Что такое экологические системы, факторы и биосфера?
Содержание и этапы развития экологии.
Экология –наука изучающая условия существования живых организмов их взаимосвязь между собой и средой в которой они обитают.
В первые термин был использован в 1866 г. биологом – дарвинистом Э.Геккель. По размерам объекта изучения делят:
· Аутэкология (изучают экологию особей организмов)
· Демэкология (экология популяции)
· Эйдэкология (экология вида)
· Синэкология (экологию биотического сообщества биоценоза)
· Биогеоценология (экология экосистем)
· Ландшафтная экология (экология крупныхэкосиситем)
· Глобальная (учения о биосфере)
Этапы развития экологии:
1) 1866-1903 гг. - этап анализа окружающей среды химическими, физическими и биологическими методами.
2) 1904-1958 гг. - анализ экологии отдельных видов животных и растений.
3) 1959-1974 гг. - изучение экологических систем.
4) С 1975 г. до настоящего времени - период бурного развития экологии, профилизации экологии.
Что такое экологические системы, факторы и биосфера?
Сообщество и неживая среда функционируют совместно, образуя экологическую систему. Экосистемныйуровень – это уровень организации живой материи, объединяющий организмы разных видов, которые взаимодействуют друг с другом и со средой обитания. Самая крупная экологическая система, которую мы знаем, – биосфераили экосфера; она включает все живые организмы Земли, находящиеся во взаимодействии с физической средой Земли как единое целое.
Экологические фактор – это любое условие среды, способные оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз, их индивидуального развития.
Экологические факторы делятся на 3 группы:
1.абиотическая (не живая среда)
Абиотические совокупности климатических, почвенно-грунтовых и факторов водной среды. Климатический факторов: t поступающая от солнца лучистая энергия освещает Земные поверхности, влажность атмосферного воздуха, осадки, газовый состав атмосферы, движение атмосферных масс, давление от t зависит интенсивность обмена вещества.
2.биотическая (живые организмы)
Биотические –воздействие на организм живой среды. Все влияния которой испытывает организм со стороны окружающих его организмов. Делится на 3 группы:
· Топические проявляются на почве их совместного обитания в виде антагонизма микроорганизмов угнетение или подавление одним видом орг. развития других
· Генеративные складываются на основе размножения
· Трохеические проявляется в форме многообразных пищевых взаимоотношений организма
3.антропогенная (деятельность человека)
Вся много образная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых существ или непредсказуемо отображается на их жизни.
Биосфера – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Основные понятия экологии.
Структура экологии
Экология | ||||
Теоретическая | Прикладная | ||
Земная | Космическая | ||||||||||||||||||||||
Чел-ка | Жив-х | Растений | Микров |
Клетки | Организма | Сообщества | |||
Водоёмов | Суши | Воздушной среды | |||
Тропиков | Умеренной зоны | ||||
Полярной зоны | |||||
Незагрязнённых систем | |||||
Измен-х природных систем | |||||
Антропогенных систем | |||||
Неизменённых природных систем |
Загрязнён ных систем |
Задачи экологии:
1.Иследование закономерностей организации жизни в том числе с антропогенными воздействиями на природную систему и биосферу в целом.
2.Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека.
3.Разработка системы мероприятий обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами
4.Востановление разрушенных природных систем
5.Сохранение (консервация) этапов участков биосферы.
Круговорот кислорода
В количественном соотношении кислород – главная составляющая живой материи. Если учитывать воду, содержащуюся в тканях, то, например, тело человека содержит 62,8% кислорода и 19,4% углерода.
Круговорот кислорода очень усложнен способностью эле-
мента образовывать многочисленные химические соединения, представленные в различных формах. В результате возникает
множество эпициклов, происходящих между литосферой и атмосферой или между гидросферой и двумя этими средами. Атмосферный кислород и кислород, содержащийся в многочисленных поверхностных рудах и минералах, имеет биогенное происхождение. В первичной атмосфере Земли кислород отсутствовал; его начали вырабатывать именно автотрофные организмы.
Загрязнение океана
Помимо сточных вод, большие массы соединений тяжелых металлов поступают в океан через атмосферу и с захоронением разнообразных отходов в Мировом океане. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий.
