Выпускающая кафедра по специальности
Кафедра психологии
Рег. № ____________________
«____»______________200 ___г.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Ректор СибАГС
____________ Е.А.Бойко
« ___ » _____________ 2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
дисциплина по выбору по специальности
Психология
Новосибирск 2006
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.
Протокол заседания N 15(30) от "12" октября 2006 г.
____________________
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности
Психология
____________________ И.М.Войтик
«____» ______________2006г.
Программа курса разработана в соответствии учебным планом и внутренним стандартом СибАГС на рабочую программу.
Начальник методического отдела УМУ ____________
« __ » ___________20 _ г.
Программу дисциплины разработал:
Хаснулин Вячеслав Иванович
профессор кафедры психологии,
доктор медицинских наук, профессор
Хаснулин Вячеслав Иванович
Ó Сибирская академия государственной службы
Формы контроля
Итоговый контроль. Для контроля усвоения материала курса «Экология» учебным планом предусмотрен зачёт.
Текущий контроль. В течение семестра студенты работают по программе практических занятий (семинаров). Во время этой работы осуществляется контроль за качеством усвоения пройденного материала. Для этого студенты отвечают на вопросы, касающиеся материалов лекционного курса, готовят рефераты по темам занятий и сдают контрольные работы. Результаты этой работы являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Студенты, не сдавшие контрольные Работы, не получают зачёт по дисциплине как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
(Распределение часов по очной форме обучения)
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | |
Раздел 1. Общие вопросы | ||||
Тема 1.1. Введение в экологию | ||||
Тема 1.2. Аксиомы экологии человека | ||||
Раздел 2. Основы экологии | ||||
Тема 2.1.Проблема биологической адаптации человека. | ||||
Тема 2.2. Наследственность, конституции, расы и окружающая среда. | ||||
Тема 2.3. Экология питания | ||||
Тема 2.4. Формирование антропоэкологических систем | ||||
Тема 2.5.Здоровье и природные экологические факторы | ||||
Тема 2.6. Техногенные экологические факторы | ||||
Тема 2.7.Социальные факторы и здоровье | ||||
Тема 2.8. Эндоэкологические факторы риска | ||||
Тема 2.9. Системы жизнеобеспечения | ||||
Тема 2.10. Методологические основы организации рациональной жизнедеятельности | ||||
Итого по дисциплине: |
Содержание отдельных разделов и тем
Раздел 1. Общие вопросы
Тема 1.1. Введение в экологию
Предмет экологии, её значение для цивилизации. Краткие исторические сведения о предмете экологии. Приблизительная структура экологического знания. Экология как комплексная междисциплинарная наука. Современное состояние экологии человека, основные научные направления.
Тема 1.2. Аксиомы экологии человека
Основные законы экологии. Основы формирования антропоэкологической аксиоматики. Человек существо биосоциальное. Научно-технический прогресс как основа формирования факторов экологического риска. Двоякое влияние факторов среды на людей. Пределы роста численности населения и их экологическая обусловленность.
Раздел 2. Основы экологии
Тема 2.1. Проблема биологической адаптации человека.
Понятия адаптации к различным условиям среды. Адаптация на уровне организма – эволюция приспособлений. Эволюция и формы адаптации. Закономерности географической изменчивости черт строения тела и обменных процессов. Адаптивные типы людей. Адаптация и акклиматизация. Адаптогенные факторы. Фазы развития процессов адаптации. Механизмы адаптации. Реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации. Адаптация организма к различным условиям. Адаптация к низким температурам. Адаптация к жаркому климату.Адаптация к различным режимам физической активности. Экологическая изменчивость в городских популяциях.
Тема 2.2. Наследственность, конституции, расы и окружающая среда.
Экология и генетика. Генофонд популяции и критерии оценки его состояния. Факторы, влияющие на генофонд: мутационный процесс, изоляция и дрейф генов, миграция, инбридинг и аутбридинг (структура браков), естественный отбор, меры генетической безопасности. Учение о конституции человека. Конституция человека и среда обитания. Конституция и расы.
Тема 2.3. Экология питания.
Основные требования к питанию. Энерготраты и стратегия их восполнения. Традиционные режимы питания в различных регионах планеты. Социально-экономические изменения в обществе и питание. Традиционная и покупная пища. Основные экологические факторы, определяющие особенности рационов питания людей. Принципы организации питания в условиях экологически обусловленного стресса.
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Темы контрольных работ
1. Современные представления об антропоэкосистемах.
2. Основные законы экологии. Ласточкин
3. Основные элементы учения о биосфере и ноосфере. Атабаева
4. Биосоциальная основа человека.
5. Урбанизация и здоровье населения. Плаксина
6. Наследственность, конституции, расы и окружающая среда. Ховалыг
7. Адаптация человека к экологическим факторам. Колесникова
8. Географические характеристики и адаптивные типы людей. Адаптация и акклиматизация.
9. Экологически обусловленный стресс.
10. Экологические обусловленность рационального питания.
11. Энерготраты в различных экологических условиях. Суточные региональные нормы питания.
12. Традиционное питание коренных жителей. Купреев
13. Природные экологические факторы и здоровье.
14. Антропогенные экологические факторы и здоровье.
15. Значение социальных факторов в экологии человека.
16. Основные элементы системы жизнеобеспечения и их взаимосвязь с экологией.
17. Значение медико-экологического мониторинга для формирования систем жизнеобеспечения.
18. Качество жизни и здоровый образ жизни. Бронникова
19. Составляющие элементы здорового образа жизни.
20. Болезни цивилизации. Грачева
21. Время и биологические ритмы как экологический фактор. Нимаева
Написание реферата необходимо студенту для того, чтобы углубить знания по дисциплине, а также приобрести навыки самостоятельного анализа проблем сохранения здоровья в современном мире и стратегические перспективы его повышения.
