ПР и их классификация по компонентам природной среды.

Аспекты природопользования.

1)Экономический(извлечение и переработка компонентов природной среды для получения общественного продукта (экономические выгоды)).

Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия (т.е. влияние прямое или опосредованное человеческого общества на природу, приводящего к точечным, локальным или глобальным её изменениям) вызывали определённую реакцию природной среды и не нарушали при этом динамического равновесия в целом. Расширенное воспроизводство осуществляется за счёт природной среды, её способности к самоочищению от загрязнений, а производственная деятельность (её экономический принцип) ориентировалась на получение максимальной экономической выгоды при минимальных затратах.

Технико-экономический.

Охрана природной среды посредством использования природных ресурсов, энергосберегающих и малоотходных технологий.

Социально-политический.

Восстановление природной среды для интересов настоящего и будущего поколений.

2.Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется:

1. стоимостью предотвращения ущерба от загрязнения окруж природной среды

2. приростом прибыли возникающей за счет экономических ресурсов и реализации отходов.

Для предприятия – загрязнителя предотвращающей ущерб выражается в виде снижения платежей за загрязнение (экологического налога) и сокращение расходов на устранение последствий негативного воздействия. Для экономической оценки природоохранного эффекта используются следующии показатели:

1. экономический показатель экологической эффективности характеризуемый экономию ресурсов предприятия, возникающего при реализации природоохранного проекта

Э= ∆R + ∆Пз +∆У+Д

∆R-экономия средств за счет снижения ресурсов и энергоемкости

∆Пз – экономия средств от снижения платежей за загрязнение природной среды

∆У- экономия средств по компенсации ущерба от загрязнения

Д – дополнительная прибыль, возникающая от реализации отходов, комплексного использования сырья

2. показатель эколого-экономической полезности характерен превышением прибыли от реализации продукции под расходами, связанными с платежами за загрязнение компенсации ущерба

Пэ=(Прз-У)\R

Пр – прибыль от ед реализованной продукции

Пз - удельная плата за загрязнение на ед реал продукции

У – экологический ущерб при производстве ед реал прод

R – затраты на использование сырьевых и энергетических ресурсов при производстве ед продукции

3. экономическая оценка снижения ущерба от загрязнения в результате проведения природоохранных мероприятий

∆У=У*Q*Аi*∆mit

У-денежная оценка ед вредного вещества

Q-коэффициент учитывающий региональные особенности территории подвергшиеся загрязнению

Аi - коэффициент привидения итого вредного вещества к монозагрязнению

∆mit – снижения объема итого вредного вещества благодаря реализации природно-охранных мероприятий

Для оценки экономической эффективности природоохранных проектов в соответствии с методами оценки эффективности инвестиции проектов и их отбору для финансирования. Применяются следующие показатели:

ЧДД- чистый дисконтированный доход

ИД – индекс доходности

ВНР – внутренние нормы рентабельности

КВ/З – коэффициент выгод/затрат

Срок окупаемости вложений – при расчете экономической эффективности главным правилом является превышение потенциальной выгоды над затратами.

В-З>0, чем больше разница тем удачнее вложенные средства.

Коэффициент дисконтирования – для привидения разного времени выгод и затрат к одному периоду времени.

£(альфа) = 1\(1+E)t коэф дисконтирования

ЧДД =Т сумма t=0 (Bt+Bit)-(Зtit)\(1+E)t>=0

Bt – эконом выгоды проекта

Bit – эколого-экономические выгоды проекта

З – затраты

ВНР – величина эквивалента дисконтной ставке при которой текучие значение выгод будет равен величине затрат

Срок окупаемости тот период времени, когда прибыль превышает затраты

ИД = доход/ капитальные вложения>= 1

Билет – 2

Виды ущерба от загрязнения

Негативное воздействие в объеме превышающий ассимиляционный потенциал вызывает загрязнение природной среды. Схема возникновения ущерба природной среды следующая:

1.вредные выбросы

2.концентрация вредных выбросов а ОС

3.натуральный ущерб

4.экономический ущерб

НУ (экологический)- непосредственный ущерб виде уничтожения природных объектов (кол погибшей рыбы). НУ природной среды возникает вследствие загрязнения, истощения или разрушения природных компонентов.

