Практические занятия их наименование и объем в часах
Номер работы | Наименование практической работы | Объем в часах, очно/заочно |
Аутэкология: взаимодействие организма и среды обитания | 2/1 | |
Условия и ресурсы среды | 2/1 | |
Демэкология: экология популяций | 2/1 | |
Синэкология: процессы в экосистемах | 2/1 | |
Учение Вернадского о Биосфере | 2/1 | |
Экологические принципы охраны природы и рациональное использование ее ресурсов | ||
Экономика и правовые основы природопользования | ||
Глобальные экологические поблемы | ||
Защита окружающей среды | ||
Итого | 18/4 |
3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература
№№ п-п | Автор и наименование | Вид пособия | Год издания | Кол-во экз. в библиотеке |
Л-1 | Шилов А.А. «Экология». | У | ||
Л-2 | Акимова А.А., Хаскин В.В. «Экология». | У | ||
Л-3 | Степановских А.С. «Общая экология». | У | ||
Л-4 | Новиков Ю.В. «Экология» | У | ||
Л-5 | Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», изд-во Верх. Сов. РФ | В электрон-ном варианте | ||
Л-6 | Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республии Коми | У | С 1992 по 2005 | |
Л-7 | Арустамов Э.А. «Природопользование» | У |
Примечание:
1. Порядковая нумерация сквозная, двухиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);
2. Дополнительная литература отделяется заголовком;
3. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а так же методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.
3.2.1. Условные обозначения технических средств обучения (ТСО):
электронно-вычислительная техника – ЭВМ диапроекторы:
обучающие средства – ОУ диапозитивами – ДП
действующие макеты – М слайдами – ДС
кинофильмы – КФ диафильмами –ДФ
учебное телевидение – ТВ эпидиаскопы – ЭС
лингофонная техника – ЛФ наглядные пособия
контролирующие устройства – КУ (макеты, плакаты,
Информационная техника – ИТ схемы, графики,
аудиовизуальные установки – АВУ рисунки, таблицы и т.д.) – НП
кодоскопы – КС
Наглядные пособия и ТСО
Видеоматериал на темы: «Загрязнение окружающей среды», «Круговорот вещества в биосфере на примере круговорота фосфора»- ВФ
Методические пособия и указания
№№ п-п | Наименование | Год издания (состава) | Кол-во экз. |
М-1 | Кейн О.П. Загрязнение атмосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-39 с. | ||
М-2 | Кейн О.П. Загрязнение гидросферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-26 с. | ||
М-3 | Кейн О.П. Загрязнение литосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-25 с. | ||
М-4 | Кочеткова В.Л. «Экология», метод. указания к практической работе для всех специальностей и форм обучения, Санкт-Петербург, Инженерно-экономическая академия, С-Петербург | ||
М-5 | Воловик О.В. «Использование земельных ресурсов», метод.пособие, Ухта, УГТУ | ||
М-6 | Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. К.Х.Н. А.Г. Муравьева.- СПб.:Крисмас+, 2003.- 176с | ||
М-7 | Воловик О.В., Кейн О.П.Упражнения, задачи и задания в тестовой фоорме: Учебное пособие.- Ухта: УГТУ, 2007.- 163с.: ил. |
Примечание:
Порядковая нумерация двухиндексная: М-1, М-2, М-3 и т.д.
Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ
№№ п-п | Наименование | Год издания (состава) | Кол-во экз. |
Т-1 | Методические указания к программе «Эколог» |
Примечание:
Порядковая нумерация двухиндексная: Т-1, Т-2, Т-3 и т.д.
4. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности
на _______/_______ учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину | Кафедра | Предложения об изменениях в пропорциях материала , порядка изложения | Принятое решение (протокол №, дата), кафедрой, разрабатывающей программу |
Примечание.
Рабочая программа согласуется с профилирующей (выпускающей) кафедрой и кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.
Дополнения и изменения в рабочей программе на ______/______ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена Заведующий кафедрой
_________________________________
"_____"__________________________г.
Проректор по учебной работе
Внесенные изменения утверждаю _______________________________
"____"_________________ _____ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе......................................
2. Содержание дисциплины
2.1.Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий...
2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для
самостоятельной проработки студентами............................................................
2.3. Практические занятия, их содержание и объем в часах...............................
3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература.......................................................
3.2. Перечень наглядных и других пособий.........................................................
3.2.1. Условные обозначения ТСО........................................................................ 3.2.2. Наглядные и другие пособия и ТСО
3.2.3. Методические пособия и указания..............................................................
3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ.........................
4. Протокол согласования................................................................................................
Дополнения и изменения к рабочей программе.......................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методические рекомендации для преподавателя
Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от реально складывающейся ситуации учебного процесса. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способ изложения того или иного вопроса.
Основные приемы изучения материала и используемый соответствующий задачный материал рассмотрен в учебниках и учебных пособиях издательства УГТУ (приведены в списках основной и дополнительной литературы).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методические указания для студентов
Пример решения тестов.
После изучения соответствующих разделов в качестве инструмента проверки знаний предлагается контроль в тестовой форме.
Примеры решения тестов:
Выберите правильный ответ:
Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:
1) условиями среды;
2) абиотическими факторами;
3) биотическими факторами;
4) антропогенными факторами.
Правильный ответ – абиотические факторы (2)
Примеры решения задач.
Задача 2.1.
Оцените, на сколько лет хватит запасов лесных массивов на планете (площадь суши 1,5-1O7 км2,леса занимают около 25 % площади суши), если ежесекундно вырубается 1 га. Возобновление лесов в среднем не превышает 10 % от площади сведенных лесных массивов.
Опишите основные функции лесов и главные последствия их интенсивного уничтожения.
Решение
В течение года с учетом возобновления вырубается:
S = (Sвыр.-Sвоз.) 3600•24•365 = (1,0 - 0,1)•365•24•3600=2,8•107 га/год или S = 2,810s км2/год.
Следовательно, запасов лесных массивов хватит на
Основные функции лесов:
- стабилизация круговоротов биогенных веществ (зрелые или климаксные леса ничего не производят и ничего не потребляют);
- стабилизация сообществ (устойчивость экосистем), почвенного слоя и потоков воды;
- производство первичной биологической продукции.
Последствия сведения лесов:
– нарушение круговоротов биогенных веществ, потеря устойчивости экосистем и биосферы в целом из-за недостаточности первичной биологической продукции;
- увеличение содержания СО2 в атмосфере и как следствие - "парниковый эффект" из-за окисления биомассы и гумуса почв;
- изменение влагооборота;
- эрозионные потери почв.
Задача 2.2.
Содержание О2 в атмосфере равно 1,2-1015 т. Способность биомассы производить О2 составляет 2* т/год. Количество кислорода в атмосфере несмотря на продуктивность биомассы, уменьшается в среднем на т/год.
Оцените вклад населения планеты как отдельных потребителей в уменьшение его концентрации.
Перечислите главные источники потребления кислорода, на что заменяется кислород в атмосфере.
Решение
Ежегодное уменьшение содержания О2 в атмосфере равно наблюдаемому уменьшению его содержания плюс способность биоты производить кислород то есть:
Q = т/год.
Следовательно, запасов кислорода в атмосфере, при сохранении современного уровня его потребления, хватит на:
Сравнивая этот результат с предыдущей задачей, делаем вывод, что живые организмы на планете исчезнут не из-за уменьшения содержания кислорода в атмосфере, а из-за отсутствия органического вещества ( первичной биологической продукции)
Население на нашей планете оценивается в 5,6 млрд. человек. Средний объем легких человека составляет 4 л, средняя частота дыхания равна 30 дыханий/минуту, средний объем газа в легких равен 30%, содержание 02 в воздухе – 21%. Следовательно, каждый человек ежеминутно потребляет кислорода:
V, = 4 • 30 • 0,3 • 0,21 = 7,56 л/мин или V, = 7,56*60*24*365=3,97*106 л/год или 3,97*103 м3/год, так как плотность кислорода ровна 1,3 кг/м3, то годовое потребление 02 одним человеком составляет
Q=3, 97*103*1,3=5,16*103 кг/год, а все человечество ежегодно потребляет в 5,6 млрд раз больше, а именно: Qбум=5,16*5,6*109=29 млрд. т/год , окончательно, вклад человечества в потребление кислорода равен:
или 9,7%
Поглощаемый в процессе техногенной деятельности человека кислород замещается в атмосфере, главным образом, на СО2.
Задача2.3
Поступление СО2 в атмосферу равно 7 млрд. т/год, а его содержание в тропосфере - 711 млрд. т. При отсутствии СО2 в тропосфере средняя глобальная температура на планете составляла бы 255 К, в настоящее время - 288 К. По экспертным оценкам подъем средней глобальной температуры на планете на 3,6 градуса может вызвать подъем уровня Мирового океана на 5 м. Россия находится в среднем на высоте 75 м над уровнем моря. Через какой период времени жители России могут утонуть, если сохранится существующая мощность выбросов СО2?
Решение
Выброс каждого 1 млрд т СО2 в атмосферу вызывает повышение температуры на:
ΔТ = =0,0464 градуса/Гт.
Поэтому, при сохранении мощности эмиссии СО2 в атмосферу на современном уровне, подъем средней глобальной температуры на 3,6 К Может произойти за время:
где М = 7 млрд. т/год (М - уровень прироста СО2 в атмосфере).
Таким образом, окончательно получим, что жители России утонут при этих обстоятельствах через:
11,08* =116,2 года
Задача2.4
Среднесуточная концентрация паров тетраэтилсвинца в воздухе по данным городской СЭС в районе жилого массива составляет 0,0005 мг/м3. Какое максимальное количество РЬ поступит в организм одного жителя за теплый период времени года (6 месяцев), если коэффициент выведения свинца яз организма не превышает 0,01?
Решение
Объем воздуха, поглощаемый одним человеком за б месяцев, равен:
V=v*f*t1*t2*t3*t4*d.
Где v-средний объем легких человека (4 л); f - средняя частота дыхания (30 вдохов/минуту); t1 - количество минут в 1 часе; t2 - количество часов в сутки, проводимых в жилом помещении в среднем (12 часов); t3 - количество дней в месяце (30), t4 - количество учитываемых месяцев (6); d - средний коэффициент обмена воздуха в легких (0,3).
V = 4*30*60*I2*30*6*0,3 = 4,67 л ИЛИ
V = 4,67103m3.
Следовательно, за данный период времени в организме человека накопится соединений свинца:
М=(С-а*С)*V
где С - концентрация паров Рв в воздухе, а - коэффициент выведения Рв из организма.
М Рв= (0,0005- 0,01 • 0,0005) 4,67-10' = 2,3 мг соединений свинца.
Задача 2.5
Оцените средний вклад одного человека в загрязнение Мирового океана, если на 1 км2 поверхности океана приходится 17 т отходов с суши.
Решение
Радиус земного шара R = 6400 км, площадь шара оценивается как S = 4πR2.Так как мировой океан занимает 2/3 площади земного шара, то площадь мирового океана составит:
Sм.о. = 2/3*4πR2=3,43*108 км2.
Вклад каждого человека в загрязнение океана равен:
q= Sм.о. *m /N,
где m- количество отходов, приходящееся на единицу площади океана; N - численность населения Земли.
q = 3,43*108 *(17 /5,6*109) = 1,04 т/чел.
Задача 2.6
Годовые мировые перевозки нефти морским транспортом составляют в среднем 10 млрд. т. По оценкам экспертов при таких перевозках в Мировой океан попадает до 1 % нефти и нефтепродуктов от транспортируемого количества. Какая площадь Мирового океана ежегодно покрывается пленкой нефти?
Перечислите основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.
Решение
Площадь Мирового океана составляет:
км2 (смотри предыдущую задачу)
Следовательно, количество нефтепродуктов Mнеф, попадающих в океан, равно:
Мнеф = = =0,1млрд т/гол,
где М - объем перевозок нефти и нефтепродуктов;
d - доля, теряемая при транспортировке.
Примем, что средняя толщина пленки нефтепродуктов на поверхности воды (h) равна 1 мм. Плотность нефтепродуктов составляет = 0,87 т/м3, поэтому площадь, занятая нефтепродуктами, будет равна:
Sн.пр=Mнеф / км2. Окончательно получим, что доля Мирового океана, ежегодно покрываемая нефтепродуктами из-за танкерных перевозок, без учета аварий, составляет:
Основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и
нефтепродуктами: .
- уменьшение, содержания растворенного кислорода в поверхностном слое
воды (биохимическое окисление);
- изменение условии газообмена на границе: атмосфера - водная среда;
- воздействие на морские экосистемы, вплоть до выпадения отдельных видов
(в основном на нейстон);
- изменение температуры поверхностных слоев из-за изменений условий
испарения.
Задача 2.7
Оцените, чему равна доля энергии, производимой! человечеством, от всей энергии Солнца, достигающей земной поверхности, если в 1991 г. в Мире было произведено МО11 кВт . ч /год энергии. Солнечная постоянная, характеризующая полный поток энергии, поступающей в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной направлению солнечных лучей, за пределами атмосферы, равна 8,2 Дж/(см2мин). Среднее количество радиации, поступающее в верхние слои атмосферы от Солнца, составляет 1050 кДж/(см2-год). Из этого количества радиации - 30 % отражается атмосферой и земной поверхностью (доля атмосферы около 10 %), - 25 % поглощается атмосферой, а - 45% поглощается Землей.
Решение
Доля энергии от Солнца, достигающая поверхности Земли, равна:
D = Q (d, + d2)= 1050 (0,1 + ,0,25) = 367,5 кДж/(см год);
или D = кДж/(км год)
где - доля энергии, отражаемая и поглощаемая атмосферой;
Q - плотность потока солнечного излучения за пределами атмосферы.
Полный поток солнечной энергии, достигающий поверхности Земли, равен:
кДж/год.
Количество произведенной энергии в Мире человечеством за год:
или, так как 1 кВт . ч = 3600 кДж,
Q = 3,б.1016кДж/год.
Окончательно, доля энергии, производимая человечеством, равна:
D = = 3,6.1016/I,89.1021 = 1,9.10-5
или в процентах -1,9.10-3%.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинский государственный технический университет
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_______________В.К. Хегай
"____"_____________ 200__ г.
Материалы,
устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых
аттестаций
по _____________________________ЭКОЛОГИИ_______________________________
наименование дисциплины
для специальности ПНГ-130201; ГИС-130202; ГНГ-130304; МиГ-130306 / ФБО ГНГ-130304___
шифр и наименование специальности
факультет_______ГРФ_______________________________________________________________
кафедра________ПБиООС__________________________________________________________________
курс_________________2/3_____________________________________________________________
семестр________________3/5________________________________________________________