Природный и трудоресурсный потенциал украины

ТЕМА 8

ПРИРОДНЫЙ И ТРУДОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ

(ЧАСТЬ 1)

ПРИРОДОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

План темы:

  1. Размеры территории, границы, географическое положение Ук­раины, их оценка для развития производительных сил
  2. Характеристика природно-ресурсного потенциала Украины и ее регионов.

А) Природные условия в Украине;

Б) Природные ресурсы Украины.

1. Размеры территории, границы, географическое положение Ук­раины, их оценка для развития производительных сил

Украина располагает исключительно выгодными в сравнении с другими европейскими странами общими условиями и факторами про­странственной локализации производительных сил.

Площадь государства составляет 603,7 тыс. км2. По европейским масштабам - это много, для сравнения: площадь Франции - 552 тыс. км2, Испании - 503 тыс. км2, Норвегии - 324 тыс. км2, ФРГ - 356 тыс. км2, а другие страны Европы и того меньше.

Территория страны имеет трапециевидную конфигурацию с не­большими отклонениями показателей удаленности крайних точек меж­ду собой:

северная крайняя точка - с. Муравьи Черниговской облас­ти,

южная - мыс Сарыч на Крымском полуострове;

крайняя западная точка - железнодорожная станция Чоп Закарпатской области;

вос­точная - с. Меловое Луганской области.

Протяженность территории Украины с севера на юг составляет и 0,9 тыс. км, с запада на восток ≈ 1,3 тыс. км.

природный и трудоресурсный потенциал украины - student2.ru Закономерен вывод о том, что территория Украины обладает высокой степенью компактности, что благоприятно сказывается на развитии и размещении производительных сил.

Длина государственной сухопутной границы Украины составля­ет примерно 6516 км. Кроме сухопутной, Украина имеет большую морскую границу - 1063 км (длина линии вдоль территориальных вод, ширина которых -12 морских миль или 22,2 км).

Украина имеет семь сухопутных соседей первого порядка:

Рос­сия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Молдова и трех морских соседей: Болгария, Турция, Грузия. Большое количество со­седей первого порядка - это положительная сторона политико-геогра­фического положения Украины. Она обладает множеством вариантов внешнеполитических отношений, а также возможностью выхода во внешний мир, несмотря на непредвиденные осложнения взаимоотно­шений с одним или даже несколькими из них.

Таким образом, границы Украины имеют важное экономическое и стратегическое значение для размещения и развития производитель­ных сил. Больше того, географическое положение Украины исключи­тельно выгодно для развития производительных сил, потому что:

1. Украина располагается в середине Европы (на ее территории находится географический центр), а из этого следует, что при движении с Запада на Восток ее территория является транзит­ной для грузов и пассажиров из Европы в Азию.

2. Центральное положение сказывается и в том, что территорияУкраины является как бы "буфером" между Востоком и Запа­дом Евразийского материка (стратегическое положение).

3. Широкий выход теплым и незамерзающим морям.

4. Почти по середине Украину пересекает река Днепр, а река Ду­най обеспечивает связи с семью странами Западной Европы.

4. Наличие в приграничной части Украины Карпатских гор не является отрицательной чертой географического положения (нет даже тоннелей).

5. Окружение Украины составлено государствами, которые искон­но являются основными партнерами в развитии хозяйства, а по уровню развития они не только доминируют над Украиной, но и во многих случаях, наоборот, многие из этих стран привязаны и экономически заинтересованы в соседстве с Украиной.

Таким образом, и размеры, и конфигурация, и протяженность гра­ниц территории благоприятно влияли в прошлом и влияют в настоя­щем на развитие и размещение производительных сил. Обобщая сказанное можно сделать вывод, что Украина обладает исключительно выгоднымдля устойчивого развития производительных сил географи­ческим положением.

Тема 7. Трудовые ресурсы Украины

(смотрите лекции)

Тема 8 . Хозяйственный комплекс Украины. Его структура и особенности.

