Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова
Б72
Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова
директор Центра агрохимической службы «Омский», доктор с.-х. наук В.М. Красницкий
Бобренко И.А.
Б72 Тестовые задания по экологии: Учеб. пособие / И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко. – 4-е изд., – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. – 88 с.
Учебное пособие содержит тестовые задания, сгруппированные по темам в соответствии с государственными стандартами ВПО для специальностей 080502,110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 и направлений подготовки бакалавров 110100, 110200, 120300, 260100 по экологии. Пособие предназначено для студентов как очной, так и заочной формы обучения. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами в целях самоконтроля.
Библиогр. сп. 36 назв.
УДК [574+631.95+504.06]:378.6:63
Б72
© И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко, 2007
© ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007
© Оформление. Издательство
ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………….….. Введение………………………………………………………………………. 1. Содержание и структура экологии………………...................................... 2. Природная среда и закономерности действия экологических факторов 2.1. Факторы среды и их классификация. Абиотические экологические факторы………………………………………………………………….. 2.2. Общие закономерности действия экологических факторов на организмы………………………………………………………………………… 3. Экология популяций и сообществ…………………………………………. 3.1. Структура и динамика популяций и сообществ………………….. 3.2. Биотические экологические факторы……………………………… 4. Классификация и свойства экологических систем………………………. 4.1. Организация и классификация экосистем…………………………. 4.2. Материальные и энергетические потоки в экосистемах………….. 4.3. Динамика и стабильность экосистем………………………………. 5. Биосфера и человек………………………………………………………… 5.1. Закономерности развития и динамики биосферы…………………. 5.2. Циклические процессы в биосфере………………………………… 5.3. Экологические проблемы современности…………………………. 6. Сельскохозяйственные экосистемы и их воздействие на биосферу……. 6.1. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства и экологические основы его рационального использования. Сельскохозяйственные экосистемы………………………………………….. 6.2. Экологические аспекты интенсификации сельскохозяйственного производства…………………………………………………………………… 6.3. Почвенно-биотический комплекс как основа агроэкосистемы 6.4. Оптимизация агроландшафтов и организация устойчивых сельскохозяйственных экосистем…………………………………………………. 6.5. Проблемы производства экологически чистой продукции………. 7. Управление экологизацией экономики…………………………………… 7.1. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов……………………………………………………………… 7.2. Комплексный анализ и оценка качества окружающей среды (ОС). Управление экологизацией экономики……………………………….. 7.3. Основы экономики природопользования………………………….. 7.4. Экология селитебных территорий………………………………….. 7.5. Основы экологического права…………………………………….. 7.6. Международное сотрудничество и общественные организации в области охраны окружающей среды………………………………………… Рекомендуемая литература………………………...........................…………. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время студент изучает значительное количество учебного материала во время внеаудиторной работы, и у него возникает необходимость объективно оценить качество самостоятельного освоения тем. Выяснилось, что обучающийся не всегда правильно делает акценты при внеаудиторном изучении того или иного материала. Как следствие – неудовлетворительный результат при ответах на вопросы текущего контроля в аудитории. Таким образом, возникает проблема качества самоконтроля студентами внеаудиторного изучения тем. Вместе с тем учебные издания и разработки по экологии в этом направлении практически отсутствуют.
Тестирование привлекает быстротой получения результатов, простотой в использовании, при этом оценка знаний объективна. Поэтому создано данное учебное пособие.
Правильные ответы на тестовые задания достигаются не только заучиванием определенной информации, но и созданием на ее основе определенных выводов и решений (их нет в учебнике).
Студент, использующий тестовые задания для самоконтроля, может легко определить, какие разделы экологии требуют дополнительной проработки. Это особенно актуально в связи с тем, что современное изучение дисциплины примерно на половину – это внеаудиторная самостоятельная работа. Особенно полезно такое пособие для студентов заочного обучения, так как до 80% материала они осваивают самостоятельно.
