Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Цели публичного управления в социальной сфере:
1) реализация публичной власти на соответствующей территории и права государственной или муниципальной собственности на природные ресурсы
2) обеспечение реализации и защиты основных экологических прав и свобод человека и гражданина
3) обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Правовые основания публичного управления в экологической сфере:
1) государство (муниципальные образования) наделены, обладают властью
2) преобладание публичных форм собственности на природные ресурсы
3) принцип разделения государственной власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную
4) публичный характер экологических отношений, в силу которого государство обязано обеспечивать экологические права и свободы человека и гражданина.
Управление в экологической сфере – это исполнительно-распорядительная и организационная деятельность, направленная на реализацию принадлежащих публично-правовым образованиям как субъектам политической власти и собственникам природных ресурсов прав в целях обеспечения законности и правопорядка в сфере природопользования и защиты окружающей среды.
Публично-правовые образования – это РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Предусматривается система экономических мер в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
1) планирование финансирования природоохранных мероприятий
2) создание и функционирование экологических фондов, которые имели статус государственных внебюджетных фондов
3) внедрение экологического страхования
Добровольное экологическое страхование устанавливается ГК РФ.
4) развитие рынка экологических услуг
Например: проведение экологической сертификации, выдача экологических паспортов предприятиям, экологическое аудирование.
5) экономическое стимулирование – это повышение материальной заинтересованности природопользователей в проведении природоохранных мероприятий.
Несмотря на провозглашение многообразия форм собственности на природные ресурсы государство сохраняет рычаги управления в экологической сфере в силу публичного характера экологических отношений, но заменяет методы сплошного администрирования (указаний и руководства) на усиление государственного экологического контроля и надзора. Государство видит свою задачу в том, чтобы усилить контроль, а в остальном предоставить самостоятельность субъектам природопользования.
Виды, органы и функции управления
Виды государственного управления определяются в зависимости от функций и компетенции органов, его осуществляющих:
1) общее управлениеЕго осуществляют органы общей компетенции:Правительствоорганы исполнительной власти субъектов РФорганы местного самоуправления – могут осуществлять отдельные государственныеполномочия в случаях, прямо установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, при соответствующем финансировании.
Специальное управление
Его осуществляют органы специальной компетенции, т.е. специально уполномоченные на то иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, которые имеют полномочия только в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо отдельные из таковых полномочий.
Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), специально уполномоченных на осуществление управления в экологической сфере:
1) Министерство природных ресурсов – это ФОИВ, в ведении которого находятся:
§ Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
§ Федеральное агентство водных ресурсов
§ Федеральное агентство лесного хозяйства
§ Федеральное агентство по недропользованию.
§ 2) Министерство сельского хозяйства, в ведении которого находится Федеральное агентство по рыболовству.
§ Министерство сельского хозяйства – это орган, осуществляющий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.
§ 3) Министерство экономического развития и торговли РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
§ Министерство экономического развития и торговли РФ занимается политикой, нормативно-правовым регулированием и координацией.
§ 4) Министерство здравоохранения и социального развития РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
§
§ 5) Министерство промышленности и энергетики РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по технологическому надзору, созданная в результате преобразования Федерального горного и промышленного надзора России. Эта Служба будет выдавать лицензии на осуществление горных работ, опасных для жизни и здоровья человека, а также осуществлять контроль и надзор за такими работами.
§ Функция управления – это основное направление деятельности того или иного органа (ФОИВ).
§ В п.2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре ФОИВ» функции выделяются по иному признаку:
§ 1) функции по принятию нормативно-правовых актов
§ 2) функции по контролю и надзору
§ 3) правоприменительные функции
§ 4) функции по управлению государственным имуществом
§ 5) функции по оказанию государственных услуг.
§ Конкретные направления деятельности:
§ 1) государственный учёт природных ресурсов и государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
§ 2) экологическое нормирование
§ 3) лицензирование в экологической сфере
§ 4) оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС)
§ 5) экологическая экспертиза
§ 6) экологический мониторинг
§ 7) экологический контроль
§ 8) экологическая сертификация
§ 9) экологический аудит, аудирование.
§ По каждому данному направлению осуществляются функции, содержащиеся в Указе (вышеперечисленные).
Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно обос-нованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необ-ходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружа-ющей среды и экологической безопасности.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмос-ферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организа-ций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
Действующая в Российской Федерации система мониторинга окружа-ющей среды осуществляется Федеральной слабой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая в соответствии с Положением выполняет функции специально уполномоченного государ-ственного органа по организации и осуществлению единой государствен-ной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.
Компетенция в области осуществления мониторинга между федеральными органами исполнительной власти: Минприроды, Росгидро-метом, Роскомземом, Роскомрыболовством, Госгортехнадзором России, Госкомсанэпидемнадзором России, Минобороны России, Госкомсевером России, Минсельхозом и Минатомом России.
Система ЕГСЭМ предусматривает не только контроль состояния ок-ружающей среды, здоровья населения, но и возможность активного воз-действия на ситуацию, так как появляется возможность целенаправленно управлять источниками загрязнения, предварительно моделируя техноло-гические процессы предприятий на основе оптимальных методов прогно-зирования качественных и количественных оценок.
ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и многие другие .
Национальный мониторинг России в настоящее время включает три вида мониторинга: а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой систе-му наблюдений за изменениями биосферы под влиянием ашропогенных изменений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. б) экологический мониторинг, представляющий собой систему наблю-дений за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения, состоянием биосферы вследствие ее загрязнений, и т. п. в) климатический мониторинг, охватывающий в отличие от экологиче-ского климатическую систему (атмосферу — океан — поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем). Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз ее состояния.
Экологическое нормирование
Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды (экологическим нормированием) понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Правовой характер экологических нормативов проявляется в том, что установленные нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.
Одной из целей экологического нормирования является достижение научно обоснованного компромисса между экологическими, экономическими и социальными интересами человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений деятельности уполномоченных государственных органов. В Российской Федерации имеется немало нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать ФЗ «Об охране окружающей среды», где глава V. «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов и их характеристики (ст.ст. 19, 21-28), критерии их установления; требования к их разработке (ст. 20), органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
- нормативы качества окружающей среды (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ; ПДУ - предельно допустимые уровни вредных физических воздействий; ПДВ – норматив предельно допустимого воздействия; ОБУВ – ориентировочно безопасные уровни воздействия);
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ; ПДС – предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ; нормативы образования отходов производства и потребления; нормативы изъятия компонентов природной среды и др.);
- иные нормативы в области охраны окружающей среды (санитарно-защитные зоны, водоохранные полосы и зоны, округа санитарной (горно-санитарной) охраны).