Международные конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Международные конвенции и соглашения по экологическим и жизнеобеспечивающим проблемам принимаются с XIX в. Приведем основные экологические конвенции и соглашения, подписанные Россией.
1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением(Базель, Швейцария, 1989). Участники - 71 государство (Российская Федерация - с 1990 г.) и ЕЭС.
Основные положения: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., создание национальных компетентных органов, внедрение системы письменных уведомлений на право трансграничного переноса опасных и других отходов.
2. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участники - 120 государств (Российская Федерация - с 1988 г.) и ЕЭС.
3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, Франция, 1972). Участники - 124 государства (Российская Федерация - с 1988 г.).
Основные положения: ответственность за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия; включение охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по правовой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддержка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение оборудованием; предоставление займов и субсидий.
4. Конвенция ООН по морскому праву(Монтего-Бей, Ямайка, 1982). Участники - 157 государств и ЕЭС.
Основные положения: определение границ территориальной морской и смежной зон; использование проливов для международного судоходства; определение границ исключительной экономической зоны; освоение континентального шельфа; предотвращение, снижение и контроль за загрязнением морской среды; проведение научных исследований.
5. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участники - 33 государства (Российская Федерация - с 1983 г.) и ЕЭС.
Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга, политики и стратегических решений; сотрудничество в проведении научных исследований.
6. Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте(Эспо, Финляндия, 1991). Участники - 27 государств и ЕЭС.
Основные положения: принятие стратегических, юридических и административных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о негативных воздействиях; проведение исследований по улучшению методов оценки воздействия на окружающую среду.
7. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участники - 44 государства (Российская Федерация - с 1948 г.).
Основные положения: создание международной Комиссии по китовому промыслу; проведение научных исследований, сбор и анализ статистических данных, оценка и распределение информации о китовом промысле и запасах; принятие правил, регулирующих охрану и использование запасов.
8. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, США, 1992). Участники - 59 государств (Российская Федерация - с 1994 г.).
Основные положения: защита системы формирования климат та, составление национальных списков по выбросам и мерам по их устранению; разработка и реализация программ по контролю за изменением климата; сотрудничество в области создания и развития сетей и программ научных исследований по изменению климата; принятие финансового механизма реализации Конвенции.
9. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц(Рамсар, Иран, 1971). Участники -61 государство (Российская Федерация - с 1977 г.).
10. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участники - 119 государств.
Основные положения: осуществление лицензирования торговых операций; проведение исследований состояния популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранительных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.
11. Соглашение об охране белых медведей (Осло, Норвегия, 1973).
Участники - 5 государств (Российская Федерация - с 1976 г.).
Основные положения: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных и охранных целей; препятствие нарушению управления другими живыми ресурсами; сохранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен информацией по управлению ресурсами и охране вида.
12. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, Финляндия, 1992). Участники - 24 государства.
Основные положения: обязательства участников в отношении предупреждения, контроля и сокращения загрязнения трансграничных вод; соблюдение принципа справедливости в их использовании; ограничение распространения загрязнения; использование принципа «загрязняющий платит» в качестве меры для предупреждения загрязнения; сотрудничество в области исследований и развития; введение системы мониторинга.
13. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря(Хельсинки, Финляндия, 1974). Участники - 8 государств (Российская Федерация - с 1980 г.).
Основные положения: ограничение и контроль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источников; предотвращение загрязнения от морских судов, отходов и хозяйственного использования морского дна; борьба с морским загрязнением; составление списков веществ, использование которых подлежит контролю; учреждение Комиссии по охране морской среды Балтики.
14. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, Великобритания, 1972 г.). Участники - 64 государства (Российская Федерация - с 1972 г.).
Основные положения: установление запрета на сброс веществ; присоединение государств, заинтересованных в использовании определенных акваторий, к региональным соглашениям по предотвращению загрязнения моря; сотрудничество в областях профессиональной подготовки, предоставление оборудования для проведения научных исследований и мониторинга, обработки отходов; принятие мер по предотвращению загрязнения моря отходами радиоактивного и иного происхождения, в том числе при изучении морского дна.
Международные соглашения.
Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более 100 лет. Примерами двусторонних договоров могут служить:
1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий (от 16 июля 1993 г., г. Москва);
2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (от 9 августа 1994 г., г. Хельсинки);
3) Соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством иностранных дел Королевства Норвегия о сотрудничестве в области обеспечения готовности к гуманитарным чрезвычайным ситуациям и проведения операций по оказанию помощи (от 4 марта 1997 г., г. Осло);
4) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 8 июля 1997 г. г. Стокгольм);
5) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 6 мая 1998 г., г. Москва).
В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений, и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях - серьезных изменений в экономике.