Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки грузов в области морского транспорта.

Контейнер – элемент транспортного оборудования унифицированных размеров, объемом более 1 м3.контейнерный стандарт ISO. Унифицированная единица – контейнер с внешними размерами 20*8*8 (дл*шир*выс) английских футов (30,48 см). 20 футовый контейнер = 1 ДФЭ (TEU). Кроме 20 футовых эквивалентов есть и другие. В США есть контейнеры в два яруса, т.к. у них все локомотивы – тепловозы-дизели. Вообще, есть еще 40 футовые контейнеры, и сейчас входят в оборот 48 футовые контейнеры.Контейнерный способ доставки, Недостатки: аренду. Если не заниматься специально контейнерными перевозками, то нет смысла покупать, т.к. высокие издержки. Аренда контейнера исчисляется в сутках за кругорейс, т.е. с учетом возврата этого контейнера. Для ДФЭ это порядка 3,5 $ в сутки. Кроме того, надо учитывать стоимость возврата порожнего контейнера (reposition). Ж/д берут половину стоимости за возврат. Пакет – укрупненное грузовое место, сформированное из нескольких меньших, с использованием средств пакетирования (поддонов) или без таковых.Паром – специальный тип судна, предназначенный для перевозки транспортных средств (автомобилей, вагонов).Трейлер – грузовая площадка на колесном ходу, предназначенная для погрузки-выгрузки морских судов.Лихтер – несамоходная плоскодонная баржа унифицированных размеров грузоподъемностью от 200 до 7000 т. Лихтеры, иногда именуемые плавучими контейнерами, перевозятся линейными судами – лихтеро-возами.Ролкер – судно с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, применяется для перевозки контейнеров и самоходной техники. Суда смешенного («река-море») плавания – суда с осадкой до 3,5 м, используемые для смешанных перевозок по рекам и морям с максимальной удаленностью от берегов не более 200 миль.

Логистика экспортно-импортных операций.Эксп-импор операции, операции по обмену различного рода услугами и результатами творческой деятельности, основанные на международном разделении труда, осуществляются в международной торговле на базе договоров, получивших общее определение как внешнеторговые сделки. Эксп-импор операции в глоб лог системах, связаны с большим объемом информации, сложны. Роль государства в этой сфере сводится к упоряд потоков экспортно-импортных грузов, защите прав потребителей, предотвр контрабанды запрещ к ввозу-вывозу товаров и протекционистской политике в отнош своих производй, трансп, экспедит и др комп, участ в глоб лог системах. Предприятия, осущ экспортно-импортные операции, уплачивают в бюджет гос там пошлины и там сборы.

Логистические принципы перемещения товаров и транспортных средств.- гарант стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.-равноправие всех лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. (кодекс предусматривает общепринятые в международной практике исключения. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается ТК РК).-обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарант посредством установления спец админ процедур, -все товары и транспортные средства, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Также предписано, что таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства.Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, где нормы раскрываются по следующим направлениям: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, включая перемещение валюты и валютных ценностей; соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу; таможенное оформление; таможенный контроль; пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами; обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров; гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством.

Межд транспортная документация на морском транспорте.регулирование морских перевозок грузов осущ на основании Кодекса торгового мореплавания (КТМ). В нем оговорена документация (договор морской перевозки), при помощи кот. организ между­нар морские перевозки.Обязанности перевозчика (фрахтовщика): принять груз от грузоотправителя (фрахтователя), доставить его в сохранности в место назначения и сдать фрахтователю или по его указанию другому получателю; обязанности грузоотправителя: предоставить в предусмотренные сроки груз для погрузки на судно, уплатить обусловленную про­возную плату (тариф, фрахт) и принять груз от судна в пункте назначения. В договоре согл условия погрузки и вы­грузки, права и обязанности сторон, порядок осуществления пла­тежей и разрешения возникающих споров.Основной документ при линейномсудоходстве — линейный коносамент, выполняющий функции доказательства наличия до­говора перевозки, принятия груза к перевозке и товаросопроводи­тельного документа.Коносамент явл ценной бумагой, обеспечен партией товара, только лицо, влад коносам, может распоряжа товаром, коносамент может быть передан другому лицу с помощью передаточной надписи (индос­самента), для чего в его тексте должна быть специальная метка to order. Без такой записи коносамент считается именным документом, а с ней становится оборотной ценной бумагой. Реквизиты:• наименование судна;• наименование перевозчика (предприятие — собственник судна);• порт и страна погрузки;• порт и страна выгрузки;• наименование отправителя;• наименование получателя;• размер платежей за перевозку. Указываются суммы, упла­ченные в порту отправления и подлежащие уплате в порту назна­чения;• наименование груза, число мест или количество, в опреде­ленных случаях — свойства груза и его состояние;• время и место выдачи коносамента;• количество экземпляров (обычно выписывается в трех ори­гинальных экземплярах);• подпись капитана.