В качестве контроля знаний студентов на аудиторных занятиях преподаватель предлагает те же тестовые задания, но в другом порядке. Таким образом, студент заинтересован в том, чтобы во время внеаудиторной работы ответить на тесты правильно, для чего необходимо качественно освоить учебный материал. При этом достигается взаимосвязь самоконтроля знаний студентами и аудиторного контроля знаний обучающихся преподавателем.
Данное пособие содержит тестовые задания, охватывающие различные разделы экологии. В соответствии с этим представлены данные по истории и структуре экологии; подобраны разнообразные сведения, характеризующие явления и процессы на уровне отдельного организма, популяции, сообщества, биосферы; отражены вопросы управления природными ресурсами, методы экологических исследований, сельскохозяйственная экология и экология селитебных территорий, а также контроль, организация и управление природоохранной деятельностью.
Цель тестовых заданий состоит в определении студентом собственного уровня знаний учебно-программного материала по экологии. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами для самоконтроля.
Всего предлагается три формы тестовых заданий:
- закрытая;
- на установление соответствия;
- на установление последовательности.
Первая форма тестовых заданий предполагает выбор одного наиболее правильного и полного ответа или нескольких (всех) правильных ответов из предложенных вариантов.
Вторая форма тестовых заданий ориентирована на установление соответствия между предлагаемыми понятиями.
Третья форма тестовых заданий предполагает расположение предложенных вариантов в правильной последовательности.
Оценку «отлично» получают студенты, давшие не менее 90% правильных ответов, «хорошо» – не менее 80%, «удовлетворительно» – не менее 70%.
Тестовые задания по экологии составлены в соответствии с государственными стандартами ВПО 080502, 110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 специальностей и 110100, 110200, 120300, 260100 направлений подготовки бакалавров.
Анализ ошибок по ответам поможет студентам точно выявить, какой учебный материал требует дополнительной проработки.
Авторами пособия являются профессор кафедры экологии и биологии ОмГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Александрович Бобренко (предисловие, разделы 1 - 6), доцент кафедры экологии и биологии ОмГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Елена Геннадиевна Бобренко (введение, разделы 5, 7).
Авторы просят направлять свои отзывы и замечания по адресу: 644008, Омск, Институтская площадь, 2, кафедра экологии и биологии.
ВВЕДЕНИЕ
Добывая и перерабатывая руду, газ и уголь, создавая искусственные материалы, развивая транспортную систему, занимаясь сельским хозяйством, человек получает не только необходимые ему энергию, продукты, товары. Он неизбежно производит еще и миллионы тонн вредных веществ и отходов, которые загрязняют атмосферу, гидросферу, литосферу, нанося ущерб всем живым организмам, в том числе и самому себе. Поэтому к концу ХХ в., к сожалению, привычными стали такие понятия, как «озоновые дыры», «кислотные дожди», «парниковый эффект», «тяжелые металлы», «диоксины» и многие другие.
Человечество осознало, что нерациональное природопользование приведет к катастрофе. Сохранить хрупкую гармонию человека и природы – главная задача, стоящая перед человечеством в настоящее время. Выполнение данной задачи требует от современного образования формирования экологического сознания у каждого специалиста. Необходимо установить правильные взаимосвязи с природными процессами, обеспечивающими гомеостазное состояние жизни на планете. Нужно знать законы формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.
Экологические кризисы, связанные с сельским хозяйством, сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Земледельцы Междуречья еще около 5 тыс. лет назад осушили болота и оросили пустыни, превратив эти ранее бесплодные земли в плодородные. Собираемых урожаев хватало на всю страну, в том числе и жителям Вавилона – первого в мире, по мнению некоторых историков, города с миллионным населением. Но земледельцы, стремясь получить как можно большие урожаи, злоупотребили орошением. В результате почвы засолились, поля перестали давать высокий урожай, Вавилон опустел. К началу нашей эры его покинули последние жители, великий город разрушился и был занесен песками.
Экологический кризис в Х в. погубил великую цивилизацию майя в Центральной Америке. Майя выращивали кукурузу и, стремясь получить ее в ещё больших количествах, распахивали новые земли, не заботясь о сохранении их плодородия. В результате почвы истощились, разрушились, подвергшись эрозии, и перестали давать урожаи.
В ХХ в. в распоряжении сельского хозяйства оказались современная техника, пестициды, минеральные удобрения, возможность использования новейших технологий. Но при этом не исчезли экологические проблемы – они стали только намного более разнородными.
Земельный фонд России составляет 1709, 8 млн. га из них на земли сельскохозяйственных предприятий и граждан приходится 651 млн. га или 38,1 %. За последние 12 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,2 млн.га по причине деградации и изъятия из сельского хозяйства.
По данным Федеральной службы земельного кадастра площадь пашни составляет 117,5 млн.га из них 35,4 млн.га эродированных почв; 50- эрозионно-опасных и 10 млн. га - подверженных ветровой эрозии. Отмечается также нарастание деградации почв: оврагообразование, все виды эрозии, деградация техногенного происхождения, загрязнение ксенобиотиками и радионуклидами, опустынивание почв. За последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25-30 %, ежегодные потери гумуса в РФ составляют 81,4 млн.т., около 43% пахотных почв характеризуются низким содержанием гумуса, причем на преобладающей территории России баланс гумуса отрицательный.
В сельском хозяйстве существуют и другие экологические проблемы, связанные с химизацией и механизацией земледелия, орошением и осушением почв, переводом животноводства на промышленную основу и т.д. В связи с этим актуально развитие экологического образования при подготовке специалистов сельского хозяйства, поскольку неквалифицированное ведение производства неизбежно влечет за собой экологические ситуации, негативно влияющие на здоровье человека и окружающую среду. Однако реальная экологизация производства станет возможной только после полного осознания руководителями, предпринимателями, специалистами опасности неотвратимых экологических последствий при бесконтрольной и неграмотной эксплуатации природных ресурсов. Для успешного изучения предложенного материала студент должен владеть хорошими базовыми знаниями по биологии и экологии в объеме школьной программы.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИИ
Выберите правильный ответ
1. Экология – это наука, изучающая:
1) биологические особенности организмов;
2) взаимосвязь организмов между собой и окружающей средой;
3) влияние деятельности человека на природную среду;
4) влияние загрязнений на здоровье человека;
5) методы охраны природы.
2. Учёный, впервые предложивший термин «экология»:
1) В. Вернадский;
2) Аристотель;
3) Э. Геккель;
4) Ч. Дарвин;
5) Э. Зюсс.
3. Дата происхождения термина «экология»:
1) 1832 г.;
2) 1846 г.;
3) 1866 г.;
4) 1906 г.;
5) 1924 г.
4. Основной задачей экологии является изучение:
1) загрязнения окружающей среды;
2) поведения особей;
3) экосистем;
4) ноосферы;
5) организмов.
5. Аутэкология изучает:
1) экологию особей;
2) экологию сообществ;
3) экологию биосферы;
4) экологию атмосферы;
5) экологию популяций.
6. Демэкология изучает:
1) экологию особей;
2) экологию сообществ;
3) экологию биосферы;
4) экологию атмосферы;
5) экологию популяций.
7. Синэкология изучает:
1) экологию особей;
2) экологию сообществ;
3) экологию биосферы;
4) экологию атмосферы;
5) экологию эстуариев.
8. Глобальная экология – это раздел экологии, изучающий:
1) экологию биосферы;
2) аспекты охраны окружающей среды;
3) экосистемы различных географических уровней;
4) экономику природопользования;
5) взаимоотношения в системе «общество – природа».
9. Геоэкология – это раздел экологии, изучающий:
1) экологию биосферы;
2) аспекты охраны окружающей среды;
3) экосистемы различных иерархических уровней;
4) экономику природопользования;
5) взаимоотношения в системе «общество – природа».
10. Прикладная экология – это раздел экологии, изучающий:
1) экологию биосферы;
2) аспекты охраны окружающей среды;
3) экосистемы различных иерархических уровней;
4) экономику природопользования;
5) взаимоотношения в системе «общество – природа».
11. Социальная экология изучает:
1) экологию биосферы;
2) аспекты охраны окружающей среды;
3) отношения человека с социальной средой;
4) экономику природопользования;
5) взаимоотношения в системе «общество – природа».
Экологические факторы
Выберите правильный ответ
1. Элемент (явление) окружающей среды, оказывающий влияние на биологическую систему, называется:
1) экологическим фактором;
2) биологической средой;
3) природной средой;
4) этологическим фактором.
2. Совокупность абиотических и биотических факторов по отношению к животному и растительному миру вне зависимости от непосредственной деятельности человека называется:
1) экологическими факторами;
2) биологической средой;
3) природной средой;
4) эдафической средой.
3. Физические и химические свойства почвы, которые влияют на наземные и почвенные организмы, называются факторами:
1) биотическими;
2) эдафическими;
3) абиотическими;
4) антропогенными.
4. Электромагнитное излучение высоковольтных линий электропередач можно рассматривать как пример фактора:
1) органического;
2) биотического;
3) антропогенного;
4) неэкологического.
Выберите правильные ответы
5. К экологическим факторам относятся:
1) солёность воды;
2) кислотность почвы;
3) притяжение Луны;
4) шум дождя;
5) содержание озона в воздухе.
6. К абиотическим факторам водной среды относятся:
1) температура;
2) прозрачность;
3) плотность воды;
4) масса;
5) солёность.
7. К абиотическим факторам наземно-воздушной среды относятся:
1) влажность почвы;
2) влажность воздуха;
3) гранулометрический состав почвы;
4) пластичность;
5) температура воздуха.
8. К антропогенным факторам относятся:
1) вспашка почвы с помощью трактора;
2) вспашка почвы с помощью конной тяги;
3) естественная радиоактивность почвы;
4) солнечное затмение;
5) воздействие на человека природной среды.
Установите соответствие
9. Группы экологических Экологические
факторов факторы
1) первичные; А– ветер; Г – вращение Земли;
2) вторичные. Б – температура; Д – влажность;
В – магнитное Е – энергия Солнца.
поле;
Ответ: 1) …; ...; 2) …; ...
Факторов на организмы
Выберите правильный ответ
1. По закону минимума Ю. Либиха:
1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке;
2) экологический фактор, величина которого находится в относительном минимуме по отношению к потребности организма и определяет его продуктивность;
3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим.
2. По закону толерантности Р. Шелфорда:
1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке;
2) экологический фактор, величина которого находится в относительном недостатке по отношению к другим факторам, определяет продуктивность организма;
3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим.
3. Толерантность – это способность организмов:
1) выносить отклонения факторов от оптимума;
2) выдерживать избыток экологического фактора;
3) выдерживать недостаток экологического фактора.
4. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для деятельности организма, называется:
1) минимумом;
2) пессимумом;
3) максимумом;
4) оптимумом.
5. Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется:
1) регулирующим;
2) лимитирующим;
3) оптимальным;
4) доминантным.
6. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом существования организмов носит название:
1) пессимума;
2) гомеостаза;
3) предела устойчивости;
4) оптимума.
7. Приспособление к среде обитания, выработанное в процессе эволюции, называется:
1) реакцией;
2) биологическими часами;
3) адаптацией;
4) биологическими ритмами.
8. Диапазон приспособленности вида к тем или иным условиям среды:
1) экологическая способность;
2) экологический ряд;
3) толерантность;
4) экологическая валентность.
9. Виды с широкой экологической валентностью:
1) стенобионты;
2) мезобионты;
3) эврибионты;
4) галобионты.
10. У муравья Cataglyphis из пустыни Сахара температура тела на полуденном солнце может подниматься до 55оС, а ночью, в подземелье муравейника опускается до 20оС и ниже. Это пример:
1) стенотермности;
2) эвритермности;
3) эврибионтности;
4) эвригалинности.
11. Растения, жизненные формы которых обеспечивают им полное или частичное прикрытие почек снегом зимой, называют (по С. Раункиеру):
1) фанерофитами;
2) хамефитами;
3) эпифитами;
4) криптофитами;
5) терофитами.
12. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления расположены над землей (по С. Раункиеру):
1) фанерофиты;
2) хамефиты;
3) эпифиты;
4) криптофиты;
5) терофиты.
13. Жизненная форма воздушных растений, не имеющих корней в почве (по С. Раункиеру):
1) фанерофиты;
2) хамефиты;
3) эпифиты;
4) криптофиты;
5) терофиты.
14. Жизненная форма растений, отмирающих к зиме, неблагоприятный период переживающих в стадии семян (по С. Раункиеру):
1) гемикриптофиты;
2) хамефиты;
3) эпифиты;
4) криптофиты;
5) терофиты.
15. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления находятся на уровне почвы (по С. Раункиеру):
1) гемикриптофиты;
2) хамефиты;
3) эпифиты;
4) криптофиты;
5) терофиты.
16. Жизненная форма многолетних растений, почки возобновления у которых находятся на подземных органах (по С. Раункиеру):
1) фанерофиты;
2) хамефиты;
3) гемикриптофиты;
4) криптофиты;
5) терофиты.
17. Циркадные ритмы:
1) ритмы, приближающиеся к суточным;
2) сезонные ритмы;
3) внешние ритмы;
4) любые биологические ритмы;
5) многолетние биологические ритмы.
18. Реакцией организма на изменение длины дня является:
1) валентность;
2) фотопериодизм;
3) светопериодизм;
4) биологические часы.
19. Правило, согласно которому в пределах вида теплокровные животные с более крупными размерами встречаются в более холодных зонах, сформулировано:
1) Алленом;
2) Коммонером;
3) Глогером;
4) Бергманом.
20. «Выступающие части тела теплокровных животных тем короче, а тело массивнее, чем холоднее климат» – это правило:
1) Аллена;
2) Коммонера;
3) Глогера;
4) Бергмана.
21. Правило, согласно которому виды животных, обитающие в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела, чем обитатели теплых и сухих, сформулировано:
1) Алленом;
2) Коммонером;
3) Глогером;
4) Бергманом.
22. Сходство внешних признаков, которое возникло у различных по происхождению видов в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды, называется:
1) оофагией;
2) имитацией;
3) конвергенцией;
4) автотомией.
Выберите правильные ответы
23. Основные среды жизни:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушная;
4) живые организмы;
5) воздушная.
24. Адаптации организмов к окружающей среде могут быть:
1) морфологическими;
2) географическими;
3) биологическими;
4) поведенческими;
5) физиологическими.
25. Жизненные формы животных (по Д.Н. Кашкарову):
1) роющие;
2) наземные;
3) лазающие;
4) подземные;
5) воздушные.
26. Экологические группы гидробионтов включают:
1) нектон;
2) бентос;
3) водоросли;
4) рыб;
5) планктон.
27. Экологические группы растений по отношению к свету бывают:
1) световые (гелиофиты);
2) теневыносливые (факультативные гелиофиты);
3) факультативные сциофиты;
4) фитофиты;
5) теневые (сциофиты).
28. К склерофитам относятся следующие виды растений:
1) кактус;
2) верблюжья колючка;
3) ковыль;
4) полынь;
5) береза.
29. Экологические группы растений по отношению к водному режиму классифицируются как:
1) мезофиты;
2) гигрофиты;
3) аэробы;
4) ксерофиты;
5) гелиофиты.
Установите соответствие
34. Экологические стратегии Виды организмов
1) r; А – бегемот; Г – кролик;
2) k. Б – лось; Д – лягушка;
В – тигр; Е – волк.
Ответ: 1) …; …; 2) …; …
Выберите правильный ответ
1. Форма межвидовых взаимоотношений животных, при которой один вид использует в пищу другой, называется:
1) хищничеством;
2) растительноядностью;
3) симбиозом;
4) аменсализмом;
5) паразитизмом.
2. Форма связи между видами, при которой один использует другой как среду жизни и как источник пищи:
1) аллелопатия;
2) комменсализм;
3) зоохория;
4) мутуализм;
5) паразитизм.
3. Медицинская пиявка может не есть два года. За один раз она выпивает до 50 г крови. В ее кишечнике особые бактерии так обрабатывают кровь, что та долго не портится, и пиявки кормятся ею примерно раз в полгода. Такие взаимоотношения бактерий и пиявок – пример:
1) аллелопатии;
2) нахлебничества;
3) паразитизма;
4) симбиоза;
5) синойкии.
4. В кишечнике слона и бегемота обитают инфузории, которые разлагают поглощаемую животным растительную клетчатку до легкоусвояемых форм. Эти взаимоотношения называются:
1) зоохорией;
2) паразитизмом;
3) комменсализмом;
4) симбиозом;
5) хищничеством.
5. Симбиоз, при котором присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называется:
1) комменсализмом;
2) мутуализмом;
3) аменсализмом;
4) нейтрализмом;
5) зоохорией.
6. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это пример:
1) симпатрии;
2) аменсализма;
3) мутуализма;
4) конвергенции;
5) комменсализма.
7. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия, являясь часто переносчиками инфекции и гибели хозяина норы. Это явление называется:
1) аллелопатией;
2) аменсализмом;
3) симбиозом;
4) конвергенцией;
5) комменсализмом.
8. С началом лунного цикла кораллы начинают выделять половые продукты, чтобы произошло оплодотворение. Перед этим они выделяют феромоны – сигнал, чтобы сделать это вместе. Это пример:
1) аллелопатии;
2) аменсализма;
3) квартирантства;
4) нахлебничества;
5) комменсализма.
9. Во влажных тропических лесах Африки птицы-носороги помогают распространению примерно четверти произрастающих здесь видов деревьев. Съев плоды, они выбрасывают семена с пометом. Это пример:
1) комменсализма;
2) мутуализма;
3) аменсализма;
4) нейтрализма;
5) зоохории.
10. Примером межвидовой конкуренции могут быть взаимоотношения:
1) львов в прайде;
2) организма-хозяина и блох;
3) чёрных и рыжих тараканов;
4) зайцев и волков;
5) зайцев и лосей.
Выберите правильные ответы
11. Показателем (свойством) эффекта группы является:
1) территориальность;
2) фазовая изменчивость;
3) объединение животных в стада, стаи, прайды и т.п.;
4) самоограничение в росте численности популяции;
5) каннибализм.
12. В результате внутривидовой конкуренции происходит:
1) увеличение количества особей;
2) уменьшение количества особей;
3) изреживание древостоя по мере увеличения возраста леса;
4) каннибализм;
5) маркирование территории.
13. Примерами конкуренции являются отношения:
1) между муравьедом и муравьями;
2) каннибалом и жертвой;
3) львами и гиенами;
4) шимпанзе и зелеными растениями;
5) видами, использующими одни и те же ресурсы.
14. Примерами комменсализма являются:
1) взаимоотношения львов и шакалов;
2) опыление пчёлами растений донника;
3) взаимоотношения белых медведей и песцов;
4) взаимоотношения зайца и лося;
5) взаимоотношения рыбы-прилипалы и акулы.
15. Примерами симбиоза являются отношения:
1) водорослей и гриба в лишайнике;
2) корней высших растений и грибов (микориза);
3) бобовых растений и клубеньковых бактерий;
4) рыбы-прилипалы и акулы;
5) рака и актинии, живущей на «доме» рака – раковине.
Установите соответствие
16. Группы экологических Экологические
факторов факторы
1) абиотические; А – ветер; Г – осадки;
2) биотические. Б – рельеф; Д – аллелопатия;
В – мутуализм; Е – конкуренция.
17. Группы биотических Биотические
факторов факторы
1) внутривидовые; А – хищничество; Г – комменсализм;
2) межвидовые. Б – массовый эффект; Д – аменсализм;
В – групповой эффект; Е – паразитизм.
Ответ: 1) ...; ...; 2) …; ...
Выберите правильный ответ
1. Объективно существующая целостная часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее составляющие, связаны между собой обменом веществ, энергией и информацией и взаимодействуют как единое функциональное целое, называется:
1) зооценозом;
2) биоценозом;
3) экотопом;
4) фитоценозом;
5) экосистемой.
2. Макробиогеоценозы (тундра, пустыни и т.п.) называются:
1) биосферой;
2) биотой;
3) биотопом;
4) биотипом;
5) биомом.
3. Парк, лесополоса, сад относятся к экосистемам:
1) биологическим;
2) искусственным;
3) естественным;
4) природным;
5) сельскохозяйственным.
4. Любая совокупность организмов называется:
1) биотипом;
2) биотой;
3) экосистемой;
4) биогеоценозом;
5) биомом.
5. Термин «экосистема» предложил учёный:
1) К. Мёбиус;
2) В. Вернадский;
3) А. Тенсли;
4) В. Сукачёв;
5) Э. Зюсс.
6. Термин «биогеоценоз» предложил учёный:
1) К. Мёбиус;
2) В. Вернадский;
3) А. Тенсли;
4) В. Сукачёв;
5) Э. Зюсс.
7. Биогеоценоз:
1) эдафотоп + биоценоз;
2) биоценоз + экотоп;
3) экотоп + экотип;
4) экотоп + атмосфера;
5) климатоп + биоценоз.
8. Реку, болото, лес, поле можно назвать:
1) экотипом;
2) биотой;
3) биогеоценозом;
4) биомом;
5) климатопом.
9. Воздушная среда, вода, почва (местообитание сообщества) называется:
1) экотопом;
2) экономом;
3) экотипом;
4) экосистемой;
5) биомом.
10. Естественным биогеоценом является:
1) ковыльная степь;
2) поле люцерны;
3) маковая плантация;
4) сад;
5) луг.
Выберите правильный ответ
1. Величина необратимого рассеивания энергии называется:
1) автономией;
2) энтропией;
3) эргономикой;
4) эмиссией.
2. Энтропия изолированной системы:
1) уменьшается;
2) не изменяется;
3) увеличивается;
4) изменяется волнообразно.
3. При фотосинтезе растения используют лучистую энергию Солнца в диапазоне волн:
1) 20–360 нм;
2) 380–740 нм;
3) 400–960 нм;
4) 600–5000 нм.
4. От поступившей энергии Солнца растения Земли используют в среднем:
1) 0,1%; 2) 0,5%; 3) 5,0%; 4) 10,0%.
5. Перенос энергии от растений через ряд организмов, поедающих друг друга, называется:
1) пищевой цепью;
2) пищевой сетью;
3) экосистемой;
4) миграцией.
6. «Сплетение» пищевых цепей называется:
1) пищевой сетью;
2) пищевой цепью;
3) биотой;
4) биогеоценозом.
7. Количество энергии, переходящей с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня в среднем:
1) 3,0%; 2) 5,0%; 3) 10,0%; 4) 25,0%.
