Задачи и перспективы совершенствования и развития системы информационного обеспечения природоохранной деятельности.
В информационном обеспечении государственного управления окружающей средой выделяются следующие основные направления:
— формирование государственной политики в области информационного обеспечения природоохранной деятельности, участие в развитии государственных информационных систем;
— развитие методических представлений об информационном обеспечении природоохранной деятельности, алгоритмизация управленческих задач, разработка и внедрение новых методов обработки информации;
— создание информационных систем для решения конкретных задач в виде программных продуктов, автоматизированных рабочих мест; баз и банков данных, коммуникационных систем; тематических систем, в том числе с использованием технологий географических информационных систем (ГИС-технологий); систем связи и передачи данных и др.;
— доведение экологической информации до широких слоев общественности и заинтересованных организаций с использованием возможностей средств массовой информации, экологического образования и воспитания.
В 1997 г. продолжились работы по всем этим направлениям.
Формирование государственной политики в области информационного обеспечения природоохранной деятельности
По этому направлению достигнут значительный прогресс, итоги которого подведены на состоявшейся в ноябре 1997 г. в Санкт-Петербурге. Первой общероссийской конференции по информационному обеспечению природоохранной деятельности. На конференции одобрена "Стратегия совершенствования информационного обеспечения природоохранной деятельности" (в форме плана-конспекта). В этом документе определены роль и место экологической информации в государственном управлении охраной окружающей среды, поставлены цели и задачи информационного обеспечения, выделены основные направления его совершенствования, к которым, в частности, относятся:
1. Совершенствование научно-методической и технологической базы информационного обеспечения.
2. Развитие нормативной основы экологической информатики, экономическое стимулирование внедрения современных информационных технологий.
3. Совершенствование государственных административных механизмов регулирования деятельности в области информационного обеспечения.
4. Развитие государственных экологических информационных систем при координирующей роли информационно-аналитической системы Госкомэкологии России.
5. Совершенствование международного обмена экологической информацией.
6. Внедрение информационных технологий в экологическое образование и воспитание.
7. Противодействие использованию экологической информации как информационной основы противоправных действий и антигуманистических процессов.
В документе также сформулированы первоочередные меры по совершенствованию информационного обеспечения природоохранной деятельности. Конференция одобрила проект нормативного документа "Положение об экологической информации", который определяет понятия "экологическая информация" и "экологические информационные ресурсы", правила их формирования и использования, государственные механизмы регулирования этих процессов. Проект документа находится на стадии межведомственного согласования.
Значительный прогресс в совершенствовании методических представлений об информационном обеспечении природоохранной деятельности достигнут в ходе реализации Проекта по управлению окружающей средой Всемирного банка (компоненты "Экологическая политика", "Управление отходами"). В 1997 г. в соответствии с Программой работ, согласованной с Всемирным банком, проведен комплекс предпроектных исследований в целях разработки информационной системы поддержки принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (ИАСП). В результате подготовлено и утверждено Госкомэкологией России техническое задание на проектирование и опытную реализацию указанной системы в течение 1998 г. на примере одного из субъектов Российской Федерации, расположенного в Верхне-Волжском регионе.
ИАСП является открытой информационной системой, реализующей функции выявления и сравнительной оценки территориальных экологических проблем с помощью стандартных (нормативных) аналитических инструментов на базе данных государственной статистики. ИАСП должна служить базовым образцом для последующего создания аналогичных систем в субъектах Российской Федерации.
Развитие работ в области методического обеспечения тесным образом связано с созданием "он-лайновых" коммуникационных систем, и, особенно, с развитием Интернета. В отчетном году подготовлены методические материалы по использованию Интернета в деятельности природоохранных органов, завершены монтажные работы по созданию совместно с Совинтел высокоскоростного телекоммуникационного канала Госкомэкологии России. Внедрение Интернета в регионах России сдерживается относительно невысоким техническим уровнем сетей телефонной связи.