Административная ответственность за нарушение лесного законодательства

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Установление административной ответственности осуществляется с учетом разграничения компетенции в области законодательства об административных правонарушениях между Российской Федерации и субъектами РФ.

Меры административной ответственности применяются судьями, уполномоченными органами и должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ). Отличие от других видов ответственности состоит в том, что ряд наказаний, специфических именно для административной ответственности, может применяться в административном порядке, т. е. без обращения в суд. В настоящее время отмечается тенденция все большего отрыва административной ответственности от исполнительно-распорядительной деятельности и приближение ее к судебной. Подтверждением этого является расширение круга дел, рассматриваемых судьями, а также расширение их компетенции по назначению наказания (например, из восьми видов административных наказаний шесть назначаются судом).

Административная ответственность применяется вне рамок служебного подчинения уполномоченными органами. Субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические и должностные лица. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

Одной из особенностей административной ответственности является особый процессуальный порядок ее реализации, отличающийся от уголовного и гражданского судопроизводства простотой, оперативностью и экономичностью. К лицам, совершившим административное нарушение, применяется административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях РФ, является исчерпывающим.

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), административное приостановление деятельности (по решению суда).

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершенное правонарушение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим ответственность.

При малозначительности совершенного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности.

Если в результате административного правонарушения нанесет имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае, если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

Административные правонарушения в области лесных отношений различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства.

К правонарушениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ относит административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7) и административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8).

Административные лесные правонарушения в области охраны собственности:

· самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1) — в части лесных участков;

· уничтожение специальных знаков (ст. 7.2) — в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

· самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8) — правонарушения, совершенные в лесах;

· самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

· самовольную переуступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) — в части самовольной переуступки права пользования лесными участками;

· пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) — правонарушения, совершенные в лесах.

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенные в лесах:

· сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) — в отношении сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания;

· самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — порча земель (ст. 8.6);

· невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

· использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

· нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12);

· нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

· нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

· нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

· самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

· нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

· незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

· уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

· уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

· нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

· нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

· нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);

· нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34);

· уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);

· нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36);

· нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);

· нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

Порядок привлечения к административной ответственности детально урегулирован Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Рассматривать дела от имени этих органов вправе главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные лесные инспекторы в субъектах Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках, их заместители; государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ.

Предотвращать нарушения лесного законодательства и осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства уполномочены должностные лица органов федерального государственного лесного надзора. Права должностных лиц определены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

На федеральном уровне, согласно статье 23.24 КоАП, органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24—8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29—8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеуказанных органов вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

На уровне субъектов РФ, согласно ст. 23.24.1 КоАП, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24—8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29—8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеуказанных органов вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

Приказом Комитета лесов РК от 21 февраля 2012 г. № 147 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми. К ним относятся следующие должностные лица.

1. Должностные лица Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

1) руководитель — главный государственный лесной инспектор Республики Коми;

2) заместители руководителя — заместители главного государственного лесного инспектора Республики Коми;

3) начальники отделов, заместители начальников отделов, специалисты старшей и младшей групп должностей отделов, на которых возложены функции федерального государственного надзора, организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов — государственные лесные инспекторы Республики Коми.

2. Должностные лица государственных учреждений Республики Коми, находящихся в ведении Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

1) главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса) — руководитель лесничества;

2) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — заместитель главного лесничего — руководителя лесничества;

3) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — руководитель участкового лесничества;

4) государственный инспектор по охране леса — заместитель лесничего — руководителя участкового лесничества;

5) государственный инспектор по охране леса;

6) инженер-лесопатолог;

7) инженер по лесовосстановлению;

8) инженер по лесопользованию;

9) инженер по охране и защите леса;

10) мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса).

Указанные в настоящем пункте должностные лица являются государственными лесными инспекторами Республики Коми.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляют должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.24.1.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениям, рассмотрение дел о которых, в соответствии с федеральным законом, отнесено к полномочиям органов власти субъектов РФ в области лесных отношений утвержден приказом Комитета лесов РК от 2 марта 2012 г. № 200. В данный перечень включены все должностные лица, являющиеся государственными лесными инспекторами РК.