При подготовке реферата помимо основной и дополнительной литературы рекомендуется пользоваться материалами периодической печати по данной проблематике.
Работа должна быть оформлена в соответствии с принятыми в СибАГС общими требованиями к оформлению работ такого рода.
Реферат состоит из введения, теоретической части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении указываются цель и задачи работы, обосновывается актуальность выбранной темы.
В теоретической части анализируются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, встречающиеся в литературе; очерчивается круг проблем, которые предполагается рассмотреть в реферате.
3.2. Список вопросов для подготовки к зачету
1. Сформулировать определение предмета экология.
2. Обозначить понятие здоровья человека.
3. Перечислить задачи экологии.
4. Описать основные моменты роли экологических знаний в сохранении здоровья.
5. Что можно рассказать о концепции устойчивого развития современного общества.
6. Современное состояние экологии человека, основные научные направления.
7. Основные законы экологии.
8. Расскажите о современных представлениях об антропоэкосистемах.
9. Основные элементы учения о биосфере и ноосфере.
10. Что можно сказать о биосоциальной сущности человека?
11. Научно-технический прогресс как основа формирования факторов экологического риска.
12. Экологическая обусловленности пределов роста численности населения.
13. Учение о биосфере. Понятие ноосферы.
14. Влияние урбанизации на человеческие популяции.
15. Дайте основные представления о биологической адаптации человека.
16. Представления об адаптивных типах людей.
17. Понятия об адаптации и акклиматизации.
18. Географическая изменчивость физиологических и морфофункциональных признаков у человека.
19. Расскажите об экологически обусловленном стрессе.
20. Мотивации и процессы адаптации.
21. Конституции, расы, наследственность и окружающая среда. Естественный отбор.
22. Экологические основы питания.
23. Энерготраты в различных экологических условиях. Суточные региональные нормы питания.
24. Опишите основы традиционного питания коренных жителей России.
25. Основные требования к питанию. Энерготраты и стратегия их восполнения.
26. Традиционные режимы питания в различных регионах планеты.
27. Социально-экономические изменения в обществе и питание. Традиционная и покупная пища.
28. Основные экологические факторы, определяющие особенности рационов питания людей. Принципы организации питания в условиях экологически обусловленного стресса.
29. Опишите влияние климато-геофизических факторов на здоровье.
30. Дайте представления о гелиобиологии.
31. Как геомагнитные факторы, ультрафиолетовое облучение, видимый свет, гравитация и метеофакторы влияют на здоровье человека.
32. Техногенные факторы и здоровье. Основные источники загрязнения среды.
33. Факторы загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Биологические антропогенные факторы.
34. Роль социальных факторов как экологических факторов риска.
35. Опишите основные элементы системы жизнеобеспечения и их взаимосвязь с экологией.
36. Объясните необходимость создания систем жизнеобеспечения для поддержания физического и психического здоровья населения?
37. Что должна включать подсистема «Здоровье населения»?
38. Опишите подсистему СЖО «Внешняя среда»?
39. Расскажите о подсистеме «Производственная сфера»?
40. Перечислите основные элементы подсистемы «Социальная сфера»?
41. Расскажите о значение медико-экологического мониторинга для формирования систем жизнеобеспечения.
42. Качество жизни и здоровый образ жизни.
43. Составляющие элементы здорового образа жизни.
44. Эндогенные биологические факторы риска расстройств здоровья людей в понимании современной экологии.
45. Особенности рационов питания и метаболизма как фактор риска.
46. Гелиогеофизическое импринтирование.
47. Болезни цивилизации.
48. Время и биологические ритмы как экологический фактор.
49. Проблема перехода на летнее время.
50. Перечислите основные проблемы экологической безопасности.
Список литературы
Список основной литературы
1. Агаджанян Н.А. Экология человека : избр. лекции / Н.А. Агаджанян, Ю.П.Гичев, В.И. Торшин; под ред. Н.А. Агаджаняна; Рос. экол. акад. – М.; Новосибирск,1997. -355 с.
2. Лосев А.В. Социальная экология: Учебное пособие для вузов /А.В.Лосев, Г.Г.Повадкин. - М.: Владос, 1998. - 312с.
3. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы: учебн. пособие. – Новосибирск: «Наука». 2001. – 544с.
4. Николайкин Н.И. Экология: учебник /Н.И.Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П.Мелехова. - М.: Дрофа, 2003. - 624с. – (Высшее образование).
5. Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. / Б.Б. Прохоров.-М.:Академия, 2005. – 320 с.
6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебн. пособие. – М.: Академия. 2002. - 480 с. – (Высшее образование).
7. Шилов И.А. Экология: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 512с.
8. Экология: учебник. /Под ред. Г.В.Тягунова, Ю.Г.Ярошенко. - М.: Логос, 2005. - 504с. – (Новая университетская библиотека).
Кафедра психологии
Рег. № ____________________
«____»______________200 ___г.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Ректор СибАГС
____________ Е.А.Бойко
« ___ » _____________ 2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
дисциплина по выбору по специальности
Психология
Новосибирск 2006
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.
Протокол заседания N 15(30) от "12" октября 2006 г.
____________________
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности
Психология
____________________ И.М.Войтик
«____» ______________2006г.
Программа курса разработана в соответствии учебным планом и внутренним стандартом СибАГС на рабочую программу.
Начальник методического отдела УМУ ____________
« __ » ___________20 _ г.
Программу дисциплины разработал:
Хаснулин Вячеслав Иванович
профессор кафедры психологии,
доктор медицинских наук, профессор
Хаснулин Вячеслав Иванович
Ó Сибирская академия государственной службы