ЭУ – денежная оценка негативных изменений основных свойств естественной среды, все фактические или возможные потери от загрязнения включая потери от утраты имущества, недополученные доходы, затраты на возмещение натурального ущерба.

Билет 3

Ассимиляционная ёмкость

Ассимиляционная ёмкостьили потенциал природной среды- уровень вредного воздействия, который природа способна переработать и нейтрализовать без изменения своих свойств.

Ассимиляционная ёмкость -уникальный природный ресурс,позволяющий с одной стороны экономить на природоохранных издержках и выбрасывать часть отходов в окружающую среду, с другой стороны обеззараживать вредные выбросы для предотвращения ущерба. Ассимиляционная ёмкость в различных регионах неодинакова, в северных районах ниже, чем в Южных. Ассимиляционный потенциал оценивается показателем ПДВ/ПДС (предельно допустимый выброс/сброс), устанавливается предприятием для каждого вредного вещества, с учётом экологической особенности региона. Для экономической оценки ассимиляционного потенциала рассчитывается величина предотвращения ущерба при осуществлении хозяйственной деятельности.

2. Понятие экстернальных издержек. Виды и стадии экологической экспертизы

Базу экономики природопользования составляют внешние (экстермальные) издержки. Они возникают при осуществлении антропогенной деятельности человека, связанные с негативными воздействиями на окружающую природную среду. Они представляют собой затраты по компенсации, нанесённого природной среде ущерба и считаются внешними, т.к. не создают дополнительного продукта (прибыли) и экономически нецелесообразны для хозяйствующего субъекта.

Экологическая экспертиза.

Главный принцип природопользования- это предотвращение вредного воздействия на природную среду, при осуществлении новой деятельности.

Экологическая экспертиза- установление соответствия экологическим требованиям, намеченной хозяйственной или иной деятельности и определение допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможности неблагоприятных последствий для природной среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» объектами экологической экспертизы являются:

1) все виды предплановой предпроектной документации по размещению производственных мощностей

2) проекты строительства, реконструкции, расширения и ликвидации хозяйствующих субъектов.

3) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ.

4) проекты документации, регулирующие природопользование при ведении хозяйственной деятельности.

Виды экологической экспертизы:

1. Государственная (обязательная)

2. Добровольная

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специальными уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Стадии экспертизы:

1) предоставление материалов в Министерство Природных ресурсов (МПР) или его территориальные органы.

2) регистрация, проверка полноты и достаточности предоставляемых материалов

3) формирование государственной экспертной комиссии

4) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы

5) предписания и утверждения заключения

Результат государственной экологической экспертизы- это документы с выводами о допустимости реализации объекта намечаемой деятельности.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Исполнители: организации, имеющие лицензию на проведение экологической экспертизы (экологического аудита).

Билет 4

Билет

Экологический контроль.

Это деятельность по надзору за состоянием ОС.

Задачи экол. Контроля:

1) экологический мониторинг (постоянное наблюдение за состоянием ОС и ее изменениями)

2) Контроль соблюдения природоохранных требований хозяйств. субъектами, выполнение плана по охране ОС и рационального природопользования.

Виды:

1) государственный экологический контроль

а) общий (осуществляется органами общей компетенции)

б) специальный (межведомственный) (осуществляется РОСГИДРОМЕД, минприроды РФ)

2) госдарственный функциональный экологичский контроль – это выполнение правовых экологических требований, ограниченных отраслевой сферой (министерства и ведомства)

3) производственный экологический контроль – это выполнение природоохранных планов внутри организации (руководитель предприятия, экологические службы)

4) общественный экологический контроль ( граждане,общественные природоохранные организации)

Закон о недрах

Законом РФ о недрах определена система платежей за пользование недрами. Это — 1) платежи за правопользование недрами (роялти); 2) плата за геологич. информацию; 3) сбор за участие в конкурсе (аукционе за выдачу лицензий); 4) НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — 16,5% для нефти и газа; 5) платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за правопользование недрами устан-ся в лицензии на природопользование и взимаются : 1) в виде денеж. платежей; 2) части объема добытого сырья или иной производимой пользователем продукции; 3) в виде выполнения работ или предоставления услуг; 4) в виде зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.

