Пути снижения выбросов от автотранспорта.
Решение проблем снижения выбросов автотранспорта это очень важная сфера деятельности правительственных органов. Но вопросы создания на въездах в республику и областные центры экологических пунктов «Экотранснадзор» решаются очень медленно.
Необходимые мероприятия. В ближайшем будущем необходимо реализовать на автотранспорте республики ряд мероприятий экологической направленности по снижению выбросов, к числу которых в первую очередь относятся:
- завершение реконструкции действующего Ферганского нефтеперерабатывающего завода с целью полного производства высокооктанового неэтилированного бензина и дизельного топлива с низким содержанием серы (до 0,1%);
-обновление автотранспортного парка и введение мер регулирования импорта автомобилей;
-организация производства газобаллонного оборудования и ускорение темпов перевода автомобилей на использование сжатого природного газа;
-усиление системы контроля за экологическим состоянием автомобилей;
-расширение служб сервисного обслуживания автомобилей.
На дальнейшую перспективу необходимо предусмотреть:
- введение мер регулирования импорта автомобилей;
- внедрение систем нейтрализации отработавших газов;
- разработку собственных, соответствующих европейским стандартам, нормативов на выбросы от автотранспорта, находящегося в эксплуатации и новых автомобилей;
-освоить производство газоаналитического оборудования для контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов.
Ожидаемый эффект:
- Разработка национальных стандартов, соответствующих европейским стандартам по содержанию выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств. Данная часть мероприятия даст развитие по достижению национальных стандартов на выбросы в соответствии стандартами
ЕС. В настоящее время показатели стандартов ЕС не слишком сильно отличаются от стандартов, применяемых в Казахстане, и поэтому являются вполне достижимыми. Разработанные национальные стандарты должны быть сначала введены как руководство, с последующим обязательным введением в действие.
В данной части мероприятия предусматривается разработка стандартов на выбросы вредных веществ на эксплуатируемые автотранспортные средства и на вновь выпускаемые автотранспортные средства.
- Производство приборов по контролю содержания выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств. Целью данной части
мероприятия явится производство приборов в республике дляосуществление контроля выбросов вредных веществ от автотранспортных средств. Наличие этих приборов даст возможность определять автотранспортные средства, эксплуатируемые с повышенной токсичностью (дымностью), с последующей регулировкой выбросов вредных веществ.
При выполнении данной части мероприятия ожидается сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу до 30%.
Масштабы и источники загрязнения биосферырадиоактивными веществами.
Радиоактивное заражение — загрязнение местности и находящихся на ней объектов радиоактивными веществами.
Маштабы:
· Йод-131 — является бета- и гамма-радиоактивным, период полураспада — около 8 суток. В связи с бета-распадом, 131I вызывает мутации и гибель клеток, в которые он проник, а также — окружающих тканей на глубину нескольких миллиметров. Концентрируется в основном в щитовидной железе.
· Стронций-90 — период полураспада — примерно 28,8 лет. В окружающую среду 90Sr попадает преимущественно при выбросах с АЭС и ядерных взрывах. Крайне опасен. Откладывается, в основном, в костных тканях (костях).
· Цезий-137 — период полураспада — 33 года. Один из главных компонентов радиоактивного загрязнения биосферы. Выброс 137Cs в окружающую среду происходит в основном в результате аварий на предприятиях атомной энергетики и испытаний ядерного оружия.
· Кобальт-60 — период полураспада примерно равен 5,3 года.
· Америций-241 — период полураспада примерно равен 433 года.
Вклад указанных радиоактивных компонентов при Чернобыльской аварии составил (приблизительно):
· йода-131 — 1,8·1018Бк,
· цезия-137- 8,5·1016Бк,
· стронция-90 — 1·1016Бк.
Суммарная активность веществ, выброшенных в окружающую среду, составила, по различным оценкам, до 14·1018Бк (примерно 380 млн кюри).