Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»
Краткая аннотация.Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальных классов школы, преимущественно для 4 классов. Мероприятие проводится в рамках тематической недели по окружающему миру и экологии.
Учебные предметы:окружающий мир, экология.
Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.
Форма учебной работы: внеклассная.
Полное описание разработки:
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция как участников, так и зрителей.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация - интеллектуальная игра «Экологическая азбука», вопросы игры с ответами для ведущего, призы, дипломы за I, II, III места.
Организация подготовки к игре:
Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.
Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (по 2 ученика от класса).
Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, жюри - 4 человека для подсчета баллов игроков (ими могут быть учителя старшей школы естественно-географического цикла либо классные руководители 4-х классов), 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.
Цели игры:
обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.
Задачи игры:
1)Образовательные:
– сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
2) Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3) Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Ход игры
1. Начало игры.
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Экологическая азбука».
Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди учащихся 4-х классов. Победители будут награждены дипломами и призами.
Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.
-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).
Правила игры.
В ходе игры участник выбирает раздел (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает 5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.
Жюри будет считать баллы, подводить промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей интеллектуальной игры «Экологическая азбука».
В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!
И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.
Начинаем игру!
Первый вопрос зрителям.
Что такое экология?
Правильный ответ:
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.
Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.
В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.
Вопросы раздела «Экология твоего дома»
Назовите главные источники очищения воздуха в доме.
Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.
Как человек может помочь сохранить окружающую среду, не выходя из дома?
Правильный ответ:
Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).
Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.
Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.
Дайте советы, как сохранить экологически чистую атмосферу в квартире, дома.
Правильный ответ:
делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;
избежать использование паласов и ковров;
не курить в квартире, дома;
определить запретные зоны для домашних животных;
книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;
проветривать помещение каждый день.
Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?
Правильный ответ:
Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.
Вопросы раздела «Экология нашего города»
«Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
Правильный ответ:
Строительство мусороперерабатывающего предприятия.
Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.
Приобщение населения к сортировке мусора.
Количество выбросов в атмосферу предприятиями Архангельска, загрязняющих веществ, превышают нормы.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как можно избежать данную проблему?
Правильный ответ:
установить современные фильтры отчистки воды.
Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
Переход на экологический вид топлива.
Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.
Вопросы раздела «Экология леса»
Вопрос для зрителей:
Объясните выражение «Лес- фильтр»
Правильный ответ:
Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.
Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород.
В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.
Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?
Правильный ответ:
Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.
Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?
Правильный ответ:
Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.
Почему нельзя топтать мухоморы?
Правильный ответ:
Красный мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы. Мухоморы считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы также лечат и растения.
К чему приведёт разорение муравейников?
Правильный ответ:
Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.
Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.
Вопросы раздела «Птицы - экологи»
Почему птиц можно называть экологами?
Правильный ответ:
Распространяют семена растений.
Ограничивают рост растений.
Уничтожают вредных насекомых.
Санитары леса.
Опылители растений.
Уничтожают вредителей сельского хозяйства.
Угадайте птицу.
Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.
Правильный ответ: Сова
Угадайте птицу.
Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.
Правильный ответ: Дятел
Какую экологическую роль в природе играет воробей?
Правильный ответ:
Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.
Вопросы раздела «Растения - экологи»
Какую роль в экологии играют папоротники?
Правильный ответ:
Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.
Назовите роль сосны в природе.
Правильный ответ:
Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.
В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?
Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.
Они выделяют в атмосферу кислород.
Являются основной пищей для многих морских животных.
В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту
К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?
Правильный ответ:
Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.
Вопросы раздела «Красная книга»
Что такое Красная книга?
Правильный ответ:
Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.
Что символизирует красный цвет книги?
Правильный ответ:
Это сигнал опасности, тревоги.
Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,
но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.
Правильный ответ: Морж.
Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Архангельской области?
Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Архангельской области.
Вопросы раздела «Чёрная книга природы»
Что такое Чёрная книга природы?
Правильный ответ:
В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.
Назовите вымершее животное.
Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Правильный ответ: Мамонты
Назовите вымершее животное.
Эти последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.
Назовите вымершую птицу.
Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.
Правильный ответ: Орнимегалоникс
Вопросы раздела «Заповедные зоны»
Вопрос для зрителей:
Для чего создаются заповедники, заказники?
Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.
Расскажите о животном и растительном мире Пинежского заповедника.
Правильный ответ:
Животный мир типично таежный.
Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.
В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.
На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян.
Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка.
Вопросы для зрителей:
-Расскажите о растительном мире Пинежского заповедника.
- Какие растения, растущие в Пинежском заповеднике, занесены в Красную книгу
Расскажите о Водлозерском национальном парке.
Правильный ответ:
На территории Парка сохранён крупнейший в Европе массив коренных лесов европейской тайги. Господствуют темнохвойные ельники и светлые сосняки, встречаются гигантские сибирские лиственницы.
Леса населены многочисленными таежными обитателями – есть бурый медведь, рысь, росомаха, куница, барсук, выдра лисица, лось и северный олень.
Особую ценность представляет крупная гнездовая группировка редких хищных птиц: орлана - белохвоста, скопы, беркута.
Бассейн оз. Водлозеро и р. Илекса – это ключевая орнитологическая территория России.
Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники и другие заповедные зоны. В чём их уникальность?
3. Подведение итогов.
Слово жюри.
Вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.
III место присуждается _________________(класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за III место.
II место занимает_______________________ (класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за II место.
И I место честно заслужил ________________ (класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за I место.
Поздравляем!
Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.
Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?
Удалось нам её решить?
Что повторили в ходе игры?
Урок закрепления знаний по предмету математика
Тема: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».
6 класс
Автор урока:
учитель математики
Кудрявцева Е.В.
Урок математики в 6 классе.
Учебник: Г.М. Капустина, М.Н. Перова
Аннотация конкурсной работы.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич).
Просто читать учебник не всегда интересно на уроке. Возникает проблема, как сделать изучение математики не скучным. Если на уроках больше красочных иллюстраций, наглядности, повышается интерес и внимание, лучше запоминается материал.
Назначение данного урока закрепить умения учащихся складывать , вычитать, преобразовывать числа, полученные при измерении величин, отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счёта.
Предмет: математика.
Тип урока: Закрепление пройденного материала (урок – путешествие)
Методы работы: словесные, наглядные, иллюстративные, частично – поисковые.
Формы, применяемые при организации деятельности: индивидуальные, парные, коллективные, групповые, самостоятельные.
Тема:. «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».
Цели: 1. Закрепить умения складывать и вычитать числа, полученные при измерении мерами длины, массы, стоимости, времени. Закрепить умения заменять крупные меры более мелкими и наоборот.
2. Корректировать память, мышление, математическую речь.
3. Воспитывать мотивацию обучения.
Оборудование: карточки для математической зарядки, задания для самостоятельной работы, работы в группах и парах, рисунок планеты, герои рассказа Н.Носова – Знайка и Незнайка; карточки для блиц-контроля.
