Тема 3.2. Природный потенциал

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: невозобновляемые природные ресурсы; руда; месторождение; бассейн.

2. Представить в виде схемы структуру всех видов природных ресурсов России.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Ресурсообеспеченность России»; «Диспропорции агроклиматических ресурсов РФ»; «Топливно-энергетические ресурсы России: состояние и перспективы использования»; «Экологическое состояние как фактор социально-экономического развития страны».

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)

1. Классификация природных условий и ресурсов России.

2. Раз­мещение и экономическая оценка отдельных видов при­родных ресурсов.

3. Минерально-сырьевой потенциал.

4. Водные и лесные ресурсы страны.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, при подготовке к занятию, необходимо также ориентироваться на источники периодической печати и Интернет;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- чётко усвоить структуру всех видов природных ресурсов имеющих распространение в России;

- при изучении ресурсного потенциала России особое внимание уделить разнообразию минеральных ресурсов, особенностям их размещения и объёмам.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил : курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.

3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия/ А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004. – 960 с.

4. Экономическая и социальная география России: учеб­ник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М., ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сколько месторождений полезных ископаемых открыто к настоящему времени в России?

2. Сколько мировых разведанных запасов железных руд (в %) приходится на РФ?

3. Сколько составляет, по существующим оценкам, валовая ценность разве­данных и оценённых запасов полезных ископаемых нашей страны в ценах мирового рынка?

4. Какое место в мире занимает Россия по запасам природного газа?

5. Назовите крупнейшие угольные бассейны страны.

6. Назовите крупнейшие районы залежей бокситов в России.

7. Назовите крупнейшие месторождения никеля.

Тема 3.3. Демографическая ситуация и трудовой потенциал

I. Задание для самостоятельной работы

1. Дайте определения ключевым понятием: динамика численности населения; плотность населения; коэффициенты рождаемости и смертности; естественное и механическое движение населения; поло-возрастная структура; нация и этнос; ЭАН; урбанизация, город, агломерация.

2. На контурной карте выделить районы с различной плотностью населения, показать основные потоки миграции, отметить города-миллионеры.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика численности населения России»; «Особенности естественного и механического движения населения страны в новом тысячелетии»; «Процессы урбанизации в РФ»; «Трудовой потенциал России».

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная, заочная формы обучения)

1. Численность населения Российской Федерации, её динамика и проблемы.

2. Размещение населения.

3. Урбанизация и связанные с ней проблемы.

4. Этнический, языковой, религиозный и социальный состав населения России.

5. Трудовые ресурсы. Территориальные различия в обеспеченности и использовании трудовых ресурсов.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, о подготовка к занятию должна ориентироваться не только на предлагаемую учебную литературу, но и на источники периодической печати и Интернет;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при оценке размещения населения необходимо обратить внимание на исторические особенности расселения по территории страны;

- при подготовке к третьему вопросу семинара надо обратить внимание на существующие в настоящее проблемы роста городов:

- в пятом вопросе необходимо обратить внимание на изменение показателя занятости ЭАН в отраслях хозяйственного комплекса страны.

IV. Рекомендуемые источники

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил : курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.

3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия / А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М. : Энциклопедия, 2004. – 960 с.

4. Экономическая и социальная география России : учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009 : статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья : пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой. – М. : Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?

2. Что являются самой распространенной причиной смертности в РФ?

3. В каких параметрах определяется в настоящее время средний размер семьи в России?

4. Какова сред­няя плотность населения страны?

5. Какие виды миграции существуют?

6. Какова доля городского населения РФ?

7. Перечислите города-миллионеры России.

8. Назовите основные функции городов.

9. Дайте определение классификации городов по людности.

Наши рекомендации