Рассматривать дела об административных правонарушениях могут судьи, государственные органы и должностные лица. В соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «юридическая ответственность».

2. Назовите элементы состава правонарушения.

3. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение лесного законодательства?

4. Какой орган государственной власти устанавливает таксы и методики для исчисления ущерба, причиненного лесам?

5. Дайте определение понятия «вред».

6. Как можно возместить вред, причиненный лесонарушением?

7. Перечислите должностные лица государственного лесного надзора в Республике Коми уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

8. Какими правами обладает государственный лесной инспектор?

9. Какова периодичность плановых надзорных проверок?

10. Перечислите должностных лиц государственного пожарного надзора в лесах уполномоченных проводить проверки на арендованных участках на территории Республики Коми.

11. С какого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным?

12. Назовите первичные документы, которые необходимо оформить для привлечения нарушителей к тому или иному виду юридической ответственности.

13. Назовите размер ущерба, причиненного лесам, для возбуждения уголовного дела?

14. Какую ответственность несет арендатор перед арендодателем за нарушение условий договора аренды?

15. На какой срок может быть судом введено административное приостановление деятельности по использованию лесов?

Использованная литература и источники

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

1. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195—ФЗ (ред. от 21.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

3. Ловцова, Н. в. Федеральный государственный лесной надзор [Текст] : учеб. пособие / Н. в. Ловцова. — Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. —196 с.

4. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения [Текст] : учеб. пособие. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2010. — 84 с.

5. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / А. С. Захаренков [и др.] ; под общ. ред. А. П. Петрова. – М. : Всемирный банк, 2011. – 240 с.

Заключение

Поскольку лес для экономики страны был и остается важным природным ресурсом, то в соответствии с социально-экономическим уровнем развития страны формировалось и лесное законодательство.

На современном этапе развитие рыночных отношений в России, проведение административной реформы, реформы федеративных отношений повлияли на правоотношения в лесном секторе, а принятие Лесного кодекса РФ (2006) закрепило новые лесные правоотношения. Так, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а система управления лесами осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях. На федеральном уровне определяется лесная политика, а полномочия по управлению лесами переданы с федерального на региональный уровень. Лесничества как территориальная единица управления лесами выполняют управленческую функцию. Выполнение хозяйственных функций по ведению лесного хозяйства и заготовка лесных ресурсов переданы субъектам бизнеса. Лесное законодательство закрепляет и платность использования лесов. Основным договором по использованию лесов является договор аренды лесного участка под определенный вид лесопользования. Арендатор принимает на себя обязательства по ведению лесного хозяйства на арендованном участке. Административный надзор за лесопользованием проводят уполномоченные государственные органы и должностные лица.

С принятием Российской Федерации в 2012 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) лесной сектор вступил в новую фазу перестройки, которая пойдет уже в рамках интернациональной лесной политики, а это значит, что лесное законодательство будет изменяться.

Библиографический список

1. Гурьева, Л. А. Современная государственная лесная политика и лесное законодательство РФ [Электронный ресурс] : видеолекция / Л. А. Гурьева. – Сыктывкар : СЛИ, 2011. – Режим доступа: http://www.sli.komi.com/index.php?page=318. – Дата обращения: 27.12.12.

2. Ловцова, Н. В. Правовое регулирование использования лесов [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Ловцова. – Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. – 146 с.

3. Ловцова, Н. В. Федеральный государственный лесной надзор [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Ловцова. – Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. –196 с.

4. Петров, А. П. Государственное управление лесами [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. – Пушкино : ВНИИЛМ, 2011. – 166 с.

5. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. – Пушкино : ВНИИЛМ, 2010. – 84 с.

6. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / А. С. Захаренков [и др.] ; под общ. ред. А. П. Петрова. – М. : Всемирный банк, 2011. – 240 с.

Нормативные источники

7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.07.2012 №133-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 12.12.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

11. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 21.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

Наши рекомендации