Ртуть
Ртуть переносится в океан с материковым стоком (прежде всего — из стока промышленных вод) и через атмосферу. В составе атмосферной пыли содержится около 12 тыс.т. ртути. До трети от этого количества образуется при выветривании пород, содержащих ртуть (киноварь). Ртуть антропогенного происхождения попадает в атмосферу в первую очередь при сжигании угля на электростанциях. Около половины годового промышленного производства этого металла (910 тыс. тонн) попадает в океан. Некоторые бактерии переводят токсичные хлориды ртути в еще более токсичную метилртуть. Соединения ртути накапливается многими морскими и пресноводными организмами в концентрациях, во много раз превышающих содержание ее в воде.
Употребление в пищу рыбы и морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению населения. Так, к 1977 году насчитывалось 2800 жертв болезни Минамата, причиной которой послужило поступление в залив Минамата со сточными водами отходов предприятий, на которых в качестве катализатора использовалась хлористая ртуть. Соединения ртути высокотоксичны для человека.
Свинец
Свинец — рассеянный элемент, содержащийся во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почвах, природных водах, атмосфере, живых организмах. Помимо того, свинец поступает в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности человека, в том числе с выхлопными газами поступает используемый в топливе тетраэтилсвинец. Через атмосферу океан получает 20-30 тысяч тонн свинца в год с континентальной пылью.[4]
В организм человека свинец попадает как с пищей и водой, так и из воздуха. Свинец может выводиться из организма, однако малая скорость выведения может приводить к накоплению в костях, печени и почках.
Кадмий
Кадмий является относительно редким и рассеянным элементом, в природе концентрируется в минералах цинка. Поступает в природные воды в результате смыва почв, выветривания полиметаллических и медных руд, и со сточными водами рудообогатительных, металлургических и химических производств. Кадмий в норме присутствует в организме человека в микроскопических количествах. При накоплении организмом соединений кадмия поражается нервная система, нарушается фосфорнокальциевый обмен. Хроническое отравление приводит к анемии и разрушению костей.
Природную среду.
Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов.
Опасность экологического кризиса совпала с научно-технической революцией не случайно. Научно-техническая революция создает условия снятия технических ограничений в использовании природных ресурсов. В результате снятия внутренних ограничений развития производства исключительно острую форму приняло новое противоречие - между внутренне безграничными возможностями развития производства и естественно ограниченными возможностями природной среды. Это противоречие, как и ранее возникавшие, может быть решено только в том случае, если естественные условия жизни общества будут все более охватываться искусственными средствами регуляции со стороны людей.
Меры по подновлению технологии производства, очистке отходов, борьбе с шумом и т.д., которые организуются сейчас в развитых странах, лишь оттягивают наступление катастрофы, но не способны предотвратить ее, поскольку не устраняют коренных причин возникновения экологического кризиса.
Понятие «парниковый эффект»
Парниковый эффект - это задержка атмосферой Земли теплового излучения планеты. Парниковый эффект наблюдал любой из нас: в теплицах или парниках температура всегда выше, чем снаружи. То же самое наблюдается и в масштабах Земного шара: солнечная энергия, проходя через атмосферу нагревает поверхность Земли, но излучаемая Землей тепловая энергии не может улетучиться обратно в космос, так как атмосфера Земли задерживает ее, действуя наподобие полиэтилена в парнике: она пропускает короткие световые волны от Солнца к Земле и задерживает длинные тепловые (или инфракрасные) волны, излучаемые поверхностью Земли. Возникает эффект парника. Парниковый эффект возникает из-за наличия в атмосфере Земли газов, которые обладают способностью задерживать длинные волны. Они получили название «парниковых» или «тепличных» газов.это задержка атмосферой Земли теплового излучения планеты. Парниковый эффект наблюдал любой из нас: в теплицах или парниках температура всегда выше, чем снаружи. То же самое наблюдается и в масштабах Земного шара: солнечная энергия, проходя через атмосферу нагревает поверхность Земли, но излучаемая Землей тепловая энергии не может улетучиться обратно в космос, так как атмосфера Земли задерживает ее, действуя наподобие полиэтилена в парнике: она пропускает короткие световые волны от Солнца к Земле и задерживает длинные тепловые (или инфракрасные) волны, излучаемые поверхностью Земли. Возникает эффект парника. Парниковый эффект возникает из-за наличия в атмосфере Земли газов, которые обладают способностью задерживать длинные волны. Они получили название «парниковых» или «тепличных» газов.