Международное регулирование таможенных формальностей. 1.Совр системы регулирвнешней торговли характ высокой тех оснащенностью, опирающейся на достижения техники связи, передачи информации, автомат обработки данных, что позволяет свести к минимуму временные и материальные затраты.Регулирование опирается на законы, определяющие пределы действий исполнительной власти, а также права и обязанности хозяйствующих субъектов-создает необходимую предсказуемость, гласность и стабильность нац правового, экон и админ климата в сфере междунар экон отношений.2.унификация правовых, админ, организ-техн систем регул внешней торговли. Интенсивное развитие междунар экон связей в последние десятилетия стало возможным благодаря тому, что национальные торгово-политические системы формировались вокруг близких, по существу общих, правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил при ослаблении прямых административных барьеров в торговле. На этой основе сложилась международная торговая система начала 90-х гг.Правовая, административная и техническая совместимость достигается обширной системой многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей, создающих унифицированную правовую основу внешнеэкономической деятельности. Национальные торгово-политические и административные системы опираются на международные договоренности.

Международные организации, занимающиеся вопросами транспортного страхования.Международныйсоюзморскогострахования (МСОМС - International Union of Marine Insurance (IUMI))Впервые с предложением о создании Международного союза морского страхования выступили немецкие страховщики в 1870 г. МСОМС учрежден 8 января 1874 г. в Берлине обществами Австрии, Германии, России и Швеции. Союз стремится защищать и развивать интересы морского страхования, формировать международную политику страхования морской деятельности, отстаивать интересы страховщиков перед грузовладельцами и судовладельцами. МСОМС занимается вопросами:1стандартизации документов, по которым осуществляется транспортировка грузов;1перевозки химических грузов; 1предупредительных мероприятий в отношении убытков по грузам;1свободы страхования;1общей аварии; 1страхования ядерных рисков;1ответственности перевозчиков;1транспортировки грузов в контейнерах;1страхования судов, плавающих по внутренним водным путям;1рисков загрязнения;1страхования морских судов.Международныйсоюзавиационныхстраховщиков (MCAC -International Union of Aviation insures (IUAI)) .MCAC - международная неправительственная организация, основана 4 июля 1934 г. Цель МСАС- защита интересов международного авиационного страхования и всемерное содействие его развитию. Членами МСАС могут быть как пулы, группы или ассоциации, участники которых занимаются авиационным страхованием и пере­страхованием, так и страховые компании, осуществляющие этот вид страхования в прямом порядке или в порядке перестрахования, но только там, где имеются для этого особые причины.Члены МСДС подразделяются на три категории: члены с расширенным предста­вительством, действительные и почетные. Основное направление деятельности МСАС - обмен информацией между членами и обеспечение их документацией и материалами по авиационному, страхованию. Важную роль в деятельности играют исследования, выполняемые для разработки унифицированных принципов страхования и создания на их основе единой международной системы авиастрахования. МСАС консультирует различные международные организации по некоторым вопросам безопасности и рентабельности гражданской авиации.На общих собраниях МСАС обсуждаются и согласовываются наиболее важные и актуальные экономические, технические и правовые вопросы авиационного страхования. Выводы и предложения МСАС оказывают заметное влияние на политику государств в области страхования воздушного транспорта, на развитие воздушного права.

Международные торговые сделки и их виды.Международная торговая сделка – договор или соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями.

На морском транспортеосновным документом является коносамент, но основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская .списка.Погрузочный ордер:наименование отправителя;наименование порта выгрузки;наименование получателя;наименование и сведения о грузе и его состоянии;информация о размере фрахта, подлежащем оплате грузополучате­лем.На железнодорожном транспорте накладная и ее копия-дубликат являются транспортными документами при внутренних и международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документальным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Во внутр сообщениях копию-дубликат называют "квитанцией в приеме груза".Транспортными документами являются "Дорожная ведомость" и 'Корешок дорожной ведомости".