Виды природной среды

Изучая особенности основных составляющих естественной среды, следует помнить, что они тесно связаны и взаимодействуют между собой, завися друг от друга, они реагируют на негативные смены естественной среды и создают испокон веков сбалансированную единственную систему, которая вечно живет и постоянно самообновляется. Каждая из екзосфер имеет свои составляющие элементы, структуру и естественные особенности. Атмосфера, литосфера и гидросфера является ареалом функционирования живого вещества - биоты как главного живого организма природы (биосферы).

Атмосфера. Атмосфера (от грец. атмос - дыхание и сфера -круг) является газообразной оболочкой земли. Важной составляющей атмосферы является углекислый газ и кислород, а также другие элементы, которые поддерживают жизнь на Земле. В атмосфере проходят значительные химические процессы, одним из следствий которых есть выпадение кислотных дождей.

В тропосфере происходит интенсивное перемешивание воздуха, формируются ветровые потоки. Здесь образуются тучи и выпадают осадки. Температура и давление воздуха снижаются с увеличением высоты. Но над тропосферой происходит обратный ход температуры - она начинает расти в стратосфере (от лат. стратум - слой). Этот слой протягивается к высоте 55 км. Воздух здесь очень разрежен, частиц воздуха, которые бы рассеивали отбитый свет, который поступает от солнца, очень мало. Потому небо в стратосфере выглядит фиолетовым, почти черным. В этом слое очень мало влаги, здесь не выпадают осадки, лишь изредка появляются серебристые тучи. В стратосфере происходит своеобразное изменение температуры: в нижней части она не изменяется и составляет -55°С, а в верхней части - растет и возле верхней границі слоя достигает 0°С. Такое изменение температуры объясняется наличием в атмосфере озона, который поглощает ультрафиолетовый луч Солнца и при этом сильно нагревается. Слой озона находится на высоте 25 км. от поверхности Земли.

Над стратосферой лежит слой - мезосфера (от грец. мезос -середній) - к высоте 80 км. В этом слое температура воздуха опять снижается, достигая возле верхней границі 80-90°С ниже нуля. Выше над мезосферой к высоте 800- 1000 км. лежит термосфера (от грец. термос - тепло). В ней температура воздуха сильно растет и достигает на верхней границе к +1500°С. Это связано с большой скоростью кинетического движения частиц. Термосфера поглощает рентгеновское излучение солнечной короны. Может возникнуть вопрос, как при такой высокой температуре летают космические корабли с космонавтами на борту. Высокая температура воздуха им не вредит, потому что давление низкое, молекулы и атомы двигаются почти не сталкиваясь друг с другом. Воздух оказывает кораблям малое сопротивление и они могут годами оставаться на орбитах.

Выше 1000 км. от поверхности Земли находится верхний слой атмосферы - екзосфера (от грец. екзо - внешний). Воздух в ней очень разрежен. Но скорость движения атомов и молекул очень большая, достигает второй космической - 11,2 км/сек. Это позволяет им преодолевать земное притяжение и рассеваться в космическом пространстве. Больше всего отходят в космос атомы водорода, которые образуют корону вокруг атмосферы на высоте 2-3 тыс. км.

Литосфера (от грец. літос - камень). Внешняя твердая оболочка Земли, по большей части называется земной корой. Верхняя граница литосферы - атмосфера и гидросфера, нижняя, - мантия, которая касается ядра Земли. Толщина литосферы на континентах отличается и составляет в среднем 25-200 км.

Земная кора - тонкая верхняя оболочка Земли - имеет толщу на континентах 40-80 км., под океанами 5-10 км. Восемь элементов: кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий - составляют 99,5% земной коры.

