Характеристика учебно-методических комплектов по курсу «Окружающий мир» (анализ учебников для начальной школы).
| |||||||
| |||||||
4. Выявите, как на содержание программы «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой повлияла ее принадлежность к УМК «Начальная школа XXI века».
5. Сравните дидактические единицы каждого курса между собой.
6. Ответьте, как авторские идеи программы реализуются в конкретных учебниках для начальной школы.
7. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий по курсу «Окружающий мир» в данных УМК.
8. ПРОДУМАТЬ СТРУКТУРУ УРОКА НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК» ПО КУРСАМ КЛЕПИНИНОЙ И ВИНОГРАДОВОЙ. В ЧЕМ ИХ СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ? ПРЕДСТАВИТЬ ХОД УРОКА В ВИДЕ ПОНЯТИЙНОЙ ГРОЗДИ.
Подтема 2. Сравнительный анализ программ экологической направленности А.А.Вахрушева, А.А.Плешакова и др. (занятие 3).
Задания:
1. Ознакомьтесь с содержанием базовых программ традиционной системы обучения «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана и др., системой курсов экологической направленности «Зеленый дом» (программой «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой), курсом «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. Продолжите заполнение табл.1.
сравнить программы «Мир и человек» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана («Окружающий мир» Вахрушева Александра Александровича, Данилова Дмитрия Даимовича и др. и др.; УМК «Школа 2100» -науч. рук. А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили - http://www.school2100.ru/), системы курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А.Плешакова (программа «Окружающий мир. Мир вокруг нас» Плешакова Андрея Анатольевича, Крючковой Елены Алексеевны, УМК «Школа России» -http://school-russia.prosv.ru/) и программу «Окружающий мир» Андрея Анатольевича Плешакова, Марины Юрьевны Новицкой (УМК «Перспектива», науч. рук с 2010 г. – Л.Г.Петерсон; изд. «Просвещение» (http://www.prosv.ru/umk/perspektiva), серия «Академический школьный учебник», начало выпуска – 2006 г.). Знать особенности УМК.
2. Выявите особенности каждой программы в связи с ее разработкой в соответствии с идеями УМК «Школа 2100» (рук. - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили), УМК «Школа России» (рук. - А.А.Плешаков), УМК «Перспектива» (рук. – Л.Г.Петерсон).
3. Сравните дидактические единицы каждого курса между собой.
4. Ответьте, как авторские идеи программы реализуются в конкретных учебниках для начальной школы.
5. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий по курсу «Окружающий мир» в данных УМК.
6. ПРОДУМАТЬ СТРУКТУРУ УРОКА НА ТЕМУ «ВОДОЕМ» ПО КУРСАМ ВАХРУШЕВА И ПЛЕШАКОВА. В ЧЕМ ИХ СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ? ПРЕДСТАВИТЬ ХОД УРОКА В ВИДЕ ПОНЯТИЙНОЙ ГРОЗДИ.
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.8-10.
Тема 2. Многообразие вариативных программ «Окружающий мир».
Цель: ознакомление с разнообразными приемами работы и спецификой построения вариативных пропедевтических курсов традиционной и развивающих систем обучения младших школьников «Окружающему миру».
Подтема 1. Специфика предметного обучения в системе Л.В.Занкова www.zankov.ru, zankov.com(занятие 4).
Задания:
1. Вспомните основные положения системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Проследите их реализацию в программах: «Окружающий мир. Мы и окружающий мир» ((Дмитриева Нинель Яковлевна, Казаков Аркадий Николаевич; однопредметный «География» (А.Н.Казаков)), «Окружающий мир» (Ирина Павловна Товпинец; однопредметный «Естествознание» (Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец)). Анализ программ отразите в табл.1.
2. Обратите внимание на специфику интеграции материала в разных курсах, своеобразие организации занятий, исходя из различия дидактических подходов, возможность заимствования методики работы, приемов по ряду тем.
3. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий по курсу «Окружающий мир» в рассматриваемых программах.
4. РАЗРАБОТАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ФОРМА ЗЕМЛИ».