Плата за право пользования недрами может снижаться для пользователя недр за добычу: 1) дефицитных полезных ископаемых при низкой экон. эффективности разраб. месторожд-я; 2) полезных ископаемых из остаточных запасов понижен. качества (законсервиров. нефть).

НДПИ выплачивает предприятие, осуществляющее добычу полезн. ископаемых . Налог поступает в федер. бюджет целевым назначением.

«Закон о недрах». Собственником недр является государство. Госуд фонд недр – это используемые и неиспользуемые части недр в пределах госуд границы РФ. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности. Это юридич лица и граждане в том числе иностранных государств. Недра предоставляются в пользование:1) для геолог изучения сроком на 5 лет;2)для добычи ПИ сроком до 20 лет.3)для совмещения геологоразведки и добычи до 25 лет. Государственное управление отношениями недропользования осуществляется президентом РФ, а также органами госуд власти на местах.

Билет 7

Экологическое страхование

При нанесении ущерба хозяйствующий субъект несет ответственность и должен компенсировать нанесенный природным объектам вред.

При регулировании загрязнения объектов природной среды в пределах норм и лимитов ущерб возмещается путем внесения платы за вредные воздействия (экологический налог). В случае аварийной ситуации на предприятии, сопровождающейся нежелательным выделением загрязняющих в-в, может быть задействован механизм экологического страхования для компенсации негативных последствий.

Экологическое страхование – это страхование ответственности предприятий – потенциальных загрязнителей и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения. Страхование риска ответственности предусматривает возможность выплат за причиненный вред при нанесении вреда третьим лицом.

Использование экологического страхования позволяет:

1) гарантировать право лиц, потерпевших ущерб из-за аварии, т.е. на возмещение убытков.

2) Защитить предприятия-загрязнители от банкротства при крупной аварии в связи с предъявлением судебных исков лицам, понесших убытки.

3) Содействовать предупреждению аварий на предприятиях-страхователях, благодаря периодическому экологическому аудиту, проводимому в страховой компании.

Экологическое страхование обладает превентивной и компенсаторной функциями.

Превентивная (предупредительная) функция экологического страхования

1.страхователь заинтересован улучшать экологические показатели своего предприятия, с ростом вероятности аварий увеличиваются ставки страховых премий. Для поощрения безаварийной работы в страховой договор могут включаться дополнительные условия, к примеру, возврат части страховой премии, предоставление льгот при продлении договора и т.д.

2.страховщики осуществляют предупредительные мероприятия:

- экологический аудит предприятия-страхователя

- мониторинг качества окружающей среды

Финансирование идет за счет страховых премий по экологическому страхованию. Страховщики обговаривают в условиях договора некий процент от премии, который может быть перечислен в фонд превенторных мероприятий (25-40%).

Компенсаторная функция страхования – это выплата страховых сумм лицам, которым причинили ущерб в результате аварии на предприятии-страхователе. Различают 2 вида эколог страхования.

Обязательное экологическое страхование осуществляется на основе закона, закрепляющего необходимость проведения данной процедуры в отношении экологически опасных предприятий. Положение по обязательному экологическому страхованию содержится в федеральном законе «о промышленной безопасности производственных объектов». (Статья 15 «обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов») и содержится в федеральном законе о безопасности гидротехнических сооружений (статья 15 «страхование гражданской ответственности за причинение вреда») и федеральном законе «об использовании атомной энергии». Статья 18 федеральный закон «об охране окружающей среды» предусматривает возможность обязательного государственного страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц в случае экологических рисков. При обязательном экологическом страховании страховые взносы включаются в себестоимость продукции.

Добровольное экологическое страхование проводится по инициативе страхователя. Взносы добровольного страхования регламентированы в типовом положении о порядке добровольного страхования в РФ.

Для юридических лиц целесообразно считать добровольную и обязательную формы страхования экологических рисков. Для повышения результативности механизма

эко-страхования следует создавать страховые объединения нескольких страховщиков, осуществляющих страхование и перестрахование экологич рисков.

Билет№8

Виды эк. ст.

1)нормативы качества окруж .прир. среды

2)нормативы предельно-допустимого вредного воздействия

3)нормативы использования изъятия природных ресурсов

4)экологические стандарты

1)Нормативы качества определяют предельный уровень загрязнения элементов природной среды, при котором негативное воздействие не сказывается на здоровье человека и стабильности экосистем. ПДК

2)Нормативы ПДВВ. – величина предельно допустимого вредного воздействия, при которой значение концентрации вредного вещества на границе санитарно-защитной зоны не превышает нормативы качества природной среды. ПДВ (предельно допустимый выброс) и ПДС рассчитывается для каждого предприятия по каждому загрязнённому веществу, либо собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций. При экологической нецелесообразности закрытия предприятия в случи невозможности соблюдения им требований по вредным выбросам(сбросам) в пределах ПДВ(ПДС) устанавливаются лимиты по загрязнениям или временно согласованные сбросы(выбросы) при условии постепенного сокращения загрязнения до нормативов ПДВ(ПДС).

3)Нормативы использования ( изъятие природных ресурсов ) – лимиты на природопользование, предупреждающее истощение природных ресурсов с учётом их самовосстановления.

4)Экологические стандарты – эколого-правовые требования параметрам новой техники, технологии материалов для обеспечения соблюдения нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природные системы в процессе производства, эксплуатации и утилизации продукции.

Билет – 9

Билет №10.

Плата за землю.

1. Земельный налог.

Он устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади.

Размер налога зависит от местоположения плательщика и качества земли, но не зависит от итога хозяйственной деятельности на земле.

2.Арендная плата.

Может устанавливаться в денежной и натуральной форме по договорённости арендатора с арендодателем.

Формы арендной платы:

а)твёрдые платежи, дифференцируемые по времени или единовременные;

б)доли прибыли предприятий, полученные в результате использования земли;

в)предоставление арендаторам определённых услуг.

3. Нормативная цена земли.

Показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.

Применяется:

- при продаже земель в собственность;

- при установлении долевой и совместной собственности;

- при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд;

- с целью предоставления их гражданам;

-при получении банковского кредита под залог земельного участка.

Объектами налогообложения являются земельные участки.

Не подлежат налогообложению следующие земельные участки:

- изъятые из оборота;

-ограниченные в обороте из-за наличия особо ценных объектов культурного наследия, а также для обеспечения оборонобезопасности и таможенных нужд в пределах лесного фонда и водных объектов.

Налоговой базой является кадастровая стоимостьземельных участков по состоянию на 1 января налогового периода. Плательщиками являются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки-процент от кадастровой стоимости участка. Их размер не может превыщать:

1) 0,3% для участков сельскохозяйсвенного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% для прочих земельных участков.

От налогообложения освобождаютсяучреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов, организации народных художественных промыслов, коренные малочисленные народы севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования, а также организации-резиденты особой экономической зоны на 5 лет.

Билет 11.

Виды ущерба от загрязнения

Негативное воздействие в объеме превышающий ассимиляционный потенциал вызывает загрязнение природной среды. Схема возникновения ущерба природной среды следующая:

1.вредные выбросы

2.концентрация вредных выбросов а ОС

3.натуральный ущерб

4.экономический ущерб

НУ (экологический)- непосредственный ущерб виде уничтожения природных объектов (кол погибшей рыбы). НУ природной среды возникает вследствие загрязнения, истощения или разрушения природных компонентов.

ЭУ – денежная оценка негативных изменений основных свойств естественной среды, все фактические или возможные потери от загрязнения включая потери от утраты имущества, недополученные доходы, затраты на возмещение натурального ущерба.