Эколого-экономическое изучение литосферы предопределяется тем, что она является источником всех минеральных ресурсов. Добыча и использование их часто приводит к глобальному экологическому кризису. В верхней части земной коры развитые почвы, значение которых для живых организмов (в том числе людей и животных) тяжело переоценить. В зависимости от климатических и геолого-географических условий почвы имеют толщину от 15-25 см до 2-3 м. Их называют еще химически-биологической фабрикой, где происходят химические реакции, биологические изменения, бурлит многогранная жизнь живых существ и превращение отмерших в другие сложные элементы и формы. Экономическая наука должна определять при этом позитивные и негативные эффекты.

Гидросфера. Под гидросферой следует понимать водную среду Земли, куда входят моря, океаны, воды суши, водяной пар атмосферы, подземные воды, ледовая сень. Воды укрывают 71% поверхности планеты (361 млн. км2).

Вода является важнейшим минеральным сырьем, главным ресурсом потребления. Человечество использует ее в тысячу раз больше, чем уголь или нефть. Вода является основной составной частью всех живых организмов. Наибольшей массой воды на планете соленые воды Мирового океана.

Химический состав океанских вод похож на состав человеческой крови - частица кислорода, водороду, хлору, натрию составляет в них 95,5%. Океаны и моря играют основную роль в круговороте воды на планете. Приблизительно через 2 млн. лет вся вода на планете проходит через живые организмы, общий цикл обмена ее привлечен в биологический круговорот, составляет 300-400 лет, через каждых десять дней изменяется влага в атмосфере. Мировой океан обновляется через 3 тыс. г., озера за 300, реки за 12 дней.

Рис 4.1. Основные виды источников, нарушающих качественное состояние воздушного бассейна.

Из результатов проводимых исследований относительно чистым считается такой воздух, в котором концентрация вредных примесей не превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК). Минздрав Украины утвердил ПДК для че­ловека более чем на 600 токсинов, которые довольно полно характеризуют экологическую ситуацию.

На предприятиях промышленности и в непроизводст­венной сфере при анализе эколого-экономических показа­телей, характеризующих плановое и фактическое содержа­ние вредных веществ в атмосфере, ориентируются на то, чтобы выполнялось соотношение природный и трудоресурсный потенциал украины - student2.ru , где С — кон­центрация вредных веществ в приземном слое воздуха.

Повышение эффективности природоохранных меропри­ятий в области защиты воздушного бассейна от загрязнения токсическими веществами тесно связано с объемом произ­водимой продукции, техническим и технологическим уров­нем производства в промышленности и сельском хозяйстве. Это обстоятельство определяет необходимость осуществлять природоохранную деятельность на предприятиях, в регио­нах и областях по двум основным направлениям: создать ма­лоотходные и безотходные производства или развивать про­мышленную подготовку сырья к использованию или сани­тарную очистку отходящих газов от твердых, газообразных и туманообразных агрессивных примесей.

Высокая территориальная концентрация больших промышленных предприятий приводит к повышению выбросов у воздуха вредных химических веществ. Охрана атмосферного воздуха обеспечивается прежде всего сооружением газопылеуловительных объектов, применением малоотходных технологий, утилизацией вредных веществ и теплая.

Наибольшими загрязнителями являются предприятия химической, нефтехимической, металлургической, электроэнергетической промышленности. Почти 60 % всего объема уловленных вредных веществ (20 млн т) приходится на Донецке, Днепропетровску и Луганску области.

Проблема очищения атмосферного воздуха и в дальнейшем остается нерешенной. До сих пор в атмосферу выбрасывается много окислов азота, сернистого ангидрида, которые выпадают в виде кислотных дождей, вследствие чего снижается урожайность сельскохозяйственных культур.

Хотя западные области Украины загрязняют воздух меньшее, тем не менее, учитывая непосредственную близость промышленных зон стран Европы и преимущественно западное направление перемещения атмосферных масс, загрязнение воздуха довольно высокий и кислотные дожди наносят большой ущерб сельскому хозяйству. Западные ветры приносят на территорию Украины каждый год 3,3 млн т соединений серы.