На начало 2014 г. в качестве действительных членов в ФИАТА насчитывалось более 100 национальных ассоциаций и свыше 3100 индиви­дуальных членов.Членами ФИАТА могут быть:объединения (ассоциации) экспедиторов, представл экспедит сектор страны или региона; международ союзы и организации (групповые члены); экспедит предприятия или организации;лица, оказавшие ФИАТА или экспедиторской отрасли особые услуги. ФИАТА имеет консультативн статус в Экон и Соци совете ООН, в Экон комиссии ООН для Европы, в Конфер ООН по торгов и разв, в Комиссии ООН по торг праву, в Комиссии ООН при Экон и Соц совете для стран Азии и рег Тих океана.В общей сложности ФИАТА имеет связи и поддерживает отношения почти с тремя десятками международных и общественных организаций, представляющими транспортную, экспедиторскую, финансовую, таможенную и т.п. сферы деятельности.Основными направлениями деятельности ФИАТА являются:объед экспедиторов всех стран мира в единую организацию и представ­ление их интересов на мировом экспедиторском рынке; представление и защита интересов экспедиторов посредством участия в меж­дународных организациях, занимающихся поставками товаров, перевозками грузов и выполнением связанных с этим функций; ознакомление деловых кругов и широкой общественности с целями, задачами и ролью экспедиторской отрасли экономики в перемещении товаров мировой торговли; повышение качества экспедиторских услуг, в частности, путем разработки и внедрения в практику унифицированных экспедиторских документов, типовых экспедиторских условий; содействие профессиональной подготовке экспедиторских кадров.

Наиболее распространенным способом оформления международной торговой сделки является договор или контракт, заключаемый в виде единого документа, который подписывается участвующими сторонами сделки.

наименование грузоотправителя и грузополучателя;вес груза и количество ГМ;наименование организации, выдавшей сертификат;описание груза;условия хранения и перевозки груза.Сертификат на опасные грузы (certificate of dangerous goods) — это свидетельство транспортной организации о том, что ОГ объявлен правильно. Сертификат подтверждает, что:содержимое данной отправки полностью и правильно описано точным техническим наименованием;груз упакован с учетом свойств груза таким образом, что является безопасным в обычных условиях переработки и перевозки;груз отмаркирован и упакован в соответствии с требованиями в отношении ОГ.

Накладная вместе с дорожной ведомостью следуют с грузом до станции назначения, где накладную выдают грузополучателю.Дорожная ведомость - это внутренний документ железнодорожного транспорта. Он служит для контроля за правильностью начисления провозных платежей, для расчетов железных дорог между собой за перевозку груза, статисти-1еских целей и др.Квитанция в приеме груза к перевозке остается на станции отправления у грузоотправителя, корешок дорожной ведомости - на станции отправления.Бланки накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции в приеме груза к перевозке -"перевозочный документ", заполняется грузоотправителем (а чаще его экспедитором) под копировальную бумагу. Накладную подписывает грузоотправитель.Трансп-экспед обслуживания на жд транспорте зависит от:- скорости перевозки: грузовой, большой и пассажирской, которая выбирается грузоотправителем или определяется "Правилами перевозок грузов" (например, "большой" при перевозке скоропортящихся грузов в изотермических вагонах);- вида сообщений: местного - в пределах одной дороги, прямого - в пределах двух и более дорог; прямого железнодорожно-водного; прямого международного - перевозки с участием железных дорог двух и более государств по единому перевозочному документу ("Соглашение о международном грузовом сообщении -СМГС", в которое входят КНР, КНДР, МНР, Польша, Болгария, страны СНГ, Молдавия*; прямые международные сообщения с Финляндией, Ираном, Турцией, Австрией, Югославией);- количество груза, предъявляемого к перевозке: мелкой отправкой не болee 10 тонн и не более одного вагона; малотоннажной отправкой от 10 до 20 тонн груза, занимающего не более половины четырехосного вагона и отправляемого по одной накладной; повагонной отправкой, для которой требуется отдельный вагон; групповой отправкой из нескольких вагонов и маршрутной, для которой требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующей весовой норме маршрутного поезда;- особых условий перевозок грузов: насыпных, наливных, опасных, скоропортящихся, на открытом подвижном составе, тяжеловесных, громоздких и негабаритных, пассажирской скоростью, с объявленной ценностью, грузов, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному надзору .В практике зарубежной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Бернской конвенцией "ЦИМ" (""Котиф") по грузовым перевозкам. Основными сведениями, содержащимися в накладной являются: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках.Жд накладная выписывается грузоотправителем или же его экспедитором на имя грузополучателя. Перевозчик скрепляет договор перевозки, ставя штемпель на накладной и дубликате, который остается у грузоотправителя. Накладная же следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и др.На воздушном транспортегрузовая авианакладная или квитанция воз­душного сообщения (Airwaybill) является документом, который удостоверяет наличие договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком на дос­тавку грузов по воздушным линиям.Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех экземплярах и вру­чается перевозчику вместе с грузом. 1й экземпляр носит пометку "для пе­ревозчика" и подписывается грузоотправителем; 2й экземпляр носит по­метку "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с грузом; 3й экземпляр подписывается перевозчиком и возвраща­ется грузоотправителю после того, как груз к перевозке принят.В накладной указываются наим груза, наим аэропортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность груза, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и др.Авианакладная-доказательство заключения дого­вора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. По там закон ряда стран авианакладная исп в кач там декла, подробное описание груза.Текст авианакла на основе Вар­ша конв 1929 г.общ усл пер, кот прим к междунар и к внутр перевозкам.В соответствии с ИАТА в авиагрузовой накладной указывают:наим груза;наим аэропортов отпр и приб;объявленная ценность груза;сумма платежа за перевозку;прилагаемые к накладной документы;дата составления накладной и т.д.

Нац и межд организации, регулирующие деят-сть фирм, занимающихся транспортно-экспедиторским обслуживанием.ФИАТА - это неправительственная организация, представл транспортно-экспедиторскую сферу деят более чем 40 тысяч междунар экспедит и лог комп. Сфера деят ФИАТА распространяется на 150 стран мира.

Осн междунар согл-коносамента, Брюссельская конвенция (1924 г.). Брюссельским протоколом 1968 г. в эту Конвенцию - изменения. -уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз. Морские перевозки пассажиров и багажа регулируются Афинской конвенцией о морских перевозках пассажиров. Междунар морская организация (IМО) — International Maritime Organization осн 1958 г. согласно Конвенции, разработв 1948 г. на Морской конф ООН в Женеве (До 1982 г. наз Межправит морск консультат орган-й). IМО входит в число спец учреждений ООН.приняла свыше 40 конвенций в разл сферах (безоп на море, загрязнение моря и др.).Полный список конвенций IMO в отделе прессы и информации IМО в Лондоне. Некоторые конвенции (первая дата — год принятия конвенции,вторая — вступления в силу): 1) по вопросам безопасности: - Междунар конвенция об охране чел жизни на море (1974/1980, International Convention for the Safety of Life at Sea — SOLAS); - Междунар конвенция о грузовой марке (1966/1968, International Convention on Load Lines —LL);Конвенцияомеждународныхправилахпредупреждениястолкновенийсудовнаморе(1972/1977,ConventionontheInternationalRegulationsforPreventingCollisionsatSea —COLREG);- Международная конвенцияобезопасных контейнерах (1972/1977, International Convention for Safe Containers — CSC); - Конвенция о международной организации для спутниковой системы морской навигации (1976/1979, Convention on the International Maritime Satellite Organization — INMARSAT); - Международнаяконвенцияобезопасностирыболовныхсудов (1977, TorremolinosInternationalConventionfortheSafetyofFishingVessels - SVF); - Международная конвенция о поиске и спасании на море (1979/1985, International Convention on Maritime Search and Rescue — SAR); 2) по вопросам предотвращения загрязнения морей: - Международная конвенция о вмешательстве в открытом море при происшествиях, вызывающих загрязнение нефтью (1969/1975, InternationalConventionRelatingtoInterventionontheHighSeasinCasesofOilPollutionCasualties); - Конвенцияопредотвращениизагрязненияморясбросомотходовидругихматериалов(1972/1975,ConventiononthePreventionofMarinePollutionbyDumpingofWastesandOtherMatters — LDC); 3) повопросамответ: -Конвенцияогражданскойответственностиприморскихперевозкахрасщепляемыхматериалов (1971/1975, ConventionRelatingtoCivilLiabilityintheFieldofMaritimeCarriageofNuclearMaterial — NUCLEAR); - Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью (1969/1975, International Convention on Civil Liability for Oil Pollution Damage — CLC);