Подтема 2. Технология «открытия» окружающего мира в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (http://www.vita-press.ru/286.html, http://www.razumniki.ru/elkonin_davidov.html, www.n-bio.ru). (занятие 5).
Задания:
1. В соответствии с пунктами табл.1 проанализируйте содержание программы «Окружающий мир» (Е.Н.Букварева, Е.В.Чудинова).
2. Перечислите основные идеи системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Как они были учтены при разработке курса «Окружающий мир» Чудиновой Елены Васильевны, Букварёвой Елены Николаевны(изд. «ВИТА-ПРЕСС»)?
3. Выявите специфику ведения занятий. Как в программе реализуется основное положение системы - «отказ от урока как дидактической единицы»?
4. Сопоставьте технологию организации и проведения уроков по курсу «Окружающий мир» в рассмотренных системах развивающего обучения.
5. РАЗРАБОТАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЛИНЕЙНЫЙ СПОСОБ ОПИСАНИЯ ПУТИ» (маршрут).
Подтема 3. Авторские программы «Окружающий мир» традиционной системы обучения и специфика работы по ним (занятия 6-7).
Задания:
1. Проанализируйте следующие авторские программы «Окружающий мир» традиционной системы обучения И ПОДГОТОВЬТЕ ПО СВОЕЙ ПРОГРАММЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ С УКАЗАНИЕМ НЕ ТОЛЬКО ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ, НО И ГЛАВНОЕ – ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ УРОКА НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ РАЗРАБОТКИ:
1) Тарасов Л.В., Чибизова Г.В. «Окружающий мир» (модель «Экология и диалектика»);
2) Поглазова Ольга Тихоновна, Ворожейкина Наталия Ивановна, Шилин Виктор Дмитриевич«Окружающий мир» (1-4 класс, УМК «Гармония», науч. рук. - Н.Б.Истомина (http://www.umk-garmoniya.ru/); изд. «Ассоциация ХХI век»)
3) Ивченкова Галина Григорьевна, Потапов Игорь Владимирович, Саплина Елена Витальевна и др. «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний», науч. рук. - И.А. Петрова; изд. «Астрель» - http://planetaznaniy.astrel.ru)
4) Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В. и др. «Окружающий мир» (1-4 кл., изд. «Астрель»)
5) Саплина Елена Витальевна, Сивоглазов Владислав Иванович, Саплин Андрей Иванович «Окружающий мир» (УМК «РИТМ», изд. «Дрофа» - http://www.drofa.ru/for-users/teacher/ritm/)
6) Федотова Ольга Нестеровна, Трафимова Галина Владимировна, Трафимов Сергей Анатольевич, Царева Лора Александровна «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа», науч. рук. - Р.Г.Чуракова (https://sites.google.com/site/irinabubukina/home/umk-perspektivnaa-nacalnaa-skola); изд. «Академкнига/Учебник» - http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10)
7) Цветова Лариса Михайловна (Мошнина Рауза Шамилевна) «Окружающий мир» (УМК «Школа знаний, доброты и здоровья», ИОЦ «Мнемозина»)
8) Гин Анатолий Александрович, Фаер Сергей Алексеевич, Андржеевская Ирина Юрьевна «Окружающий мир»(изд. «ВИТА-ПРЕСС», Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Образование для Новой Эры»)
9) Копп Елена Васильевна «Окружающий мир» (УМК «Открываю мир», изд. «Мнемозина» - http://www.mnemozina.ru/work/catalog/4188);
10) Самкова Виктория Анатольевна, Романова Надежда Ивановна «Окружающий мир» (УМК «Начальная инновационная школа», науч. рук. – С.А.Болотова; изд. «Русское слово» - http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/175.html);
11) «Человек и окружающая среда» (Л.П.Симонова-Салеева),
12) «Природоведение и экология» (Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А.Фролова),
13) «Экология» (А.Т.Зверев),
14) «Окружающий мир» (С.П.Баранов, Л.И.Бурова),
15) Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н. «Окружающий мир»;
16) «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» (Е.А.Постникова),
17) «Твоя Вселенная» (Е.П.Левитан);
Обратите внимание на специфику интеграции материала в различных курсах, своеобразие организации занятий, исходя из различия дидактических подходов, возможность заимствования методики работы, приемов по ряду тем.