По видам выбросов промышленные центры распределяют так;

1. Сернистый ангидрид, млн т: Днепропетровск — свыше 0,1, Кривого Рога — 0,1, Кременчуг — свыше 0,05, Мариуполь и Днепродзержинск — по 0,05. Много сернистого ангидрида дают Красноперекопск, Лисичанск, Керчь, Киев, Донецк, Запорожье, Черкассы, Херсон, Одесса, Константиновка.

2. Окислы азота, млн т: Днепропетровск — 0,04, Кривой Рог — почти 0,04, Мариуполь — 0,03, Днепродзержинск и Киев — свыше 0,02.

3. Окислы углерода, млн т: Кривой Рог — близко 1, Мариуполь — 0,6, Керчь — 0,3, Макеевка — свыше 0,2, Днепродзержинск — 0,2, Запорожье — 0,15, Донецк — свыше 0,1.

Загрязнение воздуха можно снизить, перейдя на новые технологии производства, внедрив в действие новые мощности лишь в комплексе с газопылеуловителями, проведением экологической экспертизы при проектировании новых объектов.

5. Экологические проблемы лесных ресурсов Украины

Защита лесных ресурсов не только не утратил своей актуальности, а, наоборот, в последнее время приобрел особого значения.

Леса выполняют много функций, поэтому их массивы надо, с одной стороны, предохранять и рационально использовать, а с второго — расширять и улучшать видовой состав. Лес дают ценный материал для разных областей промышленности, имеют противоэрозионное, климатическое, санитарно-оздоровительное, природоохранное значение. Площадь под лесами занимает близко 9 млн га, что составляет 14% всей площади Украины. В западной и северной частях страны частица площадей под лесами достигает 20-40%, в Карпатах — свыше 40, на Полесье — свыше 25%. В Крыма лесистость составляет 10%, в Степи — 4%.

Лесной полосы и лесные массивы имеют важное грунтозащитное, водоакумулятивное, противоветровое значение, а также есть местом гнездования птиц и размножение диких животных, поэтому их необходимо постоянно воссоздавать.

За послевоенные годы залесено близко 4,5 млн га, или почти половина лесопокрытых площадей, которые необходимо и в дальнейшем расширять, доведя до 20% всей территории Украины.

Леса Украины высокопроизводительные, о чем свидетельствует прирост на 1 га. На хвойные леса приходится 54% общего запаса древесины — сосна — 35%, ель — 16, пихта — 3%.

Почти 40% запасов древесины составляют твердолиственые породы — дуб высокоствольный — 18%, дуб низкоствольный — 4, бук — 13, граб — 2%.

Хвойные породы сосредоточены на Полесье (сосна) и в Карпатах (ель, пихта), дуб преобладает на Полесье и в Лесостепи, бук — в Западной части Украины.

Мягколиственые породы (береза, осина, ольха серая и черная, липа, тополь и др.) занимают 7% общего запаса древесины и сосредоточенные на Полесье и в Лесостепи.

Леса Украины богатые на ягоды, грибы, врачебные растения.

Роль леса не ограничивается лишь тем значением, о которое шлось выше. Он очищает воздух, аккумулирует воду, равномерно распределяет поверхностный сток, защищает крутые склоны оврагов, балок, гор от размывания, имеет рекреационное значение. Защита лесов состоит в рациональном использовании древесины. Украина обеспечивает себя древесиной на 25%, поэтому рациональное использование лесных массивов имеет исключительное значение. Необходимо не столько наращивать лесозаготовки, сколько увеличить глубину переработки. В Украине полезно используется древесины не более чем на 30%, а остаток идет в отходы. Увеличение выхода изделий из того самого количества древесины равнозначное дополнительному количеству лесозаготовок. Итак, обычный резерв экономии древесины связанный с рациональным использованием заготовленного леса.

