Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность - уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.
Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).
Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:
- нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;
- незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
- осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;
- нарушении правил восстановления и улучшения лесов;
- самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;
- незаконном использовании земель лесного фонда;
- засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;
- вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;
- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;
- уничтожении полезной для леса фауны;
- нарушении требований пожарной безопасности и др.
Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса - самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).
Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.
Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:
- незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);
- уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);
- уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).
Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).
Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяетсягражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.
Сделки с участками лесного фонда - купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда - признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодексаРФ).
Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.
В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс - при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.
Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.





Договор водопользования

На основании договора водные объекты предоставляются:

- для забора воды из поверхностных водных объектов

- для использования акваторий водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей

- для использования водных объектов без забора воды для производства электроэнергии.

По договору водопользования 1 сторона (ОГВ, ОМС), обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Дог-р водопольз-я по своей природе явл-ся догом аренды. Предельный срок - 20 лет. Считается заключенным с момента его гос. регистрации в водном реестре (ведётся фед-м агентством водных рес-сов).

Органы, предоставляющие в пользование водные объекты по договору водопользования:

·Федер. агентство водных ресурсов (предоставляет в пользование федеральные водные объекты)

· Мин-во экологии и природных ресурсов РТ (предоставляет в пользование пруды и обводнённые карьеры, находящиеся в собственности субъекта, а также федер. водные объекты, управление и распоряжение предоставлено субъекту.

·Исполкомы МО (предоставляют в пользование пруды и обводненные карьеры, находящиеся в муниц.соб-ти)

Наши рекомендации