Парниковые газы присутствовали в атмосфере в небольших количествах (около 0,1%) с момента ее образования. Этого количества было достаточно, чтобы поддерживать за счет парникового эффекта тепловой баланс Земли на уровне, пригодном для жизни. Это так называемый естественный парниковый эффект, не будь его средняя температура поверхности Земли была бы на 30°С меньше, т.е. не +14° С, как сейчас, а -17° С.
Естественный парниковый эффект ничем не грозит ни Земле, ни человечеству, поскольку общее количество парниковых газов поддерживалось на одном уровне за счет круговорота природы, более того, ему мы обязаны жизнью.
Но увеличение в атмосфере концентрации парниковых газов приводит к усилению парникового эффекта и нарушению теплового баланса Земли. Именно это и произошло в последние два столетия развития цивилизации. Угольные электростанции, автомобильные выхлопы, заводские трубы и другие созданные человечеством источники загрязнения выбрасывают в атмосферу около 22 миллиардов тонн парниковых газов в год.
Содержание и этапы развития экологии.
Экология –наука изучающая условия существования живых организмов их взаимосвязь между собой и средой в которой они обитают.
В первые термин был использован в 1866 г. биологом – дарвинистом Э.Геккель. По размерам объекта изучения делят:
· Аутэкология (изучают экологию особей организмов)
· Демэкология (экология популяции)
· Эйдэкология (экология вида)
· Синэкология (экологию биотического сообщества биоценоза)
· Биогеоценология (экология экосистем)
· Ландшафтная экология (экология крупныхэкосиситем)
· Глобальная (учения о биосфере)
Этапы развития экологии:
1) 1866-1903 гг. - этап анализа окружающей среды химическими, физическими и биологическими методами.
2) 1904-1958 гг. - анализ экологии отдельных видов животных и растений.
3) 1959-1974 гг. - изучение экологических систем.
4) С 1975 г. до настоящего времени - период бурного развития экологии, профилизации экологии.
Что такое экологические системы, факторы и биосфера?
Сообщество и неживая среда функционируют совместно, образуя экологическую систему. Экосистемныйуровень – это уровень организации живой материи, объединяющий организмы разных видов, которые взаимодействуют друг с другом и со средой обитания. Самая крупная экологическая система, которую мы знаем, – биосфераили экосфера; она включает все живые организмы Земли, находящиеся во взаимодействии с физической средой Земли как единое целое.
Экологические фактор – это любое условие среды, способные оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз, их индивидуального развития.
Экологические факторы делятся на 3 группы:
1.абиотическая (не живая среда)
Абиотические совокупности климатических, почвенно-грунтовых и факторов водной среды. Климатический факторов: t поступающая от солнца лучистая энергия освещает Земные поверхности, влажность атмосферного воздуха, осадки, газовый состав атмосферы, движение атмосферных масс, давление от t зависит интенсивность обмена вещества.
2.биотическая (живые организмы)
Биотические –воздействие на организм живой среды. Все влияния которой испытывает организм со стороны окружающих его организмов. Делится на 3 группы:
· Топические проявляются на почве их совместного обитания в виде антагонизма микроорганизмов угнетение или подавление одним видом орг. развития других
· Генеративные складываются на основе размножения
· Трохеические проявляется в форме многообразных пищевых взаимоотношений организма
3.антропогенная (деятельность человека)
Вся много образная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых существ или непредсказуемо отображается на их жизни.
Биосфера – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Основные понятия экологии.
Структура экологии
Экология | ||||
Теоретическая | Прикладная | ||
Земная | Космическая | ||||||||||||||||||||||
Чел-ка | Жив-х | Растений | Микров |
Клетки | Организма | Сообщества | |||
Водоёмов | Суши | Воздушной среды | |||
Тропиков | Умеренной зоны | ||||
Полярной зоны | |||||
Незагрязнённых систем | |||||
Измен-х природных систем | |||||
Антропогенных систем | |||||
Неизменённых природных систем |
Загрязнён ных систем |
Задачи экологии:
1.Иследование закономерностей организации жизни в том числе с антропогенными воздействиями на природную систему и биосферу в целом.
2.Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека.
3.Разработка системы мероприятий обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами
4.Востановление разрушенных природных систем
5.Сохранение (консервация) этапов участков биосферы.