Экологическая обстановка г. Иркутск
Уровень загрязненности атмосферного воздуха
Основными загрязнителями атмосферного воздуха города являются выхлопные газы автомобилей (52 % выбросов) и источники теплоэнергетики, не оснащённые фильтрами (46 % выбросов); на производственные предприятия приходится около 2 % всех выбросов. К самым загрязнённым территориям относятся часть центра и микрорайонов Ново-Ленино и Иркутск-II; к наименее загрязнённым и тихим — микрорайоны Ершовский и Радужный, а также берега Ангары от острова Юность до плотины ГЭС и участок у Академгородка.
По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников в 2010 году Иркутск занял 15-е место в России (65 тысяч тонн выбросов в год). В 2010 году насчитывалось 196 предприятий, выбрасывающих в атмосферу 69 загрязняющих веществ. 94 % всех выбросов стационарных источников приходится, составляют продукты горения (угольная и мазутная смолы, бензпирен, окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид). Наибольший вклад в загрязнение атмосферы от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики — 69 %. К основным стационарным источникам загрязнения атмосферы относятся: Ново-Иркутская ТЭЦ (40 тыс. тонн выбросов в год), «Байкалэнерго» (6 тыс. тонн) и Иркутский авиационный завод (5 тыс. тонн). По объёму выбросов в атмосферу от стационарных источников на Иркутск приходится 10 % всех выбросов области (для сравнения, на Ангарск — 33 %, Братск — 21 %). Основные сбросы сточных вод в Ангару производит Иркутский авиационный завод, «Байкалэнерго» и водоканал города; в реку Иркут — мебельная фабрика.
Уровень загрязнённости почв и снежного покрова
Основным источником негативного воздействия на почвенный покров и растения является повышенный уровень загрязнения атмосферы, особенно аэрозолями тяжёлых металлов и диоксидом серы. Отмечается высокое содержание в почвах фтора, распространяемого алюминиевым заводом в Шелехове. При обследованиях почв города и его окрестностей 1997 года почвы территории были отнесены к допустимой категории загрязнения. Наибольшие средние содержания в почвах свинца, цинка, ртути, меди обнаружены в Октябрьском округе. В Ленинском округе максимальное значение массовой доли олова. В Кировском районе среднее содержание водорастворимого. Средняя плотность потока ртути в атмосферных осадках в городе сравнительно невысока.
Уровень шумовой загрязненности
Источником шумового загрязнения выступает транспорт: уровень шума в районе аэропорта и авиазавода превышает 80 децибел, на главной улице Ленина он доходит до 90 децибел.
Уровень потребительских отходов
В 2008 году в городе было выявлено 116 несанкционированных свалок. Отмечается рост городского мусора на 4,6 % ежегодно.
Электромагнитный фон
Электромагнитный фон городской среды превышает допустимый уровень в 40 % случаев.
Радиационный фон
На территории Иркутска находится несколько предприятий, производящих радионуклидные вещества. В 2003 году Иркутское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды начало проводить работы по контролю за состоянием природной среды в районе Ангарского электролизного химического комбината. В результате проведённого обследование было установлено, что радиоактивное загрязнение почвы, растительности и снежного покрова в радиусе 20 км от комбината не превышало критических значений. На 2-ом км автодороги на посёлок Большая Елань отмечена наибольшая плотность радиационного загрязнения травяного покрова, которая превысила фоновую в 4,4 раза. Наибольшая плотность загрязнения почвы бета-активными продуктами была зарегестрирована в посёлке Мегет, фоновое значение оказалось превышенным в 4,9 раз.
1/7.Оценка воздействия на окружающую среду в строительстве(ОВОС).
ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это документ, дающий всестороннее представление обо всех видах воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
Основным нормативным документом, которым необходимо руководствоваться при разработке проекта ОВОС является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.
Согласно Положению, оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Задачи ОВОС
· Определение параметров компонентов окружающей среды, которые будут подвергаться воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.
· Предварительная оценка факторов и видов воздействия на окружающую среду в процессе реализации намечаемой деятельности.
· Группировка экологических последствий и вызванных ими социальных, экономических и прочих изменений.
· Учет в проектных решениях хозяйственной деятельности вероятных последствий ее реализации.
Природоохранные нормативные акты, в соответствии с которыми должны решаться задачи проекта ОВОС:
· Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
· Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
· Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
· Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.
· Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
· Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ
· Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372
Принципы ОВОС
1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
3. Недопущение негативного воздействия на окружающую среду.
4. Обязательность рассмотрения альтернативных путей достижения целей планируемой деятельности.
5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы.
7. Достоверность и полнота информации для экологической экспертизы.