Билет №13.

Билет 14

1.Коэффициент эквивалентности .Понятие ТУТ.

Для подсчета производственных запасов и энергоресурсов применяют единый обобщающий показатель измерения энергоресурсов – Тонна Условного Топлива (ТУТ).

ТУТ-это условно-натуральный показатель имеет низшую теплоту сгорания

Qусл.=29,3 ГДж/тонну

Для пересчета натурального топлива в условно-натуральное применяют формулу:

Вусл.нат.=Внат.*(Qнат./Qусл.нат.)

Вусл.нат.-объем условно-натурального топлива ( измеряется в ТУТах)

Внат.-объем натурального топлива

Qнат. -низшая теплота сгорания натурального топлива

Qусл.нат. -низшая теплота сгорания условно-натурального топлива

Коэффициент эквивалентности ( Кэкв ) показывает сколько тонн условного топлива содержится в 1 тонне натурального топлива.

Его величина определяется отношением низшей теплотворной способности 1 тонны натур. топлива к тонне условно-натур. топлива:

Кэкв=Qнат/Qусл.нат

Билет №15

1.Методы определения эконом ценности прир ресурсов.

1.Для определения экономической ценности природных ресурсов используются методы, основанные на:

1) рыночной оценке

2) ренте

3) затратном подходе

4) альтернативной стоимости

5) общей экономической ценности

1)При рыночной оценке природных ресурсов цена строится на соотношении рыночного спроса и предложения без учёта внешних(экстереальных издержек общества). Цена ресурса занижена по сравнению с действительными издержками.

2)Основана на концентрации уникальности и ограниченности природного ресурса, используется в частности при оценке земельных ресурсов. P=R/r

R-величина годовой ренты

Р-цена природного ресурса

r-коэффициент может зависеть от ставки дисконта по банковскому кредиту.

Дисконтирование - приведение разновремённых выгод и затрат к одному периоду времени.

БС=НС*(1+Е)^t , где

БС - будущая стоимость денег

НС – настоящая стоимость денег

Е – норма дисконта, которая учитывает и информацию и банковский процент

t - рассматриваемый год

α=1/(1+Е)^t

α-коэффициент дисконтирования

Природный ресурс можно сравнить с банковским вкладом, приносящим ежегодный доход в виде прироста капитала, равного по величине годовой ренте.

Рентный доход возникает у собственника природных ресурсов при их эксплуатации.

Экономическая рента – доход (арендная плата) за использование лимитированного природного ресурса.

Дифференциальная рента –возникает от эксплуатации разных по качеству природных ресурсов при прочих равных условиях. На её величину влияет местоположение и условия транспортировки к местам потребления и переработки.

3)При затратном подходе база для расчётной цены природного ресурса является издержки, связанные с подготовкой, использованием и восстановлением ресурса. Затратный подход применяется для оценки стоимости воссоздания при исчерпывании природных ресурсов. Стоимость воссоздания включает: потенциальные затраты, необходимые для замещения повреждённого природного ресурса.

Недостатки затратного метода – установление цен без учёта коньюктуры рынка

- цена лучшего по качеству природного ресурса оказалась ниже, чем худшего т.к. требуется меньше затрат для его получения и восстановления.

4)Позволяет оценить природный объект, имеющий заниженную рыночную стоимость, посредством расчёта упущенной выгоды, которую можно было получить при использовании в иных целях (например, альтернативная стоимость заповедника - не получение прибыли от реализации древесины, отлов животных ). Этот подход используют для измерения «стоимости сохранения» при рассмотрении природного объекта.

5)В качестве комплексного подхода к оценке природы применяется концепция общей экономической ценности (стоимости). При её использовании учитывается ресурсные и ассимиляционные (восстановительные) функции природной среды. Общая экономическая ценность природного объекта включает:

а)стоимость использования, которая состоит из прямой и косвенной стоимости использования, а так же стоимости отложенной альтернативы.

б)стоимость неиспользования (существования)

Стоимость использования характеризует потребительскую стоимость природного объекта.

