ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 18. Экологическое страхование
1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДОБРОВОЛЬНОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
Декабря 1992 года
Ноября 1992 года
6. ЛИМИТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ФРАНШИЗА
Условия страхования экологической ответственности предусматривают
установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты от-
ветственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков
(франшиза).
Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одно-
му иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.
Выплаты в счет лимитов ответственности относятся на тот период
действия договора, когда иск о выплате возмещения был предъявлен стра-
хователю или когда страхователь впервые осознал обстоятельства, послу-
жившие толчком к предъявлению иска. При оплате серии исков, связанных
с одним страховым случаем, целесообразно все выплаты относить на пери-
од, когда был предъявлен первый из исков.
При причинении вреда нескольким физическим или юридическим лицам
на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому
из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) вып-
лачивается в пределах лимита в сумме, пропорциональной объему вреда,
причиненного каждому из этих лиц.
Франшиза или собственное участие страхователя в оплате убытков
устанавливается, как правило в твердой сумме. Она может быть установ-
лена как для всех, так и для отдельных видов ущерба чаще всего по каж-
дому иску (или каждому страховому случаю). При этом может применяться
так называемая безусловная франшиза, при которой выплата страхового
возмещения во всех случаях осуществляется в размере разницы между сум-
мами ущерба и франшизы. Любые лимиты ответственности в этом случае
устанавливаются сверх сумм франшиз, которые не входят в сумму лимита.
За соучастие страхователя в возмещении ущерба (франшизу) необхо-
димо делать скидки с суммы исчисленных страховых платежей.
ТЕМА 7. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Задача № 1.
Борисов не соблюдает законодательство об охране окружающей среды и дает распоряжение о вводе в эксплуатацию мазутного хозяйства котельной «Южная».
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ в поверхностные водные объекты, и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
Мне кажется, что его можно привлечь, по ст 246 УК РФ
О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.
ФЗ «Об охране окр. среды»
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
Ч. 2 Граждане имеют право
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
ст. 77
3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Этим гражданам нужно обратиться в суд, т.к. они претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу.
Ст. 78
1. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Какие доказательства должны быть предъявлены?
Предшествующий Закон "Об охране окружающей природной среды" указывал конкретные факторы, которые должны учитываться при определении величины причиненного здоровью граждан вреда: степень утраты трудоспособности потерпевшего, в случае инвалидности – результаты МСЭ, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
Задача № 4
Действия Икотина можно рассматривать как экологическое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена нормами Уголовного Кодекса РФ, по следующим причинам:
во-первых, место совершения правонарушения – государственный природный заповедник – в соответствии с ФЗ от 27.12.2009 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» относится к категории особо охраняемых природных территорий со специальным режимом обращения (п. «а» ч.1 ст.
2). 1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 ФЗ).
2. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами (ст. 6 ФЗ).
5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников (ст. 9 ФЗ).
Во-вторых, объективная сторона совершенного правонарушения составляет проникновение на особо охраняемую природную территорию без получения соответствующего разрешения, а также незаконную охоту (стрелял в зайца, но не попал). При отсутствии последнего признака действия Икотина можно было бы квалифицировать как административное правонарушение (Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
Однако в данном случае действия Икотина составляют объективную сторону незаконной охоты, совершенной на особо охраняемой природной территории (п. «г» ч.1 ст. 258 УК РФ).
Задача № 5
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Статья 12. Общие положения
1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Квалифицировать деяние следует по ст.258 УК
Статья 258. Незаконная охота
1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. То есть здесь явно обнаруживаем признак уголовно наказуемого деяния.
Но в УК есть еще статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Надо ли квалифицировать по совокупности? НЕТ. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в совершении незаконной охоты (ст. 258 УК) и других преступлений, где особо охраняемые природные территории как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.(то есть по 258 в данном случае)
НО!!! Вообще запрета на охоту на территории нац-го парка закон не содержит.
