Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова

Б72

Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова

директор Центра агрохимической службы «Омский», доктор с.-х. наук В.М. Красницкий

Бобренко И.А.

Б72 Тестовые задания по экологии: Учеб. пособие / И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко. – 4-е изд., – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. – 88 с.

Учебное пособие содержит тестовые задания, сгруппированные по темам в соответствии с государственными стандартами ВПО для специальностей 080502,110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 и направлений подготовки бакалавров 110100, 110200, 120300, 260100 по экологии. Пособие предназначено для студентов как очной, так и заочной формы обучения. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами в целях самоконтроля.

Библиогр. сп. 36 назв.

УДК [574+631.95+504.06]:378.6:63

Б72

© И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко, 2007

© ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007

© Оформление. Издательство

ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….….. Введение………………………………………………………………………. 1. Содержание и структура экологии………………...................................... 2. Природная среда и закономерности действия экологических факторов 2.1. Факторы среды и их классификация. Абиотические экологические факторы………………………………………………………………….. 2.2. Общие закономерности действия экологических факторов на организмы………………………………………………………………………… 3. Экология популяций и сообществ…………………………………………. 3.1. Структура и динамика популяций и сообществ………………….. 3.2. Биотические экологические факторы……………………………… 4. Классификация и свойства экологических систем………………………. 4.1. Организация и классификация экосистем…………………………. 4.2. Материальные и энергетические потоки в экосистемах………….. 4.3. Динамика и стабильность экосистем………………………………. 5. Биосфера и человек………………………………………………………… 5.1. Закономерности развития и динамики биосферы…………………. 5.2. Циклические процессы в биосфере………………………………… 5.3. Экологические проблемы современности…………………………. 6. Сельскохозяйственные экосистемы и их воздействие на биосферу……. 6.1. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства и экологические основы его рационального использования. Сельскохозяйственные экосистемы………………………………………….. 6.2. Экологические аспекты интенсификации сельскохозяйственного производства…………………………………………………………………… 6.3. Почвенно-биотический комплекс как основа агроэкосистемы 6.4. Оптимизация агроландшафтов и организация устойчивых сельскохозяйственных экосистем…………………………………………………. 6.5. Проблемы производства экологически чистой продукции………. 7. Управление экологизацией экономики…………………………………… 7.1. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов……………………………………………………………… 7.2. Комплексный анализ и оценка качества окружающей среды (ОС). Управление экологизацией экономики……………………………….. 7.3. Основы экономики природопользования………………………….. 7.4. Экология селитебных территорий………………………………….. 7.5. Основы экологического права…………………………………….. 7.6. Международное сотрудничество и общественные организации в области охраны окружающей среды………………………………………… Рекомендуемая литература………………………...........................………….                  


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время студент изучает значительное количество учебного материала во время внеаудиторной работы, и у него возникает необходимость объективно оценить качество самостоятельного освоения тем. Выяснилось, что обучающийся не всегда правильно делает акценты при внеаудиторном изучении того или иного материала. Как следствие – неудовлетворительный результат при ответах на вопросы текущего контроля в аудитории. Таким образом, возникает проблема качества самоконтроля студентами внеаудиторного изучения тем. Вместе с тем учебные издания и разработки по экологии в этом направлении практически отсутствуют.

Тестирование привлекает быстротой получения результатов, простотой в использовании, при этом оценка знаний объективна. Поэтому создано данное учебное пособие.

Правильные ответы на тестовые задания достигаются не только заучиванием определенной информации, но и созданием на ее основе определенных выводов и решений (их нет в учебнике).

Студент, использующий тестовые задания для самоконтроля, может легко определить, какие разделы экологии требуют дополнительной проработки. Это особенно актуально в связи с тем, что современное изучение дисциплины примерно на половину – это внеаудиторная самостоятельная работа. Особенно полезно такое пособие для студентов заочного обучения, так как до 80% материала они осваивают самостоятельно.