2. Полученные данные отразите в виде табл.1.
3. Подготовьте краткое сообщение-презентацию по заданному курсу и УМК.
4. Выявите специфику организации и проведения занятий в рассматриваемом курсе. Сопоставьте технологию работы в различных УМК. Показать особенности ведения урока на примере любой конкретной темы.
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.10,15-17,25-28.
1. Бровкина Е.Т. и др. Ознакомление с окружающим миром. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т.Бровкина, Т.А.Козлова, В.А.Герасимов. – М.,1999.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – Череповец,1995.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Программа «Мы и окружающий мир» (система Л.В.Занкова) – М.,2001.
5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.,1990.
6. Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н. Окружающий мир. 1 кл.: В 2-х ч.: Методические рекомендации. – М.,2005.; 2 кл.: В 2-х ч. – М.,2005.
7. Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н. Программа по окружающему миру для четырехлетней начальной школы. – М.,2005.
8. Курганов С.Ю. Экспериментальная программа школы диалога культур: 1-4 кл. – Кемерово,1993.
9. Левитан Е.П. Астрономия в начальной школе // Начальная школа.-1996.-№2;1998.-№10.-С.32.
10. Обучаем по системе Л.В.Занкова: 1-3 кл.: Книга для учителя / И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, А.В.Полякова, З.И.Романовская. - М.,1994.
11. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Программа «Окружающий мир» 1-4 кл. // Начальная школа.–1999.-№2.–С.60.;1999.-№9.–С.93; 2000.-№8.-С.100; 2001.-№9.-С.31; 2005.-№4.-С.16-22 (приложение)
12. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Программа «Окружающий мир»: 1-4 кл.–М.,2001.
13. Попова Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,1998.
14. Потапов И.В. Особенности нового учебно-методического комплекта по курсу «Окружающий мир» для I класса // Начальная школа.-2005.-№2.-С.97-100.
15. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Методическое пособие для учителя. Поурочные разработки. – М.,2001. (Б-ка «Сельская школа России»).
16. Салеева Л.П. Программа интегрированного курса «Человек и окружающая среда». – М.,2000.
17. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир.1-4 кл.: программа для общеобразовательных уреждений.-М.,2004.
18. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) / Сост. Л.А.Вахмянина. - М.,2001.- С.233.
19. Тарасов Л.В. Новая модель школы «Экология и диалектика». - М.,1993 (Школа радости.-1994.-№1; 1995.-№2).
20. Товпинец И.П. Программа «Окружающий мир» (система Л.В.Занкова). – М.,2000 (Начальная школа.–2000.- №9.–С.15).
21. Чибизова Г.В., Тарасов Л.В. Программа «Окружающий мир» («Экология и диалектика»). – М.,2000.
22. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Естествознание 1-3 класс. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.,1997.
23. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир / Кн.: Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) / Сост. Л.А.Вахмянина. - М.,2001.- С.233-247.
24. Шевчук Т.А. Факультативный курс химии для учащихся начальных классов // Начальная школа.-2002.-№2.-С.48.
25. Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем / А.Адамский, Ш.Амонашвили и др. – М.,2000.
Юшков А.Н. Естествознание: необычное в обычном 1-3 классы. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1996.
Тема 3. В КОНЦЕ СЕМЕСТРА Анализ и сопоставление вариативных программ ознакомления предшкольников с окружающим миром(занятие 8).
Цель: проследить преемственность в методике ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задание:
1. Вспомните известные программы предшкольной естественнонаучной и обществоведческой подготовки детей. В чем отличие в работе комплексных, парциальных и дополнительных программ?
2.Знать основные идеи, технологию работы по УМК «Детский сад 2100», «Предшкольная пора», «Преемственность».