Есть даже приказ:
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 ноября 2008 года, № 315
Об утверждении Положения о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на особо охраняемых природных территориях федерального значения
2. Лицензии выдаются на изъятие из среды обитания одного животного, либо специально указанного в лицензии количества особей охотничьих животных, либо особей определенного вида охотничьих животных или группы их видов в определенном месте в сезон охоты или в специально указанные в лицензии сроки.
3. Лицензии выдаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) гражданам, имеющим удостоверения на право охоты (далее - граждане), в соответствии с данным Положением.
4. Лицензии выдаются на особо охраняемые природные территории федерального значения или их отдельные участки, режим особой охраны которых допускает осуществление любительской и спортивной охоты.
То есть возможен вариант наличия лицензии, тогда надо смотреть, были ли еще какие-либо нарушения.
Задача № 7
Во-первых, из условия задачи можно сделать вывод о том, что имело место существенное изменение свойств воздуха.Это уже наталкивает на мысль о том, что всё-таки, скорее всего, мы имеем дело с уголовно наказуемым деяниям — ст. 251. Загрязнение воздуха, которая как раз применяется в тех случаях, когда возможно установить причинно-следственную связь между действием(бездействием) и их последствиями. Данный состав явл-ся материальным: обязательно наступление последствия в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха.
Статья 251. Загрязнение атмосферы
1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
В чём конкретно может быть выражено нарушение?
Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и объектов связано: с превышением нормативов выбросов; превышением нормативов физических воздействий; с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; с вредным физическим воздействием на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ.
Под нарушением правил эксплуатации объектов понимается также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов в атмосферу.
Теперь посмотрим составы КоАП
Ст.8.1
. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных с
ооружений, оборудования или аппаратуры
Ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (Но это общая норма , а в данном случае скорее всего, уместнее применять нормы, непосредственно касающиеся атмосферного воздуха)
В общем, надо смотреть можно ли доказать обстоятельства, необходимые для привлечения к уголовной отв-ти(судя по условию, это возможно). Если нет, следовательно, можно привлекать к административной ответственности.
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Задача № 8
Правовое регулирование хранения,вывозв снега осуществляется на уровне местного самоуправления
Строительные нормы и правила РФ СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (одобрены постановлением Госстроя РФ от 19 апреля 2004 г. N 70)
5 Строительные работы
Пункт 5.5
снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;
Вывоз снега на пустырь мог осуществляться как временная мера,если органом местного самоуправления не установлены соответствующие правила,если же в нормативном акте органа местного самоуправления этот пустырь обозначен как место вывоза снега управляющий торговым центром не допустли нарушений
Задача № 9
КоАП РФ:
Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Вопрос возникает следующий: какие условия предполагает водопользование?
Для ответа на поставленный вопрос необходимо воспользоваться положениями Водного Кодекса:
Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;( как раз склад производственных отходов наносит вред окружающей среде)
Следовательно, меры ответсвенности применены были с соблюдением законных оснований. Но вопрос в следующем: если даже наступила для виновного административная ответственность, то как предотвратить причинение окружающей среде в будущем?
Водный Кодекс говорит о возможности приостановления или ограничения водопользования.
Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
1. Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:
1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
3) причинения вреда окружающей среде;
4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Задача № 10
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Здесь важно определиться с тем, несоблюдение каких требований влечет эту ответственность. Требования установлены ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Для привлечения к адм ответственности необходимо выяснить, прежде всего, соблюдались ли требования, предусмотренные федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Кроме того, есть специальный ФЗ « Об отходах производства и потребления», его нормы призваны помочь в уяснении содержания важных понятий, например, его нужно использовать для того, чтобы понять, что считать отходами производства и потребления и др.
Некоторые выдержки из этого ФЗ:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов,полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Статья 4. Отходы как объект права собственности
Часть 1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в действиях лица имеются признаки деяния, нарушающего установленные законом «Об охране окружающей среды» требования, его можно привлечь к административной отвественности по данному основанию