Большое значение имеет защита леса от вредителей, пожаров, болезней. Необходимо активизировать лесовосстановление, которое даст возможность в перспективе увеличить объем лесозаготовок.

6. Экологические проблемы минерально – сырьевых ресурсов Украины

В Украине вырабатывается до 5 процентов объема минеральных ресурсов. Ведущее значение имеют железные, марганцевые, урановые руды, уголь, титан, сера, каолин, сырье для металлургии, графит. Ежегодно горнодобывающая промышленность Украины выпускает товарной продукции на сумму 25-28 млрд.долл.

По положению минерально-сырьевой базы Украина занимает одно из ведущих мест в мире, опережая по отдельным полезным ископаемым многие развитые страны, в том числе Россию, Германию, Францию,Англию.

На Украине разведано 8 тысяч месторождений около 90 видов полезных ископаемых, из которых 4,5 тысячи разрабатывются. При этом доля разведанных запасов от запасов государств СНГ составляет / в %/: марганцевые руды - 70, железные руды - 31, уголь каменный - 28, титан - 40, сера - 80, каолин и графит - по 50,огнеупорные глины - 35.

Добычу и переработку минерального сырья на территории Украины осуществляют 3,5 тыс.предприятий, по которым общий выход отходов достигает 1,5 млрд.т в год. Наибольшее количество промышленных отходов образуется при обогащении рудного и нерудного минерального сырья - 304,6 млн.м3, добыче и обогащении углей 108,6 млн. м3, а также при сжигании зольных углей на ТЭЦ - 37,8 млн.м3 золошлаков; в процессе металлургического производства - 27,7 млн.м3 и др. В настоящее время, по предварительным расчетам, на территории Украины в отвалах накоплено около 17 млрд. м3 различных отходов и под их хранение отчуждено более 53,0 тыс.га земельных угодий.

Ежегодно объем загрязнения, приходящийся на 1 км2 площади территории Украины, в 6,5 раза выше, чем в США и в 3,2 раза – стран Европейского экономического сообщества /ЕЭС/. Каждый год в Украине образуется больше отходов производства, чем в 12-ти странах ЕЭС вместе взятых.

Ежегодное использование отходов добычи и переработки минерального сырья составляет всего 100-105 млн.м3, попутнодобытых пород 19,5 млн.м3, отходов тепловых электростанций 4,8 млн.м3, отходов обогащения 50 млн.м3, отходов переработки 30 млн.м3. Всего утилизируется около 20 % годового выхода промышленных отходов.

Полезные ископаемые по своему значению разделяются на общегосударственные и местные. Классификация их осуществляется Кабинетом Министров Украины по предоставлению Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр. Согласно с кодексом Украины о недрах они являются собственностью государства и предоставляются в пользование для:

- геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений общегосударственного значения;

- добыча полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса стоковых вод, создания геологических территорий и объектов, которые имеют научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, достопримечательности природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.);

- удовлетворение других потребностей.

Пользователи недр обязаны рационально, комплексно и производительно их использовать и охранять. Они должны заботиться о недопущении загрязнения в результате эксплуатации недр атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, заповедников, достопримечательностей природы.

Основные требования к охране недр:

- обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр, рациональное исключение и использование полезных ископаемых и имеющихся у них компонентов;

- недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые влияют на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняют их разработку;

- предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами при подземном хранении нефти, газа и других веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства.

