:

а) покровы тела; +

б) жабры;

в) боковые плавники;

г) легкие.

27. Водная среда в основном пополняется кислородом за счет:

а) диффузии из воздуха; +

б) океанических течений;

в) атмосферных осадков;

г) силы тяжести.

28. Одним из приспособлений, характерных для орга­низмов, объединяемых в особую экологическую группу — планктон, является:

а) развитие органов чувств;

б) недоразвитие или отсутствие скелета; +

в) отсутствие легких;

г) увеличение размеров.

29. Явление замора, т. е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:

а) нехваткой пищи;

б) недостатком кислорода; +

в) отсутствием света;

г) наличием паразитов.

30. Условия, близкие к анаэробным, могут создавать­ся в:

а) прибрежной зоне водоема;

б) серединной части водоема;

в) зоне прилива;

г) придонной области. +

Особенности почвенной среды

31. Почву как среду обитания сближает с водной сре­дой:

а) способность к перемешиванию;

б) угроза иссушения верхних горизонтов;

в) температурный режим; +

г) проникновение солнечного света.

32. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:

а) в горизонтальном направлении;

б) при смене дня и ночи;

в) в вертикальном направлении; +

г) при смене сезона.

33. Органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой и воз­ник в результате взаимодействия живых организ­мов и сил неживой природы, называется:

а) субстратом;

б) илом;

в) перегноем;

г) почвой. +

34. В почвенной среде могут возникать анаэробные ус­ловия при:

а) возрастании температуры;

б) засолении почвы;

в) понижении давления;

г) затоплении почвы. +

35. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:

а) длинные, развитые задние конечности;

б) недоразвитые органы зрения; +

в) мощно развитые клыки;

г) большие ушные раковины.

36. По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается:

а) концентрация углекислого газа;

б) спектральный состав света;

в) концентрация кислорода; +

г) длина корневых волосков.

37. В почвенной среде могут возникать анаэробные ус­ловия при:

а) резком повышении температуры;

б) гниении растительных остатков; +

в) интенсивном размножении простейших;

г) повышении атмосферного давления.

38. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:

а) малого поперечного сечения и способное изги­баться; +

б) с жесткими чешуйчатыми покровами;

в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;

г) с роющими конечностями.

39. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:

а) короткопалые передние конечности; +

б) мощно развитые клыки;

в) гибкие шейный и грудной отделы;

г) развитые потовые железы.

Инвазия

54. Моллюск дрейссена заселил промышленные водоемы тепловых и атомных электростанций. При этом основная проблема, на решение которой приходится ежегодно затрачивать значительные средства, заключается:

а) в сокращении биоразнообразия промышленных водоемов;

б) в загрязнении промышленных водоемов продуктами жизнедеятельности моллюсков;

в) в обрастании и засорении промышленных водозаборов; +

г) в сокращении уловов рыбы в промышленных водоемах.

55. Неконтролируемое распространение животных и растений на новые территории получило название:

а) интродукция;

б) инвазия; +

в) акклиматизация;

г) реаклиматизация.

56. В Великих американских озерах обитало 22 вида местных двустворчатых моллюсков. Как только в эти водоемы из Европы попала дрейссена, устойчивость водных экосистем начала снижаться, так как биоразнообразие:

а) исчезло;

б) возросло;

в) сократилось; +

г) не изменилось.

57. Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является:

а) появление в России колорадского жука;

б) распространение американской ондатры в европейской части России; +

в) уничтожение растительности кроликами в Австралии;

г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами.

Изменение климата

64. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:

а) разрушением «озонового экрана»;

б) фотохимическим смогом;

в) изменением солнечной активности;

г) «парниковым эффектом». +

65. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:

а) в Хельсинки (1985 г.);

б) в Стокгольме (1972 г.);

в) в Копенгагене (2009 г.);

г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +

Природные ресурсы

66.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:

а) разведанные запасы;

б) природные резервы;

в) природные ресурсы; +

г) исчерпаемые ресурсы.

67. К возобновимым ресурсам не относятся:

а) растительные ресурсы;

б) ресурсы животного мира;

в) минеральные ресурсы; +

г) солнечная энергия.

68. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:

а) сокращение промышленного водопотребления;

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин; +

г) уменьшение загрязнителей.

69.В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:

а) сокращение промышленного водопотребления; +

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин;

г) уменьшение загрязнителей.

70. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:

а) личинка веснянки; +

б) личинка жука-короеда;

в) личинка капустной белянки;

г) личинка майского жука.

Задание 2

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4

71. Некорректным определением устойчивого развития является:

а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +

б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;

г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.

Задание 3

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.

72. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха. +

Примерное обоснование (решение) к заданию 72.

Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.

Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.

Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).

Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

Задание 4

«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»

Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.

Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:

Задание

Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.

1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.

2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации для установления экологической проблемы и нахождения путей и способов её решения.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде ВОПРОСОВ тех аспектов модели экологической ситуации, информации о которых не достаёт для определения путей и способов решения установленной экологической проблемы.