3. Проанализируйте в соответствии с пунктами табл.1 программы для ДОУ: «Зеленая тропинка» А.А.Плешакова и «Родной дом» М.Ю.Новицкой (УМК «Преемственность»); «Окружающий мир. Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой (УМК «Детский сад 2100»); «Познаем мир» Н.Ф.Виноградовой (УМК «Предшкольная пора»); «Моя страна: Россия» (Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова), «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Радуга»(рук. - Т.Н.Доронова), «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова) «Детство» (под рук. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой), «Истоки» (рук. Л.А.Парамонова), «Развитие» (рук. Л.А.Венгер), «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), «Золотой ключик», «Росток» и т.д. Оцените степень их соответствия традиционному минимуму ознакомления старших дошкольников с окружающим миром. Какова методика определения естественнонаучной и обществоведческой готовности ребенка к обучению в школе по курсу «Окружающий мир»?
ПОДГОТОВЬТЕ ПО СВОЕЙ ПРОГРАММЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ С УКАЗАНИЕМ НЕ ТОЛЬКО ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ, НО И ГЛАВНОЕ – ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
4. Выявите вертикальную преемственность в содержании и методике ознакомления старших дошкольников и младших школьников в разных УМК. Определите специфику и сопоставьте технологию организации и проведения занятий в рассматриваемых программах.
5. Суммируйте особенности обучения детей 6-7-летнего возраста в курсе естествознания с учетом психолого-физиологических особенностей их развития. Выявите общие направления работы в разнообразных современных интегрированных курсах для 1-2 классов: «Я и мир вокруг» (З.А.Клепинина), «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков), «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова и др.), «Окружающий нас мир. 1 кл.», «Земля. Части света. 2 кл.» (А.А.Вахрушев и др.) и т.д., - в т.ч. критерии отбора содержания материала, требования к уровню знаний, умений, навыков учащихся.
Литература:
1. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.31-33,34-35.
2. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. - М., 2011. – С.45-163.
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Т. Семицветик: Программа по культурно-экологическому воспитанию. – М.,1997.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации к ч.1,2 для воспитателей, учителей и родителей. – М.,2001 (Образовательная программа «Школа 2100»).
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Белова И.К. Программа дошкольной подготовки по курсу «Здравствуй, мир!» // Школа-2100. – Вып.6. – М.,2001.
4. Вдовиченко В.М. Человек и мир: Учеб. пособие для подготовительных классов обще-
образовательных школ с рус. яз. обучением. В 3 ч. - Мн.,1998.
5. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Россия. – М.,2003.
6. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.,2003.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. – СПб.,1995.
8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. рек. для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.,2005.
9. Дошкольное обучение: Подготовка к школе / Под ред. Н.А.Федосовой. – М.,2004 (программа «Преемственность»).
10. Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н. Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников: Методические рекомендации. – М.,2005.
11. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева и др. – М.,2003.
12. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Веселые, грустные…: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М.,2004 (Программа «Я, ты, мы»)
13. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.,2004.
14. Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка. - М.,2003.
15. Козлова С.А. и др. Мой организм: Метод. пособие и программа. - М.,2000.
16. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей. – СПб,2000.
17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.,1998.
18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие. – М., 2005.
19. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.,2003.
20. Новицкая М.Ю., Мартинкова Е.В. Родной дом. – М.,2004 («Преемственность»).
21. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. – М.,2004 (комплект «Преемственность»).
22. Попова Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,1998.
23. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др. – М.,2003.
24. Программы дошкольных образовательных учреждений, методические рекомендации для работников ДОУ. – М.,2002.
25. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, В.Е.Соловьева и др. – М.,2003.
26. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старш., подгот. группы / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.,1999.
27. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.,1996.
28. Рыжова Н.А. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников: Авт. программа «Наш дом – природа» как модель развивающего обучения в дет.садах Москвы // Экологическое образование в школе.–1999.- №1.
29. Страунинг А.М. Задачи вокруг нас. Как знакомить детей с окружающим миром: Уч.-метод. пособие. – Обнинск,2000 («ТРИЗ – дошкольникам и младшим школьникам»).
30. Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ «Росток» для детей дошкольного возраста. – Обнинск,2000 и др.
31. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др. – М.,2003.
32. «Человек и мир» в подготовительном классе: Учеб.-метод. пособие для учителей/ В.М.Вдовиченко, Л.И.Дурейко и др. - Мн.,2002.