Прямая стоимость использования – непосредственные прибыли, полученные при эксплуатации природного объекта или потребления ресурса ( добыча полезных ископаемых)

П= (Ц-З)*Q

П - прибыль, Ц - цена за единицу продукции, З – затраты, Q – объем продукции.

Косвенная стоимость – использование прибыли от использования природного объекта, возникающая при глобальном масштабе.

Стоимость отложенной альтернативы – (стоимость консервации природного ресурса для будущего использования). Оценивается как сумма прямой и косвенной стоимости использования.

Стоимость неиспользования – стоимость существования природного объекта, как такового - оценка рекорнацинной способности природной среды. При оценке стоимости неиспользования применяется концентрация «готовности платить» за экологическое благо, которая определяется путём анкетирования и опросов.

Методы анкетирования

1)Метод выраженных предпочтений:

а)опрос жителей местности для выяснения, сколько готов заплатить каждый за сохранение качества того или иного природного объекта.

б)общая стоимость – есть произведение средней суммы «готовности платить» и количество жителей местности

2)Метод транспортно-путевых затрат – затраты на посещение населением природного объекта .

Виды эк. ст.

1)нормативы качества окруж .прир. среды

2)нормативы предельно-допустимого вредного воздействия

3)нормативы использования изъятия природных ресурсов

4)экологические стандарты

1)Нормативы качества определяют предельный уровень загрязнения элементов природной среды, при котором негативное воздействие не сказывается на здоровье человека и стабильности экосистем. ПДК

2)Нормативы ПДВВ. – величина предельно допустимого вредного воздействия, при которой значение концентрации вредного вещества на границе санитарно-защитной зоны не превышает нормативы качества природной среды. ПДВ (предельно допустимый выброс) и ПДС рассчитывается для каждого предприятия по каждому загрязнённому веществу, либо собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций. При экологической нецелесообразности закрытия предприятия в случи невозможности соблюдения им требований по вредным выбросам(сбросам) в пределах ПДВ(ПДС) устанавливаются лимиты по загрязнениям или временно согласованные сбросы(выбросы) при условии постепенного сокращения загрязнения до нормативов ПДВ(ПДС).

3)Нормативы использования ( изъятие природных ресурсов ) – лимиты на природопользование, предупреждающее истощение природных ресурсов с учётом их самовосстановления.

4)Экологические стандарты – эколого-правовые требования параметрам новой техники, технологии материалов для обеспечения соблюдения нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природные системы в процессе производства, эксплуатации и утилизации продукции.

Билет 16

Билет №17.

Экологическая сертификация.

На основании закона РФ «О сертификации продукции и услуг» обеспечиваются гос. подтверждения качества и безопасности продукции.

Сертификация –деятельность независимых лиц по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Экологическая сертификация –разновидность сертификации качества продукции и технологии. Она выявляет соответствие характеристик объекта сертификации экологическим требованиям.

Объектами экологической сертификации являются:

1)готовая продукция;

2)технологии производства;

3)отходы производства и потребления;

4)услуги по обеспечению экологической безопасности;

5)объекты окружающей природной среды.

Виды экологической сертификации:

1. обязательная(с 1996 года в отношении сертификации экологической безопасности промышленных предприятий и организаций оборонного комплекса (использующих вредные технологии));

2. добровольная:

-осуществляется по инициативе заявителя;

-экологическую сертификацию проводят органы, окредитованные в системе экологической сертификации;

-за реализацию гос. политики в области сертификации отвечает Министерство природных ресурсов.

При положительном заключении экспертов выдаются экологические сертификаты сроком на 5 лет.

Изготовителям продукции, на которую выдан экологический сертификат, предоставляется право маркировать продукцию знаком соответствия. Он ставится на изделия или тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Билет №19.

Экологическая сертификация.

На основании закона РФ «О сертификации продукции и услуг» обеспечиваются гос. подтверждения качества и безопасности продукции.

Сертификация –деятельность независимых лиц по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Экологическая сертификация –разновидность сертификации качества продукции и технологии. Она выявляет соответствие характеристик объекта сертификации экологическим требованиям.

