Источники загрязнения литосферы.
1. Промышленные предприятия газообразных, жидких и твердых промышленных отходов, в которых присутствуют компоненты способные существенно изменять физико-химический состав почв.
2. Теплоэнергетика. Помимо образования шлаков образуется большое количество взвешенных веществ, попадающих в атмосферу, выпадают в виде кислотных осадков.
3. Сельское хозяйство. Удобрения и ядохимикаты вносятся в почву, приносят изменения в физико-химическом составе почв.
4. Транспорт. В результате работы двигателей в атмосферу попадают оксиды углерода и серы, сажа, а также тяжелые металлы.
5.Хозяйственная деятельность человека, связанная с боразованием твердых бытовых отходов.
Виды деятельности в области обращения с отходами
В настоящем Федеральном законе 89 используются следующие основные понятия:
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Глава III. Общие требования к обращению с отходами
Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.
Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Требования к объектам размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений
1. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов
1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Классификация отходов.
Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.
Классификация отходов:
По происхождению:
· отходы производства (промышленные отходы)
· отходы потребления (коммунально-бытовые)
По агрегатному состоянию:
· твёрдые
· жидкие
· газообразные
По классу опасности (для человека и / или для окружающей природной среды)
В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:
· 1й — чрезвычайно опасные
· 2й — высоко опасные
· 3й — умеренно опасные
· 4й — малоопасные
· 5й — практически неопасные
В России существует Федеральный классификатор отходов, в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный код.
Способы утилизации отходов.
Мусорные полигоны и свалки
Утилизация мусора в России на 80% состоит в его простом вывозе на специальные полигоны, а попросту говоря, - городские свалки. Стоимость утилизации мусора по такой технологической схеме – наиболее низкая.Под свалку должны использоваться территории с особым геологическим расположением, чтобы минимизировать, а по возможности и исключить просачивание ядовитых компонентов в грунтовые воды и почву. При устройстве полигона подготавливают углубления в земле с резервуаром, выполняющим роль отстойника для стекающих жидкостей. Дно и стены котлованов под утилизацию мусора выполняются из железобетона или устилаются геомембранными синтетиками, с целью изоляции почвенных слоев от отходов.
Утилизация мусора и отходов должна сопровождаться сортировкой, для чего рядом с полигонами организуют перегрузочные станции. Именно здесь привезенные отходы сортируются, а при необходимости проходят дегидрацию и уплотняются в специальныхкомпакторах (брикетируются).
Рассортированные и измельченные отходы ссыпаются в котлованы, разравниваются и утрамбовываются по всей площади. Сверху насыпается слой почвы, и котлован «консервируется» полиэтиленом, геосинтетиком или железобетоном. При такой утилизации мусора «крышка» котлована должна находиться ниже уровня земли. Сверху засыпается слой плодородной почвы, в которую высаживаются рекультивационные (способствующие восстановлению) растения.
Используя технологии брикетирования можно существенно повысить эффективность полигонной утилизации мусора.
Мусоросжигающие станции
Утилизация мусора и отходов с помощью термальных технологий используется еще с конца 19 века. При таком методе уничтожения объемы отходов уменьшаются на 90%, а их масса - до 60-70%.
Главный недостаток термического уничтожения заключается в высокой стоимости оборудования для утилизации мусора. А кроме того, без соответствующих технологий и дополнительных фильтров в атмосферу попадает масса ядовитых газов и веществ: фенолы, альдегиды, хлорорганика, тяжелые металлы, различные оксиды и прочие вещества, пагубно воздействующие на человека и окружающую среду. Чтобы минимизировать количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, в топках необходимо поддерживать довольно высокую температуру – не меньше 1200°С, что технологически довольно сложно и дорого. Как правило, рабочая температура в печах находится в пределах 800-900°С, что приводит к неполному сжиганию материала и увеличению доли золы, вывозимой в дальнейшем на свалки. Бытовые отходы содержат достаточно много влаги, что также отрицательно сказывается на технологическом процессе, для повышения эффективности сжигания их приходится предварительно подсушивать, что, естественно, влечет за собой удорожание процесса.
Чтобы технология термического уничтожения была эффективной, требуется тщательная сортировка отходов с целью их разделения на группы. Впоследствии для каждой группы назначаются определенные режимы сжигания, что позволяет рационализировать технологию и снизить затраты. В то же время если проводить предварительную сортировку, то увеличиваются расходы на вывоз мусора, и утилизация обходится еще дороже. В Европе, чтобы как-то компенсировать затраты на организацию сжигания мусора, используют системы рекуперации тепла, образованного в процессе сжигания отходов. Таким образом, утилизация мусора может быть частично компенсирована возвратом тепловой или даже электрической энергии в коммуникационные сети.