Формирование элементарных математических представлении
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Умственное воспитание
Формирование элементарных математических представлении
И сенсорное воспитание
1. Пытается самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.(См. задание 2 второй младшей группы).
2. Знает и называет шар, куб, цилиндр.
Задание «Назови геометрическую фигуру»
Материал:шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного материала).
Инструкция к проведению:
На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Воспитатель предлагает назвать каждый предмет,
3. Знает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Задание «Найди похожие предметы в группе»
Материал:геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей обстановке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.
4. Пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Задание «На что похоже?»
Материал:геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамидка, мяч и т. д.).
Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, а затем разложить картинки к соответствующим геометрическим фигурам, рассказать о том, что сделал.
5.Умеет подбирать предметы по одному-двум качествам (размер, материал, цвет: коричневый, оранжевый, светло-зеленый).
Задание «Выбери фигуру»
Материал:геометрические фигуры разного цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый), размера, фактуры, материала.
Инструкция к проведению:
Геометрические фигуры выкладываются на столе. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из всего количества фигур маленький треугольник, деревянный круг, большой квадрат и сказать, какого цвета каждая фигура.
Различает, из каких частей состоит группа, называет их характерные особенности.
7. Считает до 5 (пользуясь правильными приемами счета).
Отвечает на вопрос «Сколько всего?»
Материал:пять игрушек разной величины, цвета, формы (например: большой и маленький мяч, большая и маленькая пирамидка и т. д.)
Инструкция к проведению:
Воспитатель выставляет игрушки на стол, просит ответить на вопросы: «Что на столе? Сколько игрушек? Одинаковые ли они по форме, по величине, по цвету? Сосчитай игрушки. Сколько всего?»
9. Сравнивает две группы предметов путем составления пар.
Задание «Угости зайца морковкой»
Материал:5 морковок, 4 зайчика, фланелеграф. Инструкция к проведению:
Воспитатель размещает на фланелеграфе зайчиков с одной стороны и морковки с другой стороны. Спрашивает, как узнать, сколько зайчиков. Предлагает ребенку посчитать их. Затем предлагает угостить зайчиков морковкой, спрашивает: «А хватит ли всем зайчикам морковки? Как это узнать?». (Положить под каждым зайчиком по морковке). Ребенок раскладывает морковки. Воспитатель спрашивает: «Сколько морковок? Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Чего больше: зайчиков или морковок? Чего меньше: зайчиков или морковок?»
Ребенок и окружающий мир
Предметное окружение
Называет самые разные предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице.
Знает назначение предметов.
3. Знает и называет материалы, из которых сделаны предметы (стекло, металл, пластмасса,
резина).
4. Умеет определять свойства материалов в процессе экспериментальных действий (последовательные действия с материалом в соответствии с алгоритмом).
5. Устанавливает причинно-следственные связи между материалом и способом использования вещи.
«Назови предмет, сделанный из...»
Материал:предметы из различных материалов.
Ход:ребенку предлагается назвать предметы, сделанные из стекла, рассказать, для чего они нужны, определить свойства данного материала. По такому же принципу попросить назвать и охарактеризовать предметы из металла, резины, пластмассы, дерева. Задать вопросы:
• Можно ли использовать ложку из стекла?
• Можно ли использовать мяч из стекла?
• Можно ли использовать сапоги из пластмассы?
• Можно ли использовать туфли из металла?
6. Умеет группировать предметы, называя их обобщенным словом
« Четвертый лишний»
Материал:предметные картинки посуды, одежды, игрушек, мебели, транспорта.
Ход:ребенку предлагается из четырех предметных картинок выбрать одну лишнюю, объясняя причину выбора.
7. Умеет классифицировать посуду на кухонную, чайную, столовую
«Магазин»
Материал:набор чайной, столовой и кухонной посуды или предметные картинки с ее изображением.
Ход:предложить ребенку разложить посуду по трем разным разделам: кухонному, отделу столовой посуды и отделу чайной посуды.
8. Имеет представление об общественном транспорте (автомашина, автобус, трамвай, поезд, самолет, теплоход).
«Что лишнее?»
Материал:предметные картинки с изображением транспортных средств: легковой автомобиль, автобус, теплоход, самолет, поезд, трамвай. Предметные картинки с изображением предметов, похожих на транспорт, но не относящихся к нему: подъемный кран, комбайн, асфальтовый каток, трактор, танк.
Ход:предложить ребенку выбрать из разложенных на столе картинок те, изображения на которых не являются общественным транспортом, попросить обосновать свой выбор.
Явления общественной жизни
1.Активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать детей, взрослых.
Трудовое воспитание
Примечание: Исследование осуществляется через наблюдение.
Развитие речи
Вариант 2.
Инструкция:воспитатель предлагает ребенку придумать историю, что бы случилось, если бы все звери стали говорить или если бы у тебя была волшебная палочка и т. д.
Баллы:
4 — ребенок может придумать историю, проявляя творчество, фантазию.
2 — затрудняется в придумывании невероятной истории, отвечает коротко, одним предложением, без особого интереса, не проявляет творчество.
0 — не может придумать невероятную историю.
Задание: «Украсим группу»
Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.
Задание: «Укрась силуэт»
Используя гуашь, украсить силуэт игрушки элементами дымковской и филимоновской росписи.
Побеседовать с ребенком. Определить, выделяет ли ребенок средства выразительности: цвет, форму, величину.
Задание: «Лето»
Предложить использовать разнообразные материалы (карандаши, фломастеры, мелки). Анализ выразительности форм, подбора цвета, сюжета, расположение рисунка на листе.
Лепка
Задание: «Овощи и фрукты»
Педагог предлагает ребенку вылепить любые овощи, фрукты. Анализ работы, образа предмета. Использование усвоенных приемов: прищипывание, оттягивание, сглаживание (2 критерия).
Аппликация
Задание: «Приглашение»
Анализ работ:оценивается правильная работа с ножницами. Аппликация: подбор цвета при составлении узора и умение сгибать лист пополам.
Конструирование
Задание: педагог предлагает ребенку рассмотреть рисунок-схему постройки (на выбор: заборчик, скамейка, домик воротца, дорожка). После рассмотрения рисунка педагог предлагает ребенку сделать постройку из имеющихся деталей. Ребенок использует рисунок-схему.
Анализ работ:использование деталей с учетом конструктивных свойств. Умение преобразовать постройку в соответствии с заданием воспитателя (2 критерия). Например, построить улицу и т. д.
Игра
Примечание: исследование проводится при помощи метода наблюдения.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Умственное воспитание
Формирование элементарных математических представлении
И сенсорное воспитание
1. Пытается самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.(См. задание 2 второй младшей группы).
2. Знает и называет шар, куб, цилиндр.
Задание «Назови геометрическую фигуру»
Материал:шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного материала).
Инструкция к проведению:
На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Воспитатель предлагает назвать каждый предмет,
3. Знает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Задание «Найди похожие предметы в группе»
Материал:геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей обстановке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.
4. Пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Задание «На что похоже?»
Материал:геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамидка, мяч и т. д.).
Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, а затем разложить картинки к соответствующим геометрическим фигурам, рассказать о том, что сделал.
5.Умеет подбирать предметы по одному-двум качествам (размер, материал, цвет: коричневый, оранжевый, светло-зеленый).
Задание «Выбери фигуру»
Материал:геометрические фигуры разного цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый), размера, фактуры, материала.
Инструкция к проведению:
Геометрические фигуры выкладываются на столе. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из всего количества фигур маленький треугольник, деревянный круг, большой квадрат и сказать, какого цвета каждая фигура.