Ответственный за выпуск доц. О. П. Баженова
Рецензент проф. Ю. И. Ермохин
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по экологии являются важной частью освоения дисциплины «Экология» учебного плана при подготовке студентов по специальностям 310100 – Агрохимия и агропочвоведение и 320400 – Агроэкология. Выполняется курсовая работа на втором курсе в третьем семестре. Общая трудоемкость ее выполнения составляет 20 часов.
Структура и содержание данных методических указаний направлены на выполнение главной цели - обеспечение качественного выполнения студентами курсовых работ по дисциплине «Экология».
Необходимость издания настоящих методических указаний продиктована отсутствием их для студентов специальностей 310100 и 320400 по дисциплине «Экология». Материал, предложенный в указаниях, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для специальностей 310100 и 320400 и рабочей программе по дисциплине «Экология», утвержденной в 2000 г.
В указаниях приведены общие положения по формированию тематики и задания к курсовой работе, правила оформления курсовых работ, предлагаются темы, структура, порядок изложения материала, анализируются характерные ошибки студентов при выполнении курсовых работ по этой дисциплине.
Методические указания к выполнению курсовой работы будут способствовать правильной организации работы студентов при выполнении данного вида учебной работы. Предлагается информация, которая должна помочь студентам с выполнением всех этапов курсовой работы.
Данные методические указания издаются в комплекте с учебными пособиями «Экология» (И.А. Бобренко, О.П. Баженова, Г.В. Миронова, Е.Г. Бобренко, 2004) и «Тестовые задания по экологии» (И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко, 2004), которые также предназначены для освоения экологии будущими агроэкологами.
1. Общие положения
Курсовая работа является одним из важнейших видов внеаудиторной академическойработы студентов (ВАРС), направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам, овладение методами научных исследований, формирование навыков самостоятельного решения конкретных задач на основе приобретенных знаний при изучении соответствующих дисциплин. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы. При выполнении курсовых работ студент должен решить в соответствии с заданием конкретные технологические, организационно-экономические и другие задачи.
Курсовая работа представляет собой форму отчетности по ВАРС,
она содержит систематизированные сведения по определенной теме и выполняется студентом во внеаудиторное время.
Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач и проведения эмпирического научного исследования.
Задачами выполнения курсовой работы являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенной дисциплине, овладение методами сбора и обработки информации, объяснение полученных эмпирических данных, анализ взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями; формирование выводов и рекомендаций.
Курсовая работа наряду с аналитическим обзором должна содержать элементы научного исследования по заданной теме. Наиболее подготовленным студентам может быть предложено написание курсовой работы целиком по исследовательской теме, имеющей теоретическое и практическое значение в развитии науки и практики по конкретной дисциплине. Каждая работа должна содержать данные в научно-исследовательской и производственной части, на основании которых должны быть сделаны критический анализ полученных результатов и объективные выводы.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен приобрести следующие умения и навыки:
- умение пользоваться научной, периодической, справочной и другой литературой, стандартами, номограммами, сметными нормативами и другими материалами;
- умение систематизировать и обобщать информацию по теме;
- изучать и критически анализировать имеющуюся информацию;
- самостоятельного решения поставленных задач;
- навыки обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования;
- умение логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
Курсовая работа по дисциплине «Экология» согласно учебному плану является первой среди курсовых работ, выполняемых студентами специальности 310100 –Агрохимия и агропочвоведение и 320400 –Агроэкология. В связи с этим, выполнение данной работы преследует не только содержательные, касающиеся дисциплины «Экология», но и общеучебные цели. Так, выполняя первую среди курсовых работ, студент учится организовывать и планировать собственную деятельность по данному виду ВАРС, приобретает оформительские навыки. Все полученные умения и навыки в дальнейшем будут востребованы при выполнении последующих курсовых работ: за весь период обучения студенты специальности 310100 «Агрохимия и агропочвоведение» выполняют девять, а специальности 320400 «Агроэкология» - восемь курсовых работ (приложения А и Б).
Общей целью выполнения всех курсовых работ по дисциплинам является подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.
2. Цель и задачи курсовой работы
Цель курсовой работы по дисциплине «Экология» - углубить знание основных экологических концепций и закономерностей, расширить знания студентов по влиянию человека на окружающую среду, об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования, привить навыки работы с научной литературой и оформлению научного текста. Задачи - в соответствии с выбранной темой систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по экологии, овладение методами сбора и обработки информации, анализ взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями; формирование выводов; оформление текста работы в соответствии с требованиями стандартов.
3. Этапы выполнения курсовой работы
Студенты выполняют курсовую работу по утвержденной теме в соответствии с заданием и планом-графиком под руководством преподавателя, являющегося научным руководителем.
В соответствии с учебным планом во время изучения дисциплины «Экология» каждый студент получает индивидуальное задание к выполнению курсовой работы. В задании формулируются: название темы, необходимые данные, структура и содержание, сроки выполнения отдельных разделов работы.
Составляет задание на курсовую работу научный руководитель. Он также осуществляет ее руководство:систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту, контроль выполнения курсовой работы в соответствии с планом-графиком, проверка содержания и оформления завершенной работы.
Перед началом работы руководитель проводит вводную групповую консультацию, на которой разъясняет основные положения и дает методические указания к выполнению курсовой работы. В ходе работы руководитель обеспечивает регулярные (1-2 раза в неделю) индивидуальные консультации студентов и контроль за ходом выполнения курсовых работ.