4. Напишите эти ответы.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде предположительных (гипотетических) ОТВЕТОВ на вопросы, содержащие описание путей и, возможно, способов решения установленной на основе анализа документа экологической проблемы.

Ситуация

В декабре 2009 г. в Копенгагене прошла 15-я конференции ООН по изменению климата, в которой приняли участие представители 192 стран, а также экологических и общественных организаций - около 15 тысяч человек.

На конференции обсуждались различные проблемы, связанные с изменением климата, среди них:

Колоссальное могущество природы: наводнение, стихии, бури, подъём уровня моря. Изменение климата меняет образ нашей планеты. Причуды погоды уже не являются чем-то необычным, это становится нормой.

Глобальное потепление, мы постоянно слышим это выражение, но за знакомыми словами стоит пугающая действительность. Лёд на нашей планете тает и это меняет всё. Моря поднимутся, города могут быть затоплены и миллионы людей могут пострадать.

По всему миру уровень океана поднимается в 2 раза быстрее чем 150 лет назад. В 2005 году 315 куб км льда из Гренландии и Антарктики растаяли в море, для сравнения в городе Москва в год используется 6 куб км воды – это глобальное таяние.

Связь между уровнем углекислоты в атмосфере и температурой учеными установлена уже давно, но до сих пор было трудно оценить, насколько увеличится температура в зависимости от количества выбросов двуокиси углерода из-за сложных взаимодействий между человеческими выбросов углерода, концентрациями в атмосфере и изменением температуры.

Установлено, что несмотря на имеющиеся факторы неопределенности, каждый выброс углекислого газа приводит к повышению температуры на планете, независимо от того за какой период времени происходит выброс.

Класс

Тексты заданий с решениями

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)

Биосфера

Жизненные формы организмов

25. Процесс выработки внешнего сходства у неродст­венных форм организмов, ведущих одинаковый об­раз жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции; +

в) анабиоза;

г) адаптации.

26. Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют:

а) средой жизни;

б) фактором среды;

в) жизненной формой; +

г) метаморфозом.

27. Процесс влияния факторов среды на морфологию организмов называют:

а) коэволюцией;

б) формообразованием; +

в) онтогенезом;

г) видообразованием.

28. Компактное тело с длинным хвостом, с удлинен­ными задними конечностями и значительно укоро­ченными передними характерно для животного, которое:

а) плавает;

б) прыгает; +

в) летает;

г) лазает.

29. Ярким примером приспособлений в условиях недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:

а) суккуленты;

б) кустарники;

в) лианы; +

г) стланики.

30. Конвергенция признаков у разных форм в наи­большей степени затрагивает:

а) общий план строения организма;

б) части организма, контактирующие с внешней средой; +

в) внутренние системы организма;

г) части организма, участвующие в репродукции.

31. Растение, напоминающее подушку и состоящее из тесно скученных и сильно ветвящихся коротких побегов, произрастает в условиях:

а) плотного грунта и низкой увлажненности;

б) высокой влажности и слабой освещенности;

в) низких температур и сильных ветров; +

г) высоких температур и низкой влажности.

Особенности водной среды

32. Экологическая группа — планктон объединяет ор­ганизмы:

а) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями; +

б) обитающие на дне водоема;

в) способные передвигаться вплавь на значитель­ные расстояния за счет мускульных усилий;

г) обитающие в зоне пленки поверхностного натя­жения.

33. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:

а) постоянная циркуляция воды; +

б) равномерное распределение жизни;

в) рассеивание энергии;

г) изолированность от суши.

34. Концентрация кислорода в водной среде понижается при:

а) уменьшении солености;

б) повышении температуры; +

в) увеличении освещенности;

г) понижении давления.

35. Дополнительным органом дыхания обитателей водной среды служат:

а) покровы тела; +

б) жабры;

в) боковые плавники;

г) легкие.

36.Водная среда в основном пополняется кислородом за счет:

а) диффузии из воздуха; +

б) океанических течений;

в) атмосферных осадков;

г) силы тяжести.

37. Одним из приспособлений, характерных для орга­низмов, объединяемых в особую экологическую группу — планктон, является:

а) развитие органов чувств;

б) недоразвитие или отсутствие скелета; +

в) отсутствие легких;

г) увеличение размеров.

38. Явление замора, т. е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:

а) нехваткой пищи;

б) недостатком кислорода; +

в) отсутствием света;

г) наличием паразитов.

39. Условия, близкие к анаэробным, могут создавать­ся в:

а) прибрежной зоне водоема;

б) серединной части водоема;

в) зоне прилива;

г) придонной области. +

Особенности почвенной среды

40. Почву как среду обитания сближает с водной сре­дой:

а) способность к перемешиванию;

б) угроза иссушения верхних горизонтов;

в) температурный режим; +

г) проникновение солнечного света.

41. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:

а) в горизонтальном направлении;

б) при смене дня и ночи;

в) в вертикальном направлении; +

г) при смене сезона.

42. Органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой и воз­ник в результате взаимодействия живых организ­мов и сил неживой природы, называется:

а) субстратом;

б) илом;

в) перегноем;

г) почвой. +

43. В почвенной среде могут возникать анаэробные ус­ловия при:

а) возрастании температуры;

б) засолении почвы;

в) понижении давления;

г) затоплении почвы. +

44. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:

а) длинные, развитые задние конечности;

б) недоразвитые органы зрения; +

в) мощно развитые клыки;

г) большие ушные раковины.

45. По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается:

а) концентрация углекислого газа;

б) спектральный состав света;

в) концентрация кислорода; +

г) длина корневых волосков.

46. В почвенной среде могут возникать анаэробные ус­ловия при:

а) резком повышении температуры;

б) гниении растительных остатков; +

в) интенсивном размножении простейших;

г) повышении атмосферного давления.

47. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:

а) малого поперечного сечения и способное изги­баться; +

б) с жесткими чешуйчатыми покровами;

в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;

г) с роющими конечностями.

48. Особенностью внешнего облика землероев, которая отражает их приспособленность к роющему образу жизни, являются:

а) короткопалые передние конечности; +

б) мощно развитые клыки;

в) гибкие шейный и грудной отделы;

г) развитые потовые железы.

Экологическая демография

49. Демографический переход приводит к:

а) увеличению рождаемости на фоне низкой смертности;

б) увеличению смертности на фоне низкой рождаемости;

в) снижению смертности на фоне высокой рождаемости;

г) стабилизации численности населения на новом уровне; +

50. Переход от собирательства к оседлому образу жизни, получил название:

а) «промышленная революция»;

б) «неолитическая революция»; +

в) «зеленая революция»;

г) «научно-техническая революция».

51. Существенное повышение продуктивности при применении в сельском хозяйстве научно-технических достижений получило название:

а) научно-техническая революция;

б) социальная революция;

в) промышленная революция;

г) зеленая революция; +

52. Органическое земледелие – это производство продуктов питания:

а) без применения сельскохозяйственной техники;

б) без применения искусственного полива;

в) с ориентацией на последние достижения генной инженерии;

г) без применения минеральных удобрений и пестицидов; +

Инвазия

64. Моллюск дрейссена заселил промышленные водоемы тепловых и атомных электростанций. При этом основная проблема, на решение которой приходится ежегодно затрачивать значительные средства, заключается:

а) в сокращении биоразнообразия промышленных водоемов;

б) в загрязнении промышленных водоемов продуктами жизнедеятельности моллюсков;

в) в обрастании и засорении промышленных водозаборов; +

г) в сокращении уловов рыбы в промышленных водоемах.

65. Неконтролируемое распространение животных и растений на новые территории получило название:

а) интродукция;

б) инвазия; +

в) акклиматизация;

г) реаклиматизация.

66. В Великих американских озерах обитало 22 вида местных двустворчатых моллюсков. Как только в эти водоемы из Европы попала дрейссена, устойчивость водных экосистем начала снижаться, так как биоразнообразие:

а) исчезло;

б) возросло;

в) сократилось; +

г) не изменилось.

67. Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является:

а) появление в России колорадского жука;

б) распространение американской ондатры в европейской части России; +

в) уничтожение растительности кроликами в Австралии;

г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами.

Изменение климата

76. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:

а) разрушением «озонового экрана»;

б) фотохимическим смогом;

в) изменением солнечной активности;

г) «парниковым эффектом». +

77. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:

а) в Хельсинки (1985 г.);

б) в Стокгольме (1972 г.);

в) в Копенгагене (2009 г.);

г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +

Природные ресурсы

78.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:

а) разведанные запасы;

б) природные резервы;

в) природные ресурсы; +

г) исчерпаемые ресурсы.

79. К возобновимым ресурсам не относятся:

а) растительные ресурсы;

б) ресурсы животного мира;

в) минеральные ресурсы; +

г) солнечная энергия.

80. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:

а) сокращение промышленного водопотребления;

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин; +

г) уменьшение загрязнителей.

81. В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:

а) сокращение промышленного водопотребления; +

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин;

г) уменьшение загрязнителей.

82. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:

а) личинка веснянки; +

б) личинка жука-короеда;

в) личинка капустной белянки;

г) личинка майского жука.

83. Главным фактором развития сельского хозяйства является:

а) растительный покров суши;

б) почвенный покров суши; +

в) биологическое разнообразие;

г) природные ландшафты.

84. Геоморфологи, специалисты, изучающие рельеф и его изменения, разработали способ изучения выветривания склонов «по обнаженным корням». Скорость отступания склона можно определить, измерив расстояние между нынешней его поверхностью и центром корневой шейки произрастающего на нем дерева, зная:

а) возраст дерева; +

б) высоту дерева;

в) толщину дерева;

г) породу дерева.

Задание 2

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4

85. Некорректным определением устойчивого развития является:

а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +

б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;

г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.

Задание 3

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.

86. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха. +

Примерное обоснование (решение) к заданию 86.

Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.

Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.

Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).

Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

Задание 4

«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»

Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.

Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:

Задание

Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.

1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.

2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации

Наши рекомендации