Нарушение законодательства о недрах тянет за собой дисциплинарную, административную, гражданскую, правовую и криминальную ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах несут лица виновные:

- самовольном пользовании недрами;

- нарушении норм, правил и требований относительно проведения работ по геологическому изучению недр;

- выборочной выработке богатых участков месторождений, что приводит к сверхнормативным потерям запасов полезных ископаемых;

- сверхнормативных потерях и ухудшении качества полезных ископаемых при их добыче;

- нарушении установленного порядка застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- невыполнении правил охраны недр и требований относительно безопасности людей, имущества, и окружающей естественной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- уничтожении или повреждении геологических объектов, которые составляют особенную научную и культурную ценность, наблюдательных режимных скважин, а также геодезических знаков;

- незаконном уничтожении геологической документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых, необходимых при последующем геологическом изучении недр и разработке месторождений;

- невыполнении требований относительно проведения горных выработок и скважин, которые ликвидированы или законсервированы, в состояние, которое гарантирует безопасность людей, а также требований относительно обеспечения месторождений, горных выработок и скважин на время консервирования.

Законодательными актами Украины может быть установленная ответственность и за другие нарушения законодательства о недрах.

7. Пути решения экологических проблем в Украине.

Большим богатством видов отмечается растительное и животное царство Украины (близко 30 тыс. видов растений и почти 45 тыс. видов животных). Вследствие антропогенного влияния на естественный комплекс изменяется видовой состав как растений, так и животных. Для сохранности всего видового состава флоры и фауны создаются заповедные территории.

Природозаповедный фонд Украины состоит из более как 5 тыс. объектов, а территория превышает 1 млн га. Такие заповедные территории являются во всех областях, где представленные все основные ландшафты Украины.

Для решения проблем охраны окружающей среды следует углубить уровень научных исследований, развернуть обоснования экологических прогнозов для отдельных регионов и Украины в целом.

Необходимо усовершенствовать управление природоохранной деятельностью, выработать систему административных, экономических, психологических, образовательных мероприятий и определить ответственность населения за нарушение запрета исторжение неочищенных вод в водоемы и выбросов в атмосферу, выработать систему безопасных технологий внесения в грунт минеральных удобрений, ядохимикатов, на научный уровень преподнести процесс лесозаготовок, чтобы к минимуму свести вредное влияние от вырубания леса.

Особая проблема — создание экологического мониторинга — исследовательских станций, постоянных постов наблюдения за отдельными компонентами природы и экологической ситуацией в регионах, которые наиболее экологически опасные. Накопление фактических данных даст возможность усилить глубину научных исследований и вносить предложения в экологическую политику. Необходимо обязательно давать заключения об экологичности проектов каждого строящегося объекта.

Следует отметить, что оздоровление окружающей среды в Украине невозможно без координации усилий всех организаций, которые занимаются проблемами экологии. Надо выработать национальную программу экологического оздоровления, которая может стать базой постепенного нормирования всех компонентов естественных комплексов.

Мониторинг окружающей среды

Для разработки мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий вмешательства человека в окружающую естественную среду и улучшение экологической ситуации, применение методов оптимизации природопользования с получением максимума продуктов при одновременном сохранение окружающий среды необходима организация регионального экологического мониторинга.

Мониторинг- это комплексная система наблюдений, оценки и прогнозирование состояния изменений окружающей среды и воспроизведения ресурсов под влиянием природоохранных и антропогенных факторов. Актуальность и неотложность решения проблем мониторинговых исследований состоят в том, что хотя и существует ряд ведомственных наблюдательных систем за состоянием окружающей среды, но они не сведены в единый комплекс и не могут эффективно выполнять обобщающую функцию оценки состояния и уровня использования ресурсов, прогнозировать изменения и разрабатывать рекомендации для принятия управленческих решений относительно оптимизации хозяйственной деятельности и природопользования в отдельных регионах.

Наблюдение за состоянием естественных ресурсов в Украине осуществляют десять министерств и ведомств.

Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопасности) Украины осуществляет наблюдение за источниками промышленных выбросов в атмосферу и соблюдением норм временно согласованных и предельно допустимых сбросов; состоянием грунтов, сбросами и выбросами с объектов, на которых используются радиационно-опасные технологии; состоянием хранилищ, свалок промышленных и бытовых отходов; состоянием наземных и морских экосистем.