В целом, выполнение курсовой работы по дисциплине «Экология» можно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный (табл. 1).
Курсовая работа по экологии выполняется по данным литературных источников и имеет компилятивный характер. Основной формой работы является внеаудиторная работа над учебной и научной литературой.
При подготовке к выполнению курсовой работы студентам, прежде всего, следует детально ознакомиться с ее структурой и подобрать рекомендуемую литературу.
Последовательность этапов выполнения курсовой работы должна быть такой же, как указана в таблице 1 данных методических указаний. Выполнение работы необходимо проводить в следующем порядке:
1. Внимательно прочитать методические указания, обратив особое внимание на цель и задачи курсовой работы. Ознакомится на кафедре экологии и биологии с лучшими образцами курсовых работ, выполненных ранее.
Таблица 1
План-график выполнения курсовой работы
по дисциплине «Экология» в 3-ем семестре
Этап выполнения работы | Трудоемкость, ч | Расчетный срок выполнения (номер недели в семестре) | |
Аудиторная | ВАРС | ||
Подготовительный этап: -выбор темы, согласование ее с преподавателем; - получение задания; - осмысление задания, консультации с преподавателем; - подбор литературы | 0,5 0,5 | 11-13 | |
Основной этап: - разработка плана курсовой работы; - работа с литературой; - индивидуальные консультации с преподавателем при написании работы | 15-17 | ||
Заключительный этап: - техническое оформление текстовой части; - сдача работы, устранение замечаний; - собеседование с преподавателем по итогам курсовой работы | 0,5 0,5 | 16-18 | |
Итого | 2,0 | 18,0 | - |
2. Выбрать тему и получить задание. Темой исследований может быть стандартная (приведенная ниже в п. 4) или по выбору. В любом случае она согласуется с преподавателем.
3. После выбора темы, приступить к поиску литературных сведений, затрагивающих данную тему исследований. Это первый шаг в овладении навыками исследовательской работы, который пригодится как при выполнении других курсовых и выпускной квалификационной работы, так и на практической работе.
При этом наличие нескольких книг или статей по избранной теме нельзя считать достаточным материалом для написания курсовой – тема работы должна быть освещена всесторонне, с констатацией различных, часто противоположных мнений. Пользоваться литературными источниками означает использование мыслей, примеров, количественных показателей и т.д. для создания своего оригинального текста, основанного на обобщении материалов из нескольких источников.
Ознакомившись с собранными материалами, выделив наиболее важные «узловые» моменты, необходимо определить круг вопросов, которые нужно будет осветить в работе, какие цели исследования следует поставить и какие задачи придется решить.
4. Следующий шаг – разработка плана работы. Для этого нужно решить, в каком порядке видится последовательность изложения материала, развитие мыслей, их аргументация, чтобы наиболее последовательно, обоснованно и убедительно прийти к определенным выводам. На этой основе определяется план работы - определяется структура и группировка материала по разделам (п. 5). После этого приступить к написанию и техническому оформлению работы.
5. После оформления курсовой работы сдать ее лаборанту кафедры экологии и биологии, которым делается запись об этом в специальном журнале.
Необходимо сдать курсовую работу преподавателю в установленный кафедрой и утвержденный, согласно рабочей программе срок, в любом случае не позднее предзачетной недели.
Законченная работа просматривается руководителем с проверкой всех разделов, решений и после необходимых исправлений и дополнений преподаватель проводит собеседование со студентами по итогам курсовой работы, выставляет оценку.
Решение о допуске к сдаче курсовой работы принимается научным руководителем и подтверждается подписью с указанием даты.
Курсовая работа может быть не допущена к сдаче при невыполнении существенных разделов «Задания» и при грубых нарушениях правил оформления работы.
Студент, не сдавший в установленный срок курсовую работу по неуважительным причинам, считается имеющим академическую задолженность.
Оценки курсовых работ заносятся в ведомость и зачетную книжку, а также в приложение к диплому об окончании университета.
4. Тематика курсовых работ и задания на их выполнение
Перечень тем курсовых работ утверждаются кафедрой и ученым советом факультета при утверждении программы дисциплины.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Экология» отражает содержание ГОС ВПО по специальностям 310100 и 320400:
·структуру, предмет и задачи современной экологии;
· свойства природных сред и закономерности действия экологических факторов;
· учение о популяциях и сообществах;
· свойства и закономерности функционирования экосистем;
· основные закономерности развития и динамики биосферы;
· экологические основы функционирования сельскохозяйственных экосистем и проблемы, связанные с их воздействием на окружающую среду;
· общие сведения о состоянии и изменениях окружающей среды под влиянием деятельности человека, основные экологические проблемы современности;
· экономические аспекты охраны природы и рационального использования природных ресурсов, принципы платного природопользования, основные источники экологического ущерба, их качественные и количественные характеристики, методы и способы оценки и прогнозирования последствий экологического ущерба;
· основы экологического права;
· природосберегающие и ресурсосберегающие технологии и мероприятия;
· нормирование допустимых воздействий на окружающую среду, принципы и содержание экологической экспертизы;
· региональные особенности экологической ситуации: качество природной среды и состояние природных ресурсов, влияние экологических факторов среды на здоровье населения, воздействие отраслей экономики на природную среду Омской области;
· условия устойчивого развития, состояние международного сотрудничества и общественные организации в области охраны окружающей среды.
Темы курсовых работ могут быть стандартными или по выбору.