Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы»

Вариант №1

1. Раствор 39,2 г хлорида щелочного металла в 2 кг воды (α=70%) затвердевает при -1,60С. Найти моляльность раствора.

2. Составьте уравнение гидролиза карбоната железа (III). В ответе укажите число молей газа, образующегося в соответствии с уравнением реакции.

3. Чему равно рН раствора едкого натра при концентрации его равным 1М?

Вариант №2

1. Найдите массу хлорида натрия, который растворим в 1,5 л воды, если полученный раствор (α=72%) затвердевает при -1,530С.

2. Составьте полное и сокращенное уравнение гидролиза хлорида железа (III). Какова сумма коэффициентов в этом уравнении?

3. Рассчитайте значение рН сантимолярного раствора хлорноватистой кислоты (Кɡ=10-8).

Вариант №3

1. Рассчитайте степень электролитической диссоциации сульфата магния в его сантимоляльном растворе, затвердевающем при -0,0340С.

2. Чему равен изотонический коэффициент Вант-Гоффа для децимоляльного раствора хлорида алюминия, если степень диссоциации равна 71%?

3. Определите, чему равно значение рН раствора, содержащего 3,65 г/л хлороводорода?

Вариант №4

1. При растворении в воде 5,6 л хлороводорода (н.у.) выделилось 19 кДж теплоты. Определить энтальпию растворения НСl.

2. Чему равна степень диссоциации хлорида кальция в его одномоляльном растворе, температура кристаллизации которого равна -4,460С?

3. Вычислите молярную концентрацию гидроксидионов в растворе соляной кислоты с рН=4,0.

Вариант №5

1. Определите температурный коэффициент скорости реакции, если при изменении температуры на 400С скорость её возрастает в 16 раз.

2. Рассчитайте растворимость соединения СаF2, если ПРСаF2=4•10-11.

3. Рассчитайте температуру кипения Ткип и температуру затвердения (или замерзания) Тз 15%-го водного раствора глицерина С3Н8О3.

Вариант №6

1. Определите температурный коэффициент скорости реакции, если при изменении температуры на 400С скорость ее увеличится в 81 раз.

2. Сколько граммов воды содержится в 100 мл насыщенного раствора соли с массовой долей 16% и плотности ρ=1,17 г/см2.

3. Раствор 3,54 г щелочноземельного металла в 4 кг воды (α=85%) затвердевает при - 0,040С. Определить, что за металл?

Вариант №7

1. Определите численное значение константы равновесия приведенной ниже реакции, если даны равновесные концентрации: [O2]= 2 моль/л, [SO4]=4 моль/л

4FeS(T)+7O2(Г) ↔ 2Fe2O3(T)+4SO2(Г)

2. Определите, чему равна степень диссоциации азотистой кислоты в её 0,05 М раствора (Кɡ=5•10-4).

3. Сколько атомов содержится в молекуле парообразного иода, если его плотность по кислороду 7,9?

Вариант №8

1. Определите нормальность 76,6%-го водного раствора серной кислоты с плотностью 1,6 г/мл.

2.Определите значение рН сантинормального нитрата натрия NaNO2 (Kкисл=4•10-4), если степень гидролиза h=0,01%.

3. Рассчитайте значение рН децимолярного раствора гидрата аммиака NH3•H2O (Кɡ=10-5).

Вариант №9

1. На нейтрализацию 100 мл, содержащего в 1 л 56 г щелочи, израсходовано 50 мл 2н раствора кислоты. Определить эквивалентную массу щелочи.

2. Некоторая масса металла вытесняет из кислоты 1,4 л водорода (н.у). Эта же масса металла вытесняет 12,95 г свинца из раствора соли. Определить эквиваленты свинца.

3. Чему равен рН 3М раствора гидроксида натрия.

Вариант №10

1. Рассчитайте при какой концентрации циановодородной кислоты степень ее диссоциации равна 0,1% (Кɡ=5•10-5).

2. В каком количестве воды (г) надо растворить 0,5 г неэлектролита с молярной массой 32 г, чтобы получить раствор с температурой затвердения -1,450С?

3. В воде растворили 11,2 г гидроксида калия, объем раствора довели до 257 мл. Определить молярную концентрацию раствора.

Вариант №11

1. Раствор 60 г неэлектролита в 2000 г воды затвердевает при температуре -1,860С. Какова молекулярная масса растворенного вещества.

2. Растворимость хлорида натрия при 250С равна 36 г в 100 г раствора. Определить массовую долю соли в насыщенном растворе при этой температуре.

3. Имеется 30%-ный раствор азотной кислоты (плотность 1,2 г/мл). Какова молярная концентрация этого раствора?

Вариант №12

1. Раствор 80 г неэлектролита в 2000 г воды затвердевает при температуре -1,860С. Какова молекулярная масса растворенного вещества.

2. Найдите, чему равна константа бромноватистой кислоты НВrО3, если в её 0,002М растворе α=0,1%.

3. К раствору серной кислоты объемом 250 мл (массовая доля Н2SO4 12%, плотность 1,08 г/мл) прилили воду массой 120 г. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе.

Вариант №13

1. Рассчитайте молярную концентрацию сульфата железа (III), если концентрация ионов Fe3+ в растворе составляет 1,8 моль/л, а степень диссоциации

α=60%.

2. В каком объеме воды (л) растворено 70 г неэлектролита с молярной массой 70 г/моль, если раствор затвердевает при температуре -1,860С?

3. Чему равна степень диссоциации ортофосфата натрия в его сантимолярном растворе, температура которого равна 100,0120С?

Вариант №14

1. Определить молярную концентрацию гидроксида калия, если рН этого раствора равно 8, а степень диссоциации α=1.

2. Растворимость бромида свинца РвВr2 при 180С равна 2,7•10-2моль/л. Вычислить произведение растворимости этой силы.

3. К 2 М раствору хлорида калия объёмом 40 мл (плотность 1,09 г/мл) прилили воду массой 200 г. Определить молярную концентрацию полученного раствора и массовую долю КCl в нем. Плотность полученного раствора равна 1,015 г/мл.

Вариант №15

1. Определите моляльность водного раствора неэлектролита, кипящего при той же температуре, что и раствор 8,6 г другого неэлектролита (Мr=344) в 250 мл Н2О.

2. Вычислите константу диссоциации уксусной кислоты СН3СООН, зная, что в 0,1М растворе она диссоциирована на 1,32%.

3. Произведение растворимости SrSO4 при 250С равно 2,8•1-7. Вычислить растворимость SrSO4 в воде в моль/л.

Контрольная работа №3

«Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

Признаки ДНК РНК
Местонахождение в клетке    
Местонахождение в ядре    
Строение макромолекул    
Мономер    
Состав нуклеотида    
Свойства    
Функции    

Запомнить:

1. длина 1 нуклеотида = 3,4 А0;

2. размер 1 гена = длине нуклеотида × n (количество нуклеотидов);

3. количество нуклеотидов = количеству аминокислот × 3;

4. масса 1 гена = количеству нуклеотидов × 1 массу нуклеотида;

5. молекулярная масса 1 нуклеотида = 300;

6. молекулярная масса 1 аминокислоты = 110;

7. соотношение нуклеотида в молекуле ДНК, согласно правилