Общие тенденции изменения экологической преступности

Годы   Число зарегистрированных преступлений Прирост, % к
1997 г. 1999 г. 2000 г.
   
     
   
   
     
     
2004*      
200..        

4.Проанализировать содержание статьи 4.5 Кодекса административных правонарушений ( КоАП) и сделать вывод о сроках давности привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения. Высказать свою точку зрения, почему законодатель увеличил сроки давности привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения по сравнению с другими нарушениями.

5. подготовиться к вопросам, выносимым на семинар.

При подготовке к ответу на первый вопрос необходимо раскрыть содержание юридической ответственности за экологические правонарушения и усвоить ее функции (стимулирующую, компенсационную, превентивную и карательную). Уяснить, что правовой институт юридической ответственности в охране окружающей среды и природопользования тесно связан с соответствующими положениями уголовного, административного, трудового законодательства.

При подготовке ко второму вопросу дается понятие экологического правонарушения. Изучается, и освещается его элементы, объект, субъект, объективная и субъективная стороны, указываются признаки правонарушения и приводится перечень экологических правонарушений.

При подготовке к третьему вопросу необходимо помнить, что каждый вид юридической ответственности в охране окружающей среды обладает спецификой. В этой связи студенты, используя трудовой кодекс РФ (ст. 192, 193), административный кодекс (гл. 6. 7, 8), Уголовный кодекс (гл. 26), должны разобраться с видами ответственности и видами наказания и за что они конкретно применяются.

При изучении вопросов правового регулирования возмещения вреда (ответна 4 вопрос темы), причиненного окружающей среде, прежде всего следует обратить внимание, что в отличие от уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, применяемой альтернативно, гражданско-правовая ответственность наступает совокупно, наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности или независимо от них, когда в результате правонарушения наступили отрицательные последствия имущественного характера.

Наряду с Гражданским (ст.ст. 1064-1101), Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, возмещение вреда, причиненного нарушением экологического законодательства, регулируется законом об охране окружающей среды (ст.ст. 77-79).

Представляется важным уяснение понятия вреда, а также способов и порядка его возмещения. Особое внимание следует уделить вопросам защиты конституционного права граждан на возмещение вреда здоровью или имуществу, причиненное загрязнением окружающей среды.

При подготовке данного вопроса необходимо выявить особенности возмещения экологического вреда, причиненного источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие, сущность, функции и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

2.Понятие экологического правонарушения. Виды экологических правонарушений.

3.Дисциплинарная, административная, уголовная ответственность за экологические проступки и правонарушения. Виды наказания за экологические правонарушения.