Объектами экологической сертификации являются:

1)готовая продукция;

2)технологии производства;

3)отходы производства и потребления;

4)услуги по обеспечению экологической безопасности;

5)объекты окружающей природной среды.

Виды экологической сертификации:

1.обязательная(с 1996 года в отношении сертификации экологической безопасности промышленных предприятий и организаций оборонного комплекса (использующих вредные технологии));

2.добровольная:

-осуществляется по инициативе заявителя;

-экологическую сертификацию проводят органы, окредитованные в системе эколгической сертификации;

-за реализацию гос. политики в области сертификации отвечает Министерство природных ресурсов.

При положительном заключении экспертов выдаются экологические сертификаты сроком на 5 лет.

Изготовителям продукции, на которую выдан экологический сертификат, предоставляется право маркировать продукцию знаком соответствия. Он ставится на изделия или тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Билет №20.

Аспекты природопользования.

1)Экономический(извлечение и переработка компонентов природной среды для получения общественного продукта (экономические выгоды)).

Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия (т.е. влияние прямое или опосредованное человеческого общества на природу, приводящего к точечным, локальным или глобальным её изменениям) вызывали определённую реакцию природной среды и не нарушали при этом динамического равновесия в целом. Расширенное воспроизводство осуществляется за счёт природной среды, её способности к самоочищению от загрязнений, а производственная деятельность (её экономический принцип) ориентировалась на получение максимальной экономической выгоды при минимальных затратах.

Технико-экономический.

Охрана природной среды посредством использования природных ресурсов, энергосберегающих и малоотходных технологий.

Социально-политический.

Восстановление природной среды для интересов настоящего и будущего поколений.

Аспекты природопользования.

1)Экономический(извлечение и переработка компонентов природной среды для получения общественного продукта (экономические выгоды)).

Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия (т.е. влияние прямое или опосредованное человеческого общества на природу, приводящего к точечным, локальным или глобальным её изменениям) вызывали определённую реакцию природной среды и не нарушали при этом динамического равновесия в целом. Расширенное воспроизводство осуществляется за счёт природной среды, её способности к самоочищению от загрязнений, а производственная деятельность (её экономический принцип) ориентировалась на получение максимальной экономической выгоды при минимальных затратах.

Технико-экономический.

Охрана природной среды посредством использования природных ресурсов, энергосберегающих и малоотходных технологий.

Социально-политический.

Восстановление природной среды для интересов настоящего и будущего поколений.

2.Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется:

1. стоимостью предотвращения ущерба от загрязнения окруж природной среды

2. приростом прибыли возникающей за счет экономических ресурсов и реализации отходов.

Для предприятия – загрязнителя предотвращающей ущерб выражается в виде снижения платежей за загрязнение (экологического налога) и сокращение расходов на устранение последствий негативного воздействия. Для экономической оценки природоохранного эффекта используются следующии показатели:

1. экономический показатель экологической эффективности характеризуемый экономию ресурсов предприятия, возникающего при реализации природоохранного проекта

Э= ∆R + ∆Пз +∆У+Д

∆R-экономия средств за счет снижения ресурсов и энергоемкости

∆Пз – экономия средств от снижения платежей за загрязнение природной среды

∆У- экономия средств по компенсации ущерба от загрязнения

Д – дополнительная прибыль, возникающая от реализации отходов, комплексного использования сырья

2. показатель эколого-экономической полезности характерен превышением прибыли от реализации продукции под расходами, связанными с платежами за загрязнение компенсации ущерба

Пэ=(Прз-У)\R

Пр – прибыль от ед реализованной продукции

Пз - удельная плата за загрязнение на ед реал продукции

У – экологический ущерб при производстве ед реал прод

R – затраты на использование сырьевых и энергетических ресурсов при производстве ед продукции

3. экономическая оценка снижения ущерба от загрязнения в результате проведения природоохранных мероприятий

∆У=У*Q*Аi*∆mit

У-денежная оценка ед вредного вещества

Q-коэффицие<

Наши рекомендации