Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования».
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования».
ЭП – наука о формах общ. взаимоотношений. (1964впервые употреблен в СССР) ЭП – наука о рац. использовании, расширенном воспроизводстве и охране прир. ресурсов. П. в широком смысле-совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению, в узком смысле-деятельность конкретных заинтересованных ведомст. П.-особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы. Предметом изучения дисциплины являются отношения между людьми, кот. складываются в процессе взаимодействия с окр. средой по поводу исп-ния сил и ресурсов прир., ее охраны и восстановления, т. е. эколого-экономические отношения. Методология ПП представл собой совок методолгич принципов,в основе кот лежит диалектика.Согласно диалектич подходу в прир всё взаимосвязано. Содержание: 1) Глобальная ЭП; 2) Региональная ЭП; 3) Локальная ЭП (на местном ур-не). Цели: 1) системный анализ процессов, происходящих в эколог. системах; 2) разработка научных основ управления окр. средой. Задачи: 1.Формир сис-мы знаний о рац ПП. 2. Формир стратегии ресурсосбережения.1.удовлетворение потребностей общества в естественных ресурсах; 2. повышение продуктивности природной среды;3. эффективном использовании невозобновимых богатсв природы;4.максимально возможное сохранение экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду;5. сведение к минимуму возможного ущерба здоровью людей.Эколого- экономическая система-интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.
Регион-е экол-ие проблемы стран СНГ и пути их решения.
1) Регионы радиационного загрязнения (Беларусь, Украина, Россия, Казахстан)
Причины: 1) Тоцкие учения. Эксперимент 2) 1957 год – Катастрофа на заводах по производству Атомного оружия. 3) Семипалатинск в Казахстане – официальный ядерный полигон. 4) Чернобыль.
2) Зона Приаралья
Причины иссушения: 1) Безвозвратное использование воды для орошения хлопчатника. 2) С 1983 года Сырь-Дарья не дотекает до Аральского моря.
На месте иссушения – солончаки.
3) Каспийское море
Загрязнение моря нефтью. Причины – добыча шельфовой нефти.
4) Бассейн озера Байкал
В Байкале содержится 80% от запасов пресной воды СНГ и 20% от мировых.
Причины экологических проблем: 1) Целлюлозно-бумажный комбинат
5) Промышленно-городские районы с преобладанием отраслей тяжёлой промышленности. 1)Донецко-Приднепровский район (Украина) 2)Урал (Россия) 3)Зона Арктики (Мурманская область, г. Норильск, Новая Земля, Ямал)
6) Сельскохозяйственный районы с кризисной экологической ситуацией. 1) Калмыкия. Сверхиспользование пастбищ 2) Молдова. Химизация 3) Фергана. Избыточное потребление воды.
7) Природно-рекреационная зона с кризисной экологической ситуацией.
Крым. Избыток людей, неразвитая инфраструктура
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования».
ЭП – наука о формах общ. взаимоотношений. (1964впервые употреблен в СССР) ЭП – наука о рац. использовании, расширенном воспроизводстве и охране прир. ресурсов. П. в широком смысле-совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению, в узком смысле-деятельность конкретных заинтересованных ведомст. П.-особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы. Предметом изучения дисциплины являются отношения между людьми, кот. складываются в процессе взаимодействия с окр. средой по поводу исп-ния сил и ресурсов прир., ее охраны и восстановления, т. е. эколого-экономические отношения. Методология ПП представл собой совок методолгич принципов,в основе кот лежит диалектика.Согласно диалектич подходу в прир всё взаимосвязано. Содержание: 1) Глобальная ЭП; 2) Региональная ЭП; 3) Локальная ЭП (на местном ур-не). Цели: 1) системный анализ процессов, происходящих в эколог. системах; 2) разработка научных основ управления окр. средой. Задачи: 1.Формир сис-мы знаний о рац ПП. 2. Формир стратегии ресурсосбережения.1.удовлетворение потребностей общества в естественных ресурсах; 2. повышение продуктивности природной среды;3. эффективном использовании невозобновимых богатсв природы;4.максимально возможное сохранение экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду;5. сведение к минимуму возможного ущерба здоровью людей.Эколого- экономическая система-интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.