В качестве контроля знаний студентов на аудиторных занятиях преподаватель предлагает те же тестовые задания, но в другом порядке. Таким образом, студент заинтересован в том, чтобы во время внеаудиторной работы ответить на тесты правильно, для чего необходимо качественно освоить учебный материал. При этом достигается взаимосвязь самоконтроля знаний студентами и аудиторного контроля знаний обучающихся преподавателем.

Данное пособие содержит тестовые задания, охватывающие различные разделы экологии. В соответствии с этим представлены данные по истории и структуре экологии; подобраны разнообразные сведения, характеризующие явления и процессы на уровне отдельного организма, популяции, сообщества, биосферы; отражены вопросы управления природными ресурсами, методы экологических исследований, сельскохозяйственная экология и экология селитебных территорий, а также контроль, организация и управление природоохранной деятельностью.

Цель тестовых заданий состоит в определении студентом собственного уровня знаний учебно-программного материала по экологии. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами для самоконтроля.

Всего предлагается три формы тестовых заданий:

- закрытая;

- на установление соответствия;

- на установление последовательности.

Первая форма тестовых заданий предполагает выбор одного наиболее правильного и полного ответа или нескольких (всех) правильных ответов из предложенных вариантов.

Вторая форма тестовых заданий ориентирована на установление соответствия между предлагаемыми понятиями.

Третья форма тестовых заданий предполагает расположение предложенных вариантов в правильной последовательности.

Оценку «отлично» получают студенты, давшие не менее 90% правильных ответов, «хорошо» – не менее 80%, «удовлетворительно» – не менее 70%.

Тестовые задания по экологии составлены в соответствии с государственными стандартами ВПО 080502, 110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 специальностей и 110100, 110200, 120300, 260100 направлений подготовки бакалавров.

Анализ ошибок по ответам поможет студентам точно выявить, какой учебный материал требует дополнительной проработки.

Авторами пособия являются профессор кафедры экологии и биологии ОмГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Александрович Бобренко (предисловие, разделы 1 - 6), доцент кафедры экологии и биологии ОмГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Елена Геннадиевна Бобренко (введение, разделы 5, 7).

Авторы просят направлять свои отзывы и замечания по адресу: 644008, Омск, Институтская площадь, 2, кафедра экологии и биологии.

ВВЕДЕНИЕ

Добывая и перерабатывая руду, газ и уголь, создавая искусственные материалы, развивая транспортную систему, занимаясь сельским хозяйством, человек получает не только необходимые ему энергию, продукты, товары. Он неизбежно производит еще и миллионы тонн вредных веществ и отходов, которые загрязняют атмосферу, гидросферу, литосферу, нанося ущерб всем живым организмам, в том числе и самому себе. Поэтому к концу ХХ в., к сожалению, привычными стали такие понятия, как «озоновые дыры», «кислотные дожди», «парниковый эффект», «тяжелые металлы», «диоксины» и многие другие.

Человечество осознало, что нерациональное природопользование приведет к катастрофе. Сохранить хрупкую гармонию человека и природы – главная задача, стоящая перед человечеством в настоящее время. Выполнение данной задачи требует от современного образования формирования экологического сознания у каждого специалиста. Необходимо установить правильные взаимосвязи с природными процессами, обеспечивающими гомеостазное состояние жизни на планете. Нужно знать законы формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.

Экологические кризисы, связанные с сельским хозяйством, сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Земледельцы Междуречья еще около 5 тыс. лет назад осушили болота и оросили пустыни, превратив эти ранее бесплодные земли в плодородные. Собираемых урожаев хватало на всю страну, в том числе и жителям Вавилона – первого в мире, по мнению некоторых историков, города с миллионным населением. Но земледельцы, стремясь получить как можно большие урожаи, злоупотребили орошением. В результате почвы засолились, поля перестали давать высокий урожай, Вавилон опустел. К началу нашей эры его покинули последние жители, великий город разрушился и был занесен песками.

Экологический кризис в Х в. погубил великую цивилизацию майя в Центральной Америке. Майя выращивали кукурузу и, стремясь получить ее в ещё больших количествах, распахивали новые земли, не заботясь о сохранении их плодородия. В результате почвы истощились, разрушились, подвергшись эрозии, и перестали давать урожаи.

В ХХ в. в распоряжении сельского хозяйства оказались современная техника, пестициды, минеральные удобрения, возможность использования новейших технологий. Но при этом не исчезли экологические проблемы – они стали только намного более разнородными.

Земельный фонд России составляет 1709, 8 млн. га из них на земли сельскохозяйственных предприятий и граждан приходится 651 млн. га или 38,1 %. За последние 12 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,2 млн.га по причине деградации и изъятия из сельского хозяйства.

По данным Федеральной службы земельного кадастра площадь пашни составляет 117,5 млн.га из них 35,4 млн.га эродированных почв; 50- эрозионно-опасных и 10 млн. га - подверженных ветровой эрозии. Отмечается также нарастание деградации почв: оврагообразование, все виды эрозии, деградация техногенного происхождения, загрязнение ксенобиотиками и радионуклидами, опустынивание почв. За последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25-30 %, ежегодные потери гумуса в РФ составляют 81,4 млн.т., около 43% пахотных почв характеризуются низким содержанием гумуса, причем на преобладающей территории России баланс гумуса отрицательный.

В сельском хозяйстве существуют и другие экологические проблемы, связанные с химизацией и механизацией земледелия, орошением и осушением почв, переводом животноводства на промышленную основу и т.д. В связи с этим актуально развитие экологического образования при подготовке специалистов сельского хозяйства, поскольку неквалифицированное ведение производства неизбежно влечет за собой экологические ситуации, негативно влияющие на здоровье человека и окружающую среду. Однако реальная экологизация производства станет возможной только после полного осознания руководителями, предпринимателями, специалистами опасности неотвратимых экологических последствий при бесконтрольной и неграмотной эксплуатации природных ресурсов. Для успешного изучения предложенного материала студент должен владеть хорошими базовыми знаниями по биологии и экологии в объеме школьной программы.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИИ

Выберите правильный ответ

1. Экология – это наука, изучающая:

1) биологические особенности организмов;

2) взаимосвязь организмов между собой и окружающей средой;

3) влияние деятельности человека на природную среду;

4) влияние загрязнений на здоровье человека;

5) методы охраны природы.

2. Учёный, впервые предложивший термин «экология»:

1) В. Вернадский;

2) Аристотель;

3) Э. Геккель;

4) Ч. Дарвин;

5) Э. Зюсс.

3. Дата происхождения термина «экология»:

1) 1832 г.;

2) 1846 г.;

3) 1866 г.;

4) 1906 г.;

5) 1924 г.

4. Основной задачей экологии является изучение:

1) загрязнения окружающей среды;

2) поведения особей;

3) экосистем;

4) ноосферы;

5) организмов.

5. Аутэкология изучает:

1) экологию особей;

2) экологию сообществ;

3) экологию биосферы;

4) экологию атмосферы;

5) экологию популяций.

6. Демэкология изучает:

1) экологию особей;

2) экологию сообществ;

3) экологию биосферы;

4) экологию атмосферы;

5) экологию популяций.

7. Синэкология изучает:

1) экологию особей;

2) экологию сообществ;

3) экологию биосферы;

4) экологию атмосферы;

5) экологию эстуариев.

8. Глобальная экология – это раздел экологии, изучающий:

1) экологию биосферы;

2) аспекты охраны окружающей среды;

3) экосистемы различных географических уровней;

4) экономику природопользования;

5) взаимоотношения в системе «общество – природа».

9. Геоэкология – это раздел экологии, изучающий:

1) экологию биосферы;

2) аспекты охраны окружающей среды;

3) экосистемы различных иерархических уровней;

4) экономику природопользования;

5) взаимоотношения в системе «общество – природа».

10. Прикладная экология – это раздел экологии, изучающий:

1) экологию биосферы;

2) аспекты охраны окружающей среды;

3) экосистемы различных иерархических уровней;

4) экономику природопользования;

5) взаимоотношения в системе «общество – природа».

11. Социальная экология изучает:

1) экологию биосферы;

2) аспекты охраны окружающей среды;

3) отношения человека с социальной средой;

4) экономику природопользования;

5) взаимоотношения в системе «общество – природа».

Экологические факторы

Выберите правильный ответ

1. Элемент (явление) окружающей среды, оказывающий влияние на биологическую систему, называется:

1) экологическим фактором;

2) биологической средой;

3) природной средой;

4) этологическим фактором.

2. Совокупность абиотических и биотических факторов по отношению к животному и растительному миру вне зависимости от непосредственной деятельности человека называется:

1) экологическими факторами;

2) биологической средой;

3) природной средой;

4) эдафической средой.

3. Физические и химические свойства почвы, которые влияют на наземные и почвенные организмы, называются факторами:

1) биотическими;

2) эдафическими;

3) абиотическими;

4) антропогенными.

4. Электромагнитное излучение высоковольтных линий электропередач можно рассматривать как пример фактора:

1) органического;

2) биотического;

3) антропогенного;

4) неэкологического.

Выберите правильные ответы

5. К экологическим факторам относятся:

1) солёность воды;

2) кислотность почвы;

3) притяжение Луны;

4) шум дождя;

5) содержание озона в воздухе.

6. К абиотическим факторам водной среды относятся:

1) температура;

2) прозрачность;

3) плотность воды;

4) масса;

5) солёность.

7. К абиотическим факторам наземно-воздушной среды относятся:

1) влажность почвы;

2) влажность воздуха;

3) гранулометрический состав почвы;

4) пластичность;

5) температура воздуха.

8. К антропогенным факторам относятся:

1) вспашка почвы с помощью трактора;

2) вспашка почвы с помощью конной тяги;

3) естественная радиоактивность почвы;

4) солнечное затмение;

5) воздействие на человека природной среды.

Установите соответствие

9. Группы экологических Экологические

факторов факторы

1) первичные; А– ветер; Г – вращение Земли;

2) вторичные. Б – температура; Д – влажность;

В – магнитное Е – энергия Солнца.

поле;

Ответ: 1) …; ...; 2) …; ...

Факторов на организмы

Выберите правильный ответ

1. По закону минимума Ю. Либиха:

1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке;

2) экологический фактор, величина которого находится в относительном минимуме по отношению к потребности организма и определяет его продуктивность;

3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим.

2. По закону толерантности Р. Шелфорда:

1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке;

2) экологический фактор, величина которого находится в относительном недостатке по отношению к другим факторам, определяет продуктивность организма;

3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим.

3. Толерантность – это способность организмов:

1) выносить отклонения факторов от оптимума;

2) выдерживать избыток экологического фактора;

3) выдерживать недостаток экологического фактора.

4. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для деятельности организма, называется:

1) минимумом;

2) пессимумом;

3) максимумом;

4) оптимумом.

5. Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется:

1) регулирующим;

2) лимитирующим;

3) оптимальным;

4) доминантным.

6. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом существования организмов носит название:

1) пессимума;

2) гомеостаза;

3) предела устойчивости;

4) оптимума.

7. Приспособление к среде обитания, выработанное в процессе эволюции, называется:

1) реакцией;

2) биологическими часами;

3) адаптацией;

4) биологическими ритмами.

8. Диапазон приспособленности вида к тем или иным условиям среды:

1) экологическая способность;

2) экологический ряд;

3) толерантность;

4) экологическая валентность.

9. Виды с широкой экологической валентностью:

1) стенобионты;

2) мезобионты;

3) эврибионты;

4) галобионты.

10. У муравья Cataglyphis из пустыни Сахара температура тела на полуденном солнце может подниматься до 55оС, а ночью, в подземелье муравейника опускается до 20оС и ниже. Это пример:

1) стенотермности;

2) эвритермности;

3) эврибионтности;

4) эвригалинности.

11. Растения, жизненные формы которых обеспечивают им полное или частичное прикрытие почек снегом зимой, называют (по С. Раункиеру):

1) фанерофитами;

2) хамефитами;

3) эпифитами;

4) криптофитами;

5) терофитами.

12. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления расположены над землей (по С. Раункиеру):

1) фанерофиты;

2) хамефиты;

3) эпифиты;

4) криптофиты;

5) терофиты.

13. Жизненная форма воздушных растений, не имеющих корней в почве (по С. Раункиеру):

1) фанерофиты;

2) хамефиты;

3) эпифиты;

4) криптофиты;

5) терофиты.

14. Жизненная форма растений, отмирающих к зиме, неблагоприятный период переживающих в стадии семян (по С. Раункиеру):

1) гемикриптофиты;

2) хамефиты;

3) эпифиты;

4) криптофиты;

5) терофиты.

15. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления находятся на уровне почвы (по С. Раункиеру):

1) гемикриптофиты;

2) хамефиты;

3) эпифиты;

4) криптофиты;

5) терофиты.

16. Жизненная форма многолетних растений, почки возобновления у которых находятся на подземных органах (по С. Раункиеру):

1) фанерофиты;

2) хамефиты;

3) гемикриптофиты;

4) криптофиты;

5) терофиты.

17. Циркадные ритмы:

1) ритмы, приближающиеся к суточным;

2) сезонные ритмы;

3) внешние ритмы;

4) любые биологические ритмы;

5) многолетние биологические ритмы.

18. Реакцией организма на изменение длины дня является:

1) валентность;

2) фотопериодизм;

3) светопериодизм;

4) биологические часы.

19. Правило, согласно которому в пределах вида теплокровные животные с более крупными размерами встречаются в более холодных зонах, сформулировано:

1) Алленом;

2) Коммонером;

3) Глогером;

4) Бергманом.

20. «Выступающие части тела теплокровных животных тем короче, а тело массивнее, чем холоднее климат» – это правило:

1) Аллена;

2) Коммонера;

3) Глогера;

4) Бергмана.

21. Правило, согласно которому виды животных, обитающие в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела, чем обитатели теплых и сухих, сформулировано:

1) Алленом;

2) Коммонером;

3) Глогером;

4) Бергманом.

22. Сходство внешних признаков, которое возникло у различных по происхождению видов в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды, называется:

1) оофагией;

2) имитацией;

3) конвергенцией;

4) автотомией.

Выберите правильные ответы

23. Основные среды жизни:

1) водная;

2) почвенная;

3) наземно-воздушная;

4) живые организмы;

5) воздушная.

24. Адаптации организмов к окружающей среде могут быть:

1) морфологическими;

2) географическими;

3) биологическими;

4) поведенческими;

5) физиологическими.

25. Жизненные формы животных (по Д.Н. Кашкарову):

1) роющие;

2) наземные;

3) лазающие;

4) подземные;

5) воздушные.

26. Экологические группы гидробионтов включают:

1) нектон;

2) бентос;

3) водоросли;

4) рыб;

5) планктон.

27. Экологические группы растений по отношению к свету бывают:

1) световые (гелиофиты);

2) теневыносливые (факультативные гелиофиты);

3) факультативные сциофиты;

4) фитофиты;

5) теневые (сциофиты).

28. К склерофитам относятся следующие виды растений:

1) кактус;

2) верблюжья колючка;

3) ковыль;

4) полынь;

5) береза.

29. Экологические группы растений по отношению к водному режиму классифицируются как:

1) мезофиты;

2) гигрофиты;

3) аэробы;

4) ксерофиты;

5) гелиофиты.

