Понятие природопользования и его виды
Природопользование — это общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования.
Использование человеком природных ресурсов для своих нужд регламентировано правом природопользования.
Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Такие нормы содержатся главным образомв природоресурсном законодательстве (земельном, водном, лесном, горном и т. д.). Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и иных актах.
В экологическом праве выделяют две основные классификации видов природопользования:
а) по объекту природопользования;
б) по целевому назначению.
По объекту природопользования право природопользования подразделяется на:
• право землепользования;
• право недропользования;
- право водопользования;
• право пользования атмосферой;
• право лесопользования и право пользования растительным ми
ром вне лесов;
• право пользования животным миром.
По целевому назначению виды природопользования определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.
В земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ) определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории Российской Федерации, соответствующее следующим видам землепользования:
•земли сельскохозяйственного назначения;
• земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для.
обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
• земли особо охраняемых территорий и объектов;
• земли лесного фонда;
• земли водного фонда;
• земли запаса.
Названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Например, в соответствии со ст. 82 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно ст. 85 Водного кодекса РФ установлены следующие виды водопользования:
• для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
• для здравоохранения;
• для сельского хозяйства;
• для лесного хозяйства;
• для гидроэнергетики;
• для рекреации;
• для иных целей.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществлять следующие виды лесопользования:
• заготовка древесины;
• заготовка живицы;
• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты,
пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
• побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение улей и пасек, заготовка древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и др.).
Основными видами пользования животным миром в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О животном мире являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
Управление природопользованием
И охраной окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.
К функциям управления природопользованием относятся:
• подзаконное нормотворчество;
• создание системы органов управления в сфере природопользования и координация их деятельности;
• экологическое планирование и нормирование;
• оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
• экологическая экспертиза;
• экологическое лицензирование и сертификация;
• экологический мониторинг и учет состояния и использования от дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них;
• экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формированиями и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально уполномоченными государственными органами по отдельным видам природных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.).
Формы государственного регулирования подразделяются на:
а) неправовые;
б) правовые.
К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распорядительство (например, определение категории земель) и обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций.
Правовые формы выражаются в трех основных видах:
• правотворчестве — принятии решений, имеющих значение закона или его форму;
• правоприменении — принятии правоприменительных актов;
• правоохране — применении санкций правовых норм в случае,
когда эти нормы нарушаются.
Методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды бывают четырех видов:
• метод обязательных предписаний;
• метод рекомендаций;
• метод санкционировании(ограниченного самоуправления);
• метод разрешения (полного делегирования прав).