4.Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Экологический тренинг

№ теста Содержание теста
Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере: 1)природопользования и охраны окружающей среды; 2)природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 3)обеспечения экологической безопасности; 4)охраны окр. среды и обеспечения экол. безопасности.
К обязанностям граждан согласно Конституции Российской Федерации не относится требование: 1)сохранять природу; 2)сохранять окружающую среду; 3)рационально использовать природные ресурсы; 4)бережно относиться к природным богатствам.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как: 1)материальная основа существования органов местного самоуправления; 2)достояние федеративного государства; 3)неотъемлемая часть субъектов Российской Федерации; 4)основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к ведению: 1)Российской Федерации и ее субъектов; 2)только субъектов Российской Федерации; 3)только Российской Федерации; 4)субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований.
Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками: 1) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде; 2) свободно, если это не вредит интересам других лиц; 3) свободно, если это не нарушает интересов государства; 4)свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К источникам экологического права не относятся: 1)международные договоры Российской Федерации; 2)соглашения между субъектами Российской Федерации по вопросу использования и охраны природных ресурсов; 3) договоры между собственниками об ограниченном пользовании природным объектом; 4) соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросу использования и охраны природных ресурсов.
Как надлежит поступить правоприменителю в случае, если ратифицированный Российской Федерацией международный договор содержит иную правовую регламентацию общественных отношений, чем установлено федеральным законом: 1) обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации для дачи разъяснения; 2) руководствоваться нормой международного договора ратифицированного Российской Федерацией; 3) использовать одновременно и норму международного договора, и норму федерального закона; 4) применить норму федерального закона.
Членами экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы могут являться: 1) только независимые эксперты; 2) только работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды; 3) независимые эксперты и представители органов власти и местного самоуправления; 4) независимые эксперты и работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
Общественная экологическая экспертиза не может проводиться: 1)после проведения государственной экологической экспертизы; 2) до проведения государственной экологической экспертизы; 3) без разрешения специально уполномоченного государственного органов области экологической экспертизы; 4) одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.
Ограничение, приостановление или запрещение деятельности, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, производится: 1)в административном порядке; 2)в судебном порядке; 3)в административном и в судебном порядке; 4)решением референдума.
Освобождает ли внесение хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду от выполнения им мероприятий, направленных на охрану окружающей среды: 1) да, освобождает; 2) нет, не освобождает; 3) да, освобождает при условии своевременного внесения ее; 4) да, освобождает, поскольку этим компенсируется наносимый окружающей среде вред.
Согласно федеральному законодательству экологическое страхование: 1) должно быть только обязательным; 2) может быть только добровольным; 3) может быть только обязательным; 4) может быть и добровольным, и обязательным.
Содержит ли экологическое законодательство запрет на ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания: 1)да; 2)да, если иное не предусмотрено ратифицированными Российской Федерацией международными договорами; 3)да, если ввоз осуществляется без контроля государства; 4)нет, не содержит.
Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться: 1) только на уровне субъектов Российской Федерации; 2) только на федеральном уровне; 3) и федеральным законодательством, и законодательством субъектов Российской Федерации; 4) на уровне субъектов Российской Федерации по поручению органов государственной власти Российской Федерации.
При совершении каких нарушений экологического законодательства не наступает имущественная ответственность: 1) преступлений; 2) административных правонарушений; 3)дисциплинарных поступков; 4) при любых, если нет причинения вреда окружающей среде.
Кто не является субъектом совершения экологических преступлений: 1)должностное лицо органа государственной власти; 2)руководитель коммерческой организации; 3)юридическое лицо; 4)гражданин.
Особо охраняемые природные территории могут быть: 1) только федерального значения; 2) регионального и местного значения; 3) федерального, регионального и местного значения; 4) федерального и регионального значения.
Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении: 1)исключительно субъектов Российской Федерации, к территории, которых прилегает континентальный шельф; 2)исключительно Российской Федерации; 3)совместном Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации; 4)совместном соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного управления.
Какие из перечисленных ниже разрешительных документов не связаны с пользованием животным миром: 1) ордер; 2) долгосрочная лицензия; 3) разовая лицензия; 4) распорядительная лицензия.
Экологические правоотношения – это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере: 1)обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды; 2) охраны окружающей среды и природопользования; 3) обеспечения экологической безопасности; 4) природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Обязательны ли рекомендации заключения общественной экологической экспертизы во время реализации объекта такой экспертизы: 1)да, обязательны как не посредственно действующие; 2)да, но только в случае утверждения заключения приказом руководителя специально уполномоченного на то органа государственной власти; 3)нет, не обязательны поскольку не являются решением государственных органов.
Конституция Российской Федерации не гарантирует каждому право на: 1)возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий; 2)достоверную информацию о состоянии окружающей среды; 3)возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением; 4)благоприятную окружающую среду.
Исходя из требований Конституции Российской Федерации, природные ресурсы не могут находиться в собственности: 1)совместной государственной и муниципальной; 2) частной; 3) государственной; 4) муниципальной.
Какие из перечисленных ниже объектов не относятся к объектам охраны окружающей среды: 1)озоновый слой атмосферы; 2) полигоны размещения отходов производства и потребления; 3) околоземное космическое пространство; 4) лечебно-оздоровительные местности.
Какое из названых ниже мероприятий не относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации: 1)разработка и утверждение нормативов в области охраны окружающей среды; 2) участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; 3) осуществление экологической паспортизации; 4) объявление территории соответствующего субъекта Российской Федерации зоной экологического бедствия.
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются: 1)исключительно в судебном порядке; 2)только в административном порядке; 3)применением в качестве досудебной формы разрешения спора административной процедуры; 4)прокурором.
Экологическая сертификация: 1) должна быть обязательной; 2) должна быть добровольной; 3) должна быть добровольной или обязательной; 4) может быть обязательной или добровольной.
Какие из перечисленных ниже субъектов не могут привлекаться к административной ответственности за совершение экологических проступков: 1) должностные лица; 2)органы местного самоуправления; 3) граждане; 4) юридические лица.
Устанавливаются ли экологическим законодательством дополнительные обязанности для граждан по сравнению со ст. 58 Конституции Российской Федерации: 1) нет, не устанавливаются, поскольку в этом нет необходимости; 2) нет, не устанавливаются, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие; 3) да, устанавливаются, но только ФЗ «Об охране окруж. среды»; 4) да, они устанавливаются законодательными актами РФ и ее субъектов.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, не вправе: 1) организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; 2) осуществлять в установленном порядке функции органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды; 3) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды; 4) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

Литература:

1.Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юрист, 2003. - 258 с.

2.Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник М.: «Новый Юрист», 2003. - 685 с.

3.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2003. – 576 с.

4.Королева М.В., Суслова Н.В., Шарова Г.Н. Природоохранная деятельность прокуратуры в сфере охраны окружающей среды \\ Бюллетень « Использование и охрана окружающей среды», 2004, № 6,С. 28-37.

5.Экологическое право: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.С. Винокурова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003, 431 с.

Нормативные акты:

1.Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Комментарий// под редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М. Юрид. лит.,1994. - 624 с.

2.Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3.ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – .№12. – Ст. 1024.

4.КоАП. Издательство Проспект, 2002.

5.Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №48.

6.Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996 г. – М., «Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА», 1997 г. -208 С.

Наши рекомендации