Установите соответствие

34. Экологические стратегии Виды организмов

1) r; А – бегемот; Г – кролик;

2) k. Б – лось; Д – лягушка;

В – тигр; Е – волк.

Ответ: 1) …; …; 2) …; …

Выберите правильный ответ

1. Форма межвидовых взаимоотношений животных, при которой один вид использует в пищу другой, называется:

1) хищничеством;

2) растительноядностью;

3) симбиозом;

4) аменсализмом;

5) паразитизмом.

2. Форма связи между видами, при которой один использует другой как среду жизни и как источник пищи:

1) аллелопатия;

2) комменсализм;

3) зоохория;

4) мутуализм;

5) паразитизм.

3. Медицинская пиявка может не есть два года. За один раз она выпивает до 50 г крови. В ее кишечнике особые бактерии так обрабатывают кровь, что та долго не портится, и пиявки кормятся ею примерно раз в полгода. Такие взаимоотношения бактерий и пиявок – пример:

1) аллелопатии;

2) нахлебничества;

3) паразитизма;

4) симбиоза;

5) синойкии.

4. В кишечнике слона и бегемота обитают инфузории, которые разлагают поглощаемую животным растительную клетчатку до легкоусвояемых форм. Эти взаимоотношения называются:

1) зоохорией;

2) паразитизмом;

3) комменсализмом;

4) симбиозом;

5) хищничеством.

5. Симбиоз, при котором присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называется:

1) комменсализмом;

2) мутуализмом;

3) аменсализмом;

4) нейтрализмом;

5) зоохорией.

6. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это пример:

1) симпатрии;

2) аменсализма;

3) мутуализма;

4) конвергенции;

5) комменсализма.

7. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия, являясь часто переносчиками инфекции и гибели хозяина норы. Это явление называется:

1) аллелопатией;

2) аменсализмом;

3) симбиозом;

4) конвергенцией;

5) комменсализмом.

8. С началом лунного цикла кораллы начинают выделять половые продукты, чтобы произошло оплодотворение. Перед этим они выделяют феромоны – сигнал, чтобы сделать это вместе. Это пример:

1) аллелопатии;

2) аменсализма;

3) квартирантства;

4) нахлебничества;

5) комменсализма.

9. Во влажных тропических лесах Африки птицы-носороги помогают распространению примерно четверти произрастающих здесь видов деревьев. Съев плоды, они выбрасывают семена с пометом. Это пример:

1) комменсализма;

2) мутуализма;

3) аменсализма;

4) нейтрализма;

5) зоохории.

10. Примером межвидовой конкуренции могут быть взаимоотношения:

1) львов в прайде;

2) организма-хозяина и блох;

3) чёрных и рыжих тараканов;

4) зайцев и волков;

5) зайцев и лосей.

Выберите правильные ответы

11. Показателем (свойством) эффекта группы является:

1) территориальность;

2) фазовая изменчивость;

3) объединение животных в стада, стаи, прайды и т.п.;

4) самоограничение в росте численности популяции;

5) каннибализм.

12. В результате внутривидовой конкуренции происходит:

1) увеличение количества особей;

2) уменьшение количества особей;

3) изреживание древостоя по мере увеличения возраста леса;

4) каннибализм;

5) маркирование территории.

13. Примерами конкуренции являются отношения:

1) между муравьедом и муравьями;

2) каннибалом и жертвой;

3) львами и гиенами;

4) шимпанзе и зелеными растениями;

5) видами, использующими одни и те же ресурсы.

14. Примерами комменсализма являются:

1) взаимоотношения львов и шакалов;

2) опыление пчёлами растений донника;

3) взаимоотношения белых медведей и песцов;

4) взаимоотношения зайца и лося;

5) взаимоотношения рыбы-прилипалы и акулы.