Национальное космическое агентство Украины наблюдает за состоянием озонового пласта, загрязненностью атмосферы, грунтов и поверхностных вод, радиационным состоянием.

Министерство здравоохранения Украины проводит выборочные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в местожительствах население, состоянием поверхностных вод в населенных пунктах, состоянием здоровья население и влиянием на него загрязнения естественной среды и ряда других физических факторов (шум, электромагнитные поля, радиация, вибрация и т.п.).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Украины осуществляет контроль за токсикологическим и радиологическим состоянием сельскохозяйственных растений и животных и продуктов из них.

Министерство лесного хозяйства Украины контролирует состояние леса, грунтов в лесах, охотничьей фауны.

Государственный комитет Украины гидрометеорологии - состояние атмосферного воздуха, поверхностных, подземных и морских вод; состояние озонового пласта в верхней части атмосферы; радиационную обстановку (на пунктах радиометрической сети наблюдений и в районах деятельности АЭС) и т.п.

Государственные комитеты Украины водного хозяйства, геологии и использования недр и земельных ресурсов соответственно осуществляют наблюдение за водами, недрами и земельными ресурсами.

Государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет наблюдение за качеством питьевой воды централизованных систем водоснабжения; состоянием сточных вод, городской канализационной сети; состоянием земельных насаждений; проявлениями опасного поднятия грунтовых вод в городах.

Предоставленная этими организациями информация обобщается и анализируется Минэкобезопасности Украины и ежегодно публикуется в Национальном докладе о состоянии окружающей естественной среды Украины.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

- организация единой государственной системы и контроля за составляющими естественной среды;

- отладка автоматизированной системы сбора, обработки, обобщение и сохранение систематической информации о количестве и состоянии естественных ресурсов (банк данных);

- оценка природно-ресурсного потенциала и возможного уровня использования ресурсов;

- инвентаризация источников загрязнения и изучение степени антропогенного влияния на компоненты естественной среды;

- моделирование и прогноз изменений экологической ситуации и уровня «здоровья» окружающей среды;

- разработка управленческих решений, направленных на обеспечение рационального природопользования и его развития в регионе.

Комплекс экологического мониторинга имеет такие подсистемы:

Геосферний, геохимический, биологический мониторинги.

Геосферний мониторинг. Предусматривает оценку состояния и прогнозирование изменений в литосфере (геологическая среда, минерально-сырьевые ресурсы), геофизсфере (гравитационные, магнитные, радиационные, сейсмические и прочие поля), геоморфосфере (рельеф и его нарушение геодинамическими процессами - сдвигами, эрозией, осыпанием и т.п.); гидросфере (водные ресурсы, водопотребление и водоотвод, неблагоприятные гидрологические явления, уровень загрязнения поверхностных и подземных вод); атмосфере (состояние воздушного бассейна и его загрязнение, трансграничный перенос; распределение тепла и влаги, изменения климата).

Геохимический мониторинг. Включает исследование и инвентаризацию источников загрязнения, установление объемов выбросов и сбросов, изучение химического состава воздуха, осадков, грунтов, наземной и водной растительности, поверхностных и подземных вод, донных отложений и т.д. Предусматривает также установление «градиента выпадений» - количества поступления на поверхность земли разных веществ с атмосферными осадками и пылью.

Биологический мониторинг. Основой его есть изучение состояния растительности (фитосфера) по визуальным симптомам: повреждения листвы (дефолиация, дехромация), развития епифических лишайников на деревьях, динамики изменений видов растений и структуры растительных группировок (сукцессии, дигрессии, демутации) под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Экологическая экспертиза

Важная роль среди эффективных мер принадлежит экологической экспертизе. Как вид деятельности специально уполномоченных органов власти, разных общественных формирований, экологическая экспертиза способная обеспечить соблюдение норм и требований экологической безопасности при принятые законов, обосновании программ и решений, проектов социально-экономического развития, размещение продуктивных сил, строительстве новых предприятий и т.п., сформировать пакет необходимых требований, дать специалистам и общественности возможность оценить степень экологического обоснования разных проектов, дать выводы, предложения и рекомендации относительно их целесообразности, определить возможность реализации.

