Понятие природопользования и его виды

Природопользование — это общение человека с природой, постоян­но необходимое ему для обеспечения своего существования.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд рег­ламентировано правом природопользования.

Право природопользования — это система норм, регулирующих от­ношения по использованию природных богатств. Такие нормы содер­жатся главным образомв природоресурсном законодательстве (зе­мельном, водном, лесном, горном и т. д.). Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федераль­ном законе «Об охране окружающей среды» и иных актах.

В экологическом праве выделяют две основные класси­фикации видов природопользования:

а) по объекту природопользования;

б) по целевому назначению.

По объекту природопользования право природопользования подраз­деляется на:

• право землепользования;

• право недропользования;
- право водопользования;

• право пользования атмосферой;

• право лесопользования и право пользования растительным ми­
ром вне лесов;

• право пользования животным миром.

По целевому назначению виды природопользования определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природно­го ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ) определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории Российской Федерации, соответствующее следующим видам землепользования:

•земли сельскохозяйственного назначения;

• земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспор­та, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для.
обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопас­ности и земли иного специального назначения;

• земли особо охраняемых территорий и объектов;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса.

Названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, де­тализирующую их назначение. Например, в соответствии со ст. 82 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим терри­ториальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельско­хозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Согласно ст. 85 Водного кодекса РФ установлены следующие виды водопользования:

• для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

• для здравоохранения;

• для сельского хозяйства;

• для лесного хозяйства;

• для гидроэнергетики;

• для рекреации;

• для иных целей.

Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуще­ствлять следующие виды лесопользования:

• заготовка древесины;

• заготовка живицы;

• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты,
пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

• побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размеще­ние улей и пасек, заготовка древесных соков, дикорастущих пло­дов, ягод, орехов, грибов и др.).

Основными видами пользования животным миром в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О животном мире являются охота и ры­боловство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млеко­питающих.

Управление природопользованием

И охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований эколо­гического законодательства.

Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства от­носительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

К функциям управления природопользованием относятся:

• подзаконное нормотворчество;

• создание системы органов управления в сфере природопользова­ния и координация их деятельности;

• экологическое планирование и нормирование;

• оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности че­ловека на окружающую среду;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование и сертификация;

• экологический мониторинг и учет состояния и использования от­ дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них;

• экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формирования­ми и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отрас­левое (ведомственное) и государственное управление природопользо­ванием и охраной окружающей среды.

Государственное управление природопользованием и охраной окружа­ющей среды в Российской Федерации осуществляется специально упол­номоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально упол­номоченными государственными органами по отдельным видам природ­ных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Феде­ральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.).

Формы государственного регулирования подразделяются на:

а) неправовые;

б) правовые.

К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распоря­дительство (например, определение категории земель) и обеспечение ис­полнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

• правотворчестве — принятии решений, имеющих значение зако­на или его форму;

• правоприменении — принятии правоприменительных актов;

• правоохране — применении санкций правовых норм в случае,
когда эти нормы нарушаются.

Методы государственного регулирования природопользования и ох­раны окружающей среды бывают четырех видов:

• метод обязательных предписаний;

• метод рекомендаций;

• метод санкционировании(ограниченного самоуправления);

• метод разрешения (полного делегирования прав).

Наши рекомендации