Ход урока:
I. Орг.момент II. Введение в тему II. Эмоциональная минутка. III.Устный счет IV. Целеполагание V. Работа над темой Зарядка для глаз VI. Релаксация VII. Домашнее задание. VIII. Рефлексия. IX. Подведение итогов | 1. Обратите внимание на свой внешний вид, на внешний вид своего соседа. 2. Обратите внимание на готовность своего рабочего места. Математическая зарядка Учитель показывает карточки с примерами. В них есть ответы. Учащиеся выполняют движения : правильный ответ – руки вперед; неправильный ответ – руки в стороны. 5 * 10 = 50 400 : 10 =4 30 * 2 = 6 600 + 13 =631 420 – 400 = 20 150 : 3 = 5 720 : 9 = 80 230 + 50 =280 45 : 10 =4 Повернитесь друг к другу лицом, возьмите друг друга за руки и назовите друг друга по имени. А теперь ласково назовите по имени и улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Пожелайте друг другу удачи. Я вам тоже желаю удачи и хорошего рабочего настроения. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаю вам удачи- За работу в добрый час! 1. Решить цепочки примеров. 90 40 20 30 10 ? 9 4 2 3 1 ? - Чем отличаются эти цепочки друг от друга? - Чем похожи ? - Что получится, если вторую цепочку наложить на первую? 99 44 22 33 11 ? 2. Выбрать нужную схему к задаче. 1 гр. Ира наклеила в альбом 43 марки, а ее подруга Лена – 28 марок. На сколько марок Ира наклеили больше, чем Лена? - Что это за тип задачи? (разностное сравнение.) 2 гр. «Ира наклеила в альбом 43 марки, а ее подруга Лена 28 марок. Сколько марок наклеили обе девочки?» - Что это за задача? ( на нахождение суммы) - Чем мы занимались на прошлых уроках? Над какой темой работали? Чему научились? -Поставьте перед собой цель на урок, чего бы вы хотели достичь? Примерные ответы детей: 1. Ещё лучше складывать числа, полученные при измерении. 2. Ещё лучше вычитать числа, полученные при измерении. 3. Закрепить умения превращать мелкие меры в более крупные. 4. Закрепить умения превращать крупные меры в более мелкие. 1. Запись числа и темы урока в тетради. 2. Минутка чистописания. - Рассказать о числе все, что знаете? ( 4508 ) 3. Знакомство с героями – гостями урока. - Сегодня на урок кроме учителей к нам в гости пришли герои одного известного произведения. - Все узнали, кто это? Как называется это произведение? («Приключения Незнайки») - Кто автор? (Николай Носов) - Почему их так назвали? - Однажды Знайка работал над своим новым открытием, наблюдал за звездами с помощью своего телескопа. И вдруг увидел планету. Она ему показалась такой мрачной и серой. Он заметил, что все жители этой планеты заняты какими-то расчетами. Везде лежат счеты, калькуляторы, линейки, тетради с формулами, стоят компьютеры. Все жители данной планеты были заняты математикой. Знайка так и назвал, эту планету математической. Но единственно его огорчило то, что жители математической планеты за увлечением математикой забыли о природе и экологии, прекрасном. Знайка поделился своими мыслями и открытием с другом Незнайкой. И друзья решили обратиться за помощью к вам. Наша с вами задача сделать математическую планету красивой, цветущей, земной. А для этого нужно хорошо поработать: быть внимательным, думать, смекать, решать и выполнять все задания Знайки. Выберем транспорт для того, чтобы доставить зеленые насаждения на планету. 4. На доске 2 примера: - Чтобы решить данные примеры, что нужно знать? ( таблицу мер, сколько в 1 крупной мере мелких ) - Объяснить запись, решение примера, решить до конца второй пример. _ 23 ц 17 кг + 4 т 450 кг 5 ц 38 кг 2 т 580 кг 17 ц 79 кг На стенах и потолке (по всему классу) цифры от 20 до 30. Нужно найти их глазами в порядке возрастания. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 5. На столах цветы. - Решить примеры парами. Объяснить запись и решение. 3 ч 50 мин + 7 ч 18 мин 37 кг – 19 кг 209 г 23 км 86 м + 11 км 914 м 6 т 80 кг + 965 кг 7м 85 см – 19 т 175 кг 6 м – 3м 600 мм 6. Решить задачу № 295 с. 74 (на доске 2 дерева) А) Прочитать задачу про себя; прочитать условие задачи. - Поставить вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. (на сколько меньше?) - Что известно в задаче? Что неизвестно? Каким действием будем находить? - Какого типа эта задача? (разностное сравнение) Физминутка. Б) Изменить вопрос так, чтобы задача № 295 с. 74 решалась сложением. - Какого типа эта задача? ( на нахождение суммы) Самостоятельно запишите краткую запись и решите. - Вместе с нами будут решать и наши гости. Проверим решение. - Кто решил правильно Знайка или Незнайка? Сравните свое решение с их решением. Если правильно решил Знайка – зеленая; Незнайка – красная. 7. Блиц-контроль. - Как записываются и решаются данные примеры? 