15. Примерами симбиоза являются отношения:

1) водорослей и гриба в лишайнике;

2) корней высших растений и грибов (микориза);

3) бобовых растений и клубеньковых бактерий;

4) рыбы-прилипалы и акулы;

5) рака и актинии, живущей на «доме» рака – раковине.

Установите соответствие

16. Группы экологических Экологические

факторов факторы

1) абиотические; А – ветер; Г – осадки;

2) биотические. Б – рельеф; Д – аллелопатия;

В – мутуализм; Е – конкуренция.

17. Группы биотических Биотические

факторов факторы

1) внутривидовые; А – хищничество; Г – комменсализм;

2) межвидовые. Б – массовый эффект; Д – аменсализм;

В – групповой эффект; Е – паразитизм.

Ответ: 1) ...; ...; 2) …; ...

Выберите правильный ответ

1. Объективно существующая целостная часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее составляющие, связаны между собой обменом веществ, энергией и информацией и взаимодействуют как единое функциональное целое, называется:

1) зооценозом;

2) биоценозом;

3) экотопом;

4) фитоценозом;

5) экосистемой.

2. Макробиогеоценозы (тундра, пустыни и т.п.) называются:

1) биосферой;

2) биотой;

3) биотопом;

4) биотипом;

5) биомом.

3. Парк, лесополоса, сад относятся к экосистемам:

1) биологическим;

2) искусственным;

3) естественным;

4) природным;

5) сельскохозяйственным.

4. Любая совокупность организмов называется:

1) биотипом;

2) биотой;

3) экосистемой;

4) биогеоценозом;

5) биомом.

5. Термин «экосистема» предложил учёный:

1) К. Мёбиус;

2) В. Вернадский;

3) А. Тенсли;

4) В. Сукачёв;

5) Э. Зюсс.

6. Термин «биогеоценоз» предложил учёный:

1) К. Мёбиус;

2) В. Вернадский;

3) А. Тенсли;

4) В. Сукачёв;

5) Э. Зюсс.

7. Биогеоценоз:

1) эдафотоп + биоценоз;

2) биоценоз + экотоп;

3) экотоп + экотип;

4) экотоп + атмосфера;

5) климатоп + биоценоз.

8. Реку, болото, лес, поле можно назвать:

1) экотипом;

2) биотой;

3) биогеоценозом;

4) биомом;

5) климатопом.

9. Воздушная среда, вода, почва (местообитание сообщества) называется:

1) экотопом;

2) экономом;

3) экотипом;

4) экосистемой;

5) биомом.

10. Естественным биогеоценом является:

1) ковыльная степь;

2) поле люцерны;

3) маковая плантация;

4) сад;

5) луг.

Выберите правильный ответ

1. Величина необратимого рассеивания энергии называется:

1) автономией;

2) энтропией;

3) эргономикой;

4) эмиссией.

2. Энтропия изолированной системы:

1) уменьшается;

2) не изменяется;

3) увеличивается;

4) изменяется волнообразно.

3. При фотосинтезе растения используют лучистую энергию Солнца в диапазоне волн:

1) 20–360 нм;

2) 380–740 нм;

3) 400–960 нм;

4) 600–5000 нм.

4. От поступившей энергии Солнца растения Земли используют в среднем:

1) 0,1%; 2) 0,5%; 3) 5,0%; 4) 10,0%.

5. Перенос энергии от растений через ряд организмов, поедающих друг друга, называется:

1) пищевой цепью;

2) пищевой сетью;

3) экосистемой;

4) миграцией.

6. «Сплетение» пищевых цепей называется:

1) пищевой сетью;

2) пищевой цепью;

3) биотой;

4) биогеоценозом.

7. Количество энергии, переходящей с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня в среднем:

1) 3,0%; 2) 5,0%; 3) 10,0%; 4) 25,0%.

