А для экологической экспертизы остаются объекты, перечисленные в ст. 11,12, причём приведенный в статье перечень объектов государственной экологической экспертизы является закрытым.

То есть следует различать разные виды экспертиз и учитывать, что при строительстве «не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей...»ст. 49 Градостроительного Кодекса

То естьтребовать проведения экологической экспертизы для строительства обычного офисного здания нельзя.

Задача № 3.

Позиция общественного объединения не обоснованна, так как в ходе подготовки к экологической экспертизе опрос граждан допустим, это вытекает

Во-первых, из принципа гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведения экологической экспертизы, закрепленного в ст. 3. ФЗ «Об экологической экспертизе», что предполагает участие общественных объединений в проведении экологической экспертизы, например, в форме опросов, это же подтверждает Статья 68. ФЗ «Об охране окружающей среды»Общественный контроль в области охраны окружающей среды, которая в части 2. предусматривает, что общественный контроль может осуществляться и гражданами РФ при осуществлении ими своего права на благоприятную окружающую среду.

Во-вторых, ФЗ об «Экологической экспертизе» прямо предусматривает в ст. 9 ч. 1., что К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической
экспертизы на соответствующей территории относятся:
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам
экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений,
опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений)
и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов
среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
экологической экспертизе;

В– третьих, из приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", который был принят в целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. В части I данного приказа предусматриваются общественные обсуждения, под которыми понимается комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Одной из форм общественных обсуждений является опрос граждан- это вытекает из части IV пункта 4.3 данного постановления, в котором говорится, что Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую средуможет осуществляться в форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений; Т. Е. опрос определяется, как один из видов общественного обсуждения. Собственно это и есть нормы, направленные на реализацию принципа учета общественного мнения. + Статьями 23 и 24 Закона РФ "Об экологической экспертизе" (от 23 ноября 1995 г.) установлены следующие положения, устанавливающие правовые нормы проведения общественной экологической экспертизы:

Задача № 4

Экспертная комиссия правомерно отказала в экспертизе проекта строительства цементного завода, так как действительно, для того, чтобы была проведена государственная экологическая экспертиза требуется документация, содержащая материалы ОВОС Статья 14. ФЗ «Об экологической экспертизе» Порядок проведения государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11настоящего Федерального закона; Т.Е. предоставление данной документации обязательно при проведении ЭЭ. Это же подтверждает п. 19. Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы / утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в котором говорится, что основанием для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы может явится непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы в срок, указанный Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологическх требова-ний на стадии принятии управленческого решения, то ОВОС – на стадии его подготовки (еще во время проектирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.

Задача № 5.


1) Отвечая на вопрос о том, может ли некоммерческое партнерство « экологическая вахта» как таковое осуществлять общественную экологическую экспертизу, следует согласно статье 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» выяснить статус этой организации. Если «Экологическая Вахта» - общественная организация (объединение), основным направлением деятельности которой в соответствии с уставом является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которая зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации(порядок установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») , то она вполне может осуществлять экологическую экспертизу.
Однако если « Экологическая вахта» не обладает требуемым для проведения экологической экспертизы статусом, она тем не менее может инициировать проведение экологической экспертизы организацией, правомочной производить экологическую экспертизу.

2) Ответчик привел в возражение истцу довод о том, что «по данному объекту проводится государственная экологическая экспертиза, а общественное объединение в случае удовлетворения исковых требований не сможет провести экологическую экспертизу до даты завершения государственной экологической экспертизы.»
Действительно, если обращаться к статьям закона «об экологической экспертизе», то можно найти норму следующего содержания:
Ч 1 ст 22 ФЗ «Об экологической экспертизе»
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
Однако было нарушено, как представляется, право истца на достоверную информацию об окружающей среде, гарантированное ч 3 Статьи 22: «Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона» ( это в том случае если указанная организация действительно обладает правом проведения экологической экспертизы). А потому организация не могла воспользоваться принадлежащим ей правом по вине ответчика, и стало быть, суд может вынести решение об исполнении обязанности по предоставлению необходимых документов компанией. И, следовательно, общественная экспертиза будет произведена независимо от проведения государственной экологической экспертизы, что вообщем-то не противоречит ч 2 статьи 22: «Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы» , если эту норму толковать расширительно.

ФЗ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ.

Статья 33. Материальная ответственность

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 202-ФЗ)

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ГК РФ

Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Задача № 6

ФЗ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ.

Статья 33. Материальная ответственность

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 202-ФЗ)

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ГК РФ

Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должнобудет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Наши рекомендации