3 группа – индивидуальные карточки. - Проверим решение. - Кто решил все примеры правильно рисует рожицы в пустых окошках, как показано в карточках. (кто решил с ошибками рисует - , кто без ошибок - .) - Проверим по вариантам. Вот вы сами себя оценили. 1 вариант.2 вариант. 10 т – 5 ц 15 ч 45 мин + 28 мин 2ч 30 мин – 1 ч 7 мин 1 км 629 м + 5 км 039 м 31 т 8 ц + 9 т 5 ц 25 т 370 кг – 12 т 093 кг 45 м 7 дм + 36 м 4 дм 75 р 90 к – 18 р 25 к 3 вариант (3 группа) 11 кг 400 г + 39 кг 185 г 57 т 175 кг – 43 т 008 кг 3 р 40 к + 7 р 64 к № 291 ( 2 ) 1, 2, 3, 4 примеры с.73 III группа - 1,2 примеры. - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Достигли ли вы поставленных целей? Все ли получилось? Кроме решения заданий, что вы еще сделали? (сделали планету прекрасной, цветущей, чистой) С каким настроением вы уйдете с урока? Если с хорошим – возьмите бабочку, жука или стрекозу и посадите их на планету. Какой стала наша новая планета? Какой вывод для себя сделали? (Необходимо беречь нашу Планету.) Оценивание работы учащихся. - Сегодня мне понравилось, как работала Саша, я ей пожму руку. Чья работа понравилась Саше? … - Спасибо за урок ! | карточки с примерами; коллективная работа. слова учителя устно, коллективно работа в группах (карточки.) Сигнальные карточки на партах карточки-подсказки, дети выбирают для себя цель работа в тетради (2 ученика c места) слова учителя дети выбирают из нескольких видов транспорта ракету коллективная работа (у доски 2 учащегося.) Сигнальные карточки дети находят одними глазами числа работа в парах Цветы крепятся на планету коллективная работа 1 дерево крепится на планету на доске карточки с правильным и неправильным ответами Сигнальные карточки самостоятельно по вариантам (карточки), дети сами оценивают себя, рисуя мимические рожицы 2 дерево на планету крепится Сигнальные карточки Индивидуальные ответы учащихся Каждый ребёнок оценивает своего товарища поочерёдно |
Приложение 1. Планета до полёта.
Приложение 2. Цветущая Планета.
Приложение 3. Физминутка.
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули-
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше-
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули,
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И как Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
Мы пойдем, ребята, в лес.
Вместе с зайкой поскакали-
Прыг-скок, прыг- скок.
Пойдем с пятки на носок.
Не шумите, тише, тише,
Мягким шагом, будто мыши.
Под кустами пробежали,
На полянку мы попали.
И, как бабочки, попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо,
Завтра повторим ещё!
Приложение 4. Гости урока: Знайка и Незнайка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Стихи по экологии
1.Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
2.За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Родина моя, моя Россия!
З.Как сказать тебе,
Что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моем краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя:
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя?
Россия, Россия- края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
"Стон земли".
С.Михалков
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала:плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет!
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имею и имела, -
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невода, -
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю?
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли:
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли.
"Просьба". Н.А.Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится -
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
"Ребенок и мотылек".
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красот
Оставляет нам каждое лето.
Откровение цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное "стой!".
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапками тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены,
Там сон- трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник - первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синим море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Ты - тоже часть ее чудес
И для тебя темнее лес,
И речка светлая течет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
Хотим, чтоб в мире было много света,
Хотим, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса
И на траве - зеленая роса.
Хотим, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье, зыбких
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
Мотылек:
Ты дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовется
Родиной твоей.
Клятва.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.
Земля:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.