8. Согласно закону максимизации энергии (Г. Одум и Э. Одум), наилучшими шансами на сохранение обладают экосистемы:

1) способствующие в большей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии;

2) способствующие в большей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания;

3) имеющие большее биоразнообразие, чем подобные;

4) способствующие в меньшей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии;

5) способствующие в меньшей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания;

9. Количество органического вещества, производимое организмами того или иного сообщества на единицу площади в единицу времени, называется:

1) биомассой;

2) биологической продуктивностью;

3) биосинтезом;

4) биологической активностью.

10. Наибольшая биологическая продуктивность у экосистем:

1) открытого моря;

2) степи;

3) тундры;

4) влажных лесов.

11. Биологическая продуктивность коралловых рифов выше, чем большинства экваториальных районов океана, т.к. они получают больше:

1) света;

2) биогенов;

3) натрия;

4) хлора.

12. Продуценты органическое вещество:

1) поглощают;

2) разрушают;

3) синтезируют.

13. Консументы органическое вещество:

1) поглощают;

2) разрушают;

3) синтезируют.

14. Редуценты органическое вещество:

1) поглощают;

2) разрушают;

3) синтезируют.

15. Берёза в биоценозе функционирует как:

1) продуцент;

2) консумент первого порядка;

3) консумент второго порядка;

4) редуцент.

16. Организмы, питающиеся готовым органическим веществом:

1) автотрофы;

2) гетеротрофы;

3) продуценты;

4) хемотрофы.

17. Живые организмы, питающиеся мёртвым органическим веществом, называют:

1) миксотрофами;

2) автотрофами;

3) детритофагами;

4) паразитоидами.

18. На одном трофическом уровне проявляется:

1) конкуренция;

2) комменсализм;

3) аменсализм;

4) симбиоз.

19. Гиены и грифы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что:

1) и те и другие имеют различную кормовую базу;

2) для жизнедеятельности им необходимо примерно одинаковое количество энергии;

3) оба вида животных теплокровные,

4) и те и другие питаются падалью.

20. Поток энергии от продуцентов к консументам:

1) уменьшается;

2) стабилен;

3) увеличивается.

21. Поток энергии от продуцентов к редуцентам:

1) уменьшается;

2) стабилен;

3) увеличивается.

22. Минимальный уровень энергии в сообществе:

1) у продуцентов;

2) консументов первого порядка;

3) консументов второго порядка;

4) редуцентов.

Установите соответствие

23. Способ питания Виды организмов

1) автотрофный; А – росянка; Г – инфузория;

2) гетеротрофный; Б – бегемот; Д – яблоня;

3) миксотрофный. В – рожь; Е – гриб.

24. Трофические уровни Виды организмов

1) продуценты; А – тополь; Д – человек;

2) консументы; Б – груздь; Е – дождевой червь;

3) редуценты. В – корова; И – морская водоросль –

ламинария;

Г – кактус; К– корабельный червь.

Ответы: 1) …; ...; 2) …; ..., 3) …; …

Выберите правильный ответ

1. Состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением её структур, называется:

1) пределом устойчивости;

2) гомеостазом;

3) ресурсным циклом;

4) толерантностью.

2. Взаимосвязанное изменение видов и их взаимоотношений называется:

1) эволюцией сообществ;

2) интеграцией сообществ;

3) консолидацией сообществ;

4) минимизацией сообществ.

3. Последовательная смена сообществ в результате воздействия на него природных факторов или человека называется:

1) синергизмом;

2) климаксом;

3) сукцессией;

4) синузией.

4. Относительно устойчивая стадия сообщества, находящаяся в равновесии с окружающей средой, называется:

1) гомеостазом;

2) климаксом;

3) сукцессией;

4) консорцией.

5. Способность экосистем к восстановлению внутренних свойств и структур после природного или антропогенного воздействия называется:

1) пластичностью;

2) саморегуляцией;

3) авторегуляцией;

4) стабилизацией.

6. Повышает стабильность экосистем:

1) вмешательство человека;

2) увеличение видового разнообразия;

3) увеличение численности популяций;

4) уменьшен

Наши рекомендации