Продолжительное время экологическая экспертиза развивалось преимущественно как средство нормативного предубеждения экологически неблагоприятных последствий при строительстве народнохозяйственных объектов, то есть формировались на нормативной методологии, и задача ее сводилось к проверке объекту, сопоставление запроектированных показателей с действующими нормативно-правовыми критериями и следующим обобщением и формулированием выводов обязательного характера, которые базировались не на законодательных актах, а на стандартах, строительных и санитарных нормах, методических указаниях и рекомендациях.

Экспертиза проводилась преимущественно относительно проектов строительства. Нормативный подход в значительной мере устраивал заинтересованные стороны - тех, кто проводил экспертизу, и тех, для кого она проводилась. Типичной была ситуация, если проект без любых осложнений проходил экспертизу, утверждался, на его выделялись средство и строилось экологически несовместимые объекты.

С принятием Закона Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.) функции последней было значительно расширены. Ей подлежат почти все предплановые, предпроектные, проектные материалы, построенные и функционирующие народнохозяйственные объекты, в особенности экологически опасные, отдельные экологические ситуации, разные вещества, изобретения, технические и технологические мероприятия. Применяется комплексный подход с учетом всех обстоятельств, в частности экологической емкости естественной и социальной систем (среды), демографических, климатических и других условий. Задача состоит в том, чтобы проанализировать целесообразность принятых вариантов и дать прогнозную оценку социальных, экономических и экологических следствий реализации проектов любой деятельности, связанной с использованием ресурсов и отрицательным влиянием на естественную среду.

В соответствии с действующим законодательством только положительный вывод государственной экологической экспертизы есть основанием для финансирования всех программ и проектов. Реализация программ, проектов и решений без этого вывода запрещается. Предусмотренная эколого-экспертная процедура, которая включает такие составные элементы: подготовительный этап, или проверка переданных для экспертизы материалов и установления их соответствия требованиям законодательства; основной этап, или аналитическая обработка объектов экспертизы, натурные обследования и проведение на их основе сравнительного анализа и частичных оценок; заключительный этап, или обобщение отдельных экспертных исследований, оценка полученных данных и складывание вывода.

При изучении переданных на экологическую экспертизу материалов значительное внимание отводится разделительные «Оценка влияния на окружающую среду». В проекте должна быть представленная реальная ситуация региона, учитывая все источники выбросов и сбросов, материалы о предоставлении земельного участка под строительство, обоснованные мероприятия по сохранению плодородного пласта грунта. Обращается внимание на территории объектов природно-заповедного фонда и зон рекреации и особенности их режима при строительстве на близлежащих территориях тех или других объектов.

Были выявлены факты строительства промышленных объектов без положительных выводов государственной экологической экспертизы. Финансирование этих объектов было прекращено. Это строительство фабрики ковровых изделий на ОАО «Ориана» асфальтно-бетонного завода в г. Долине, молокозавода в с. Котлов Коломийского района, лесопильного и мебельного производства в с. Черганивка Косивского района и др.

Контролируется и послепроектный период при строительстве объектов и выполнении соответствующих природоохранных мероприятий на них. Осуществляется государственный контроль на стадии согласования титульных списков. Последние не соглашаются, если прошел значительное время (3 года) и изменились экологические условия в районе строительства. Проводится контроль за освоением капитальных вложений на строительство и его качеством.

На завершающем этапе основное внимание отводится одновременности строительной готовности производственных мощностей и природоохранных объектов.

ТЕМА 8

ПРИРОДНЫЙ И ТРУДОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ

(ЧАСТЬ 1)

Наши рекомендации