8. Согласно закону максимизации энергии (Г. Одум и Э. Одум), наилучшими шансами на сохранение обладают экосистемы:
1) способствующие в большей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии;
2) способствующие в большей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания;
3) имеющие большее биоразнообразие, чем подобные;
4) способствующие в меньшей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии;
5) способствующие в меньшей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания;
9. Количество органического вещества, производимое организмами того или иного сообщества на единицу площади в единицу времени, называется:
1) биомассой;
2) биологической продуктивностью;
3) биосинтезом;
4) биологической активностью.
10. Наибольшая биологическая продуктивность у экосистем:
1) открытого моря;
2) степи;
3) тундры;
4) влажных лесов.
11. Биологическая продуктивность коралловых рифов выше, чем большинства экваториальных районов океана, т.к. они получают больше:
1) света;
2) биогенов;
3) натрия;
4) хлора.
12. Продуценты органическое вещество:
1) поглощают;
2) разрушают;
3) синтезируют.
13. Консументы органическое вещество:
1) поглощают;
2) разрушают;
3) синтезируют.
14. Редуценты органическое вещество:
1) поглощают;
2) разрушают;
3) синтезируют.
15. Берёза в биоценозе функционирует как:
1) продуцент;
2) консумент первого порядка;
3) консумент второго порядка;
4) редуцент.
16. Организмы, питающиеся готовым органическим веществом:
1) автотрофы;
2) гетеротрофы;
3) продуценты;
4) хемотрофы.
17. Живые организмы, питающиеся мёртвым органическим веществом, называют:
1) миксотрофами;
2) автотрофами;
3) детритофагами;
4) паразитоидами.
18. На одном трофическом уровне проявляется:
1) конкуренция;
2) комменсализм;
3) аменсализм;
4) симбиоз.
19. Гиены и грифы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что:
1) и те и другие имеют различную кормовую базу;
2) для жизнедеятельности им необходимо примерно одинаковое количество энергии;
3) оба вида животных теплокровные,
4) и те и другие питаются падалью.
20. Поток энергии от продуцентов к консументам:
1) уменьшается;
2) стабилен;
3) увеличивается.
21. Поток энергии от продуцентов к редуцентам:
1) уменьшается;
2) стабилен;
3) увеличивается.
22. Минимальный уровень энергии в сообществе:
1) у продуцентов;
2) консументов первого порядка;
3) консументов второго порядка;
4) редуцентов.
Установите соответствие
23. Способ питания Виды организмов
1) автотрофный; А – росянка; Г – инфузория;
2) гетеротрофный; Б – бегемот; Д – яблоня;
3) миксотрофный. В – рожь; Е – гриб.
24. Трофические уровни Виды организмов
1) продуценты; А – тополь; Д – человек;
2) консументы; Б – груздь; Е – дождевой червь;
3) редуценты. В – корова; И – морская водоросль –
ламинария;
Г – кактус; К– корабельный червь.
Ответы: 1) …; ...; 2) …; ..., 3) …; …
Выберите правильный ответ
1. Состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением её структур, называется:
1) пределом устойчивости;
2) гомеостазом;
3) ресурсным циклом;
4) толерантностью.
2. Взаимосвязанное изменение видов и их взаимоотношений называется:
1) эволюцией сообществ;
2) интеграцией сообществ;
3) консолидацией сообществ;
4) минимизацией сообществ.
3. Последовательная смена сообществ в результате воздействия на него природных факторов или человека называется:
1) синергизмом;
2) климаксом;
3) сукцессией;
4) синузией.
4. Относительно устойчивая стадия сообщества, находящаяся в равновесии с окружающей средой, называется:
1) гомеостазом;
2) климаксом;
3) сукцессией;
4) консорцией.
5. Способность экосистем к восстановлению внутренних свойств и структур после природного или антропогенного воздействия называется:
1) пластичностью;
2) саморегуляцией;
3) авторегуляцией;
4) стабилизацией.
6. Повышает стабильность экосистем:
1) вмешательство человека;
2) увеличение видового разнообразия;
3) увеличение численности популяций;
4) уменьшен