Основная форма правовых отношений в транспортной экспедиции – это дого­вор поручения. Сторонами его являются юридическое или физическое лицо в ка­честве доверителя (принципал) и юридическое или физическое лицо в качестве доверенного лица (агент). По договору поручения агент обязуется совершить от имени и за счет принципала определенные юридические действия в его интере­сах.

Понятие, организ-технол особенности и классификация мульт и интер перевозок гр.Мультимодальные – перевозка грузов по единому транспортному документу с использованием нескольких видов транспорта.Обычно к таким перевозкам относят грузоперевозки, осуществляемые одной транспортной компанией.Интермодальные – используется несколько видов транспортных документов, что соответственно влечет за собой распределение ответственности. Груз транспортируется через несколько мест назначения, как и при мультимодальных перевозках, - транспортировка осуществляется несколькими видами транспорта.

Порядок таможенного оформления.Любое таможенное оформление товаров начинается с прибытия груза или транспортного средства в зону контроля. Следующий шаг – это устное или письменное декларирование перевозимых товаров с предоставлением дополнительных документов, указанием в декларации необходимых сведений, кодов ТН ВЭД и т.д. Далее следует выбор процедуры, под которую подпадают конкретные позиции и цели импорта-экспорта. Другими словами, все основные мероприятия по оформлению груза на таможне осуществляются в рамках какой-либо процедуры.

Различают основные процедуры следующих типов:• таможенное оформление транзитных грузов;
• оформление экспортных товаров;• временный ввоз-вывоз;• растаможка грузов в рамках правил свободной экономической зоны;• беспошлинный выпуск товаров через границу;• выпуск для внутр рынка;• реимпорт, реэкспорт;• склад для врем хранения;• отчуждение незаконно перемещаемых объектов;• уничт конфиската;• оформл условного выпуска товара.

Правовое регулирование смешанных перевозок.Сквозной оборотный документ, распоряж грузом и котслед вместе с контейнером при его передаче с одного вида транспорта на другой. наличие оператора смешанной перевозки, принимна себя ответственность за орг процесса движения, за риск потери, порчи, хищения груза. В 1956 г. в процессе разраб проекта "Конвенции о договоре междунарй перевозки грузов" (КДПГ/ЦМР) был поднят вопрос об ответственности сторон договора при перевозке груза, размещенного на дорожном транспортном средстве, которое транспортируется другим видом транспорта, например морским. Согласно условиям КДПГ/ЦМР считается, что если в ходе смешанной перевозки груз не снимается с автотранспортного средства, то условие КДПГ продолжает действовать. Но если груз из автомобиля или с автотрейлера будет выгружен, а контейнер с шасси будет снят, то в этом случае автомобильный перевозчик несет ответственность по договору дорожной перевозки, подтвержденному международной автотранспортной накладной ЦМР, в соответствии с правилами и нормами, действующими на соответствующем виде транспорта. (ЦИМ/КОТИФ, СМГС - на железнодорожном; Гаагско-Висбийскими и Гамбургскими правилами - на морском; Варшавской конвенции 1929 г. - на воздушном)

Правоотношения при транспортно-экспедиционном обслуживании.Все субъекты ТЭО можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы:- государственные органы, являющиеся непосредственными, прямыми или косвенными субъектами ТЭО. Государству чаще всего принадлежат дороги, порты, склады, мосты и другие сооружения, имеющие значение для транспортирования груза. Государство, действуя в лице таможенных и пограничных органов, администраций, прямо участвует в транспортном процессе, регулирующим и контролирующим органом, формирующим правовую основу для транспортно-экспедиционной деятельности;- потребители транспортных услуг – лица, заинтересованные в осуществлении перевозки (производители продукции и ее покупатели, посредники)- организации, оказывающие услуги в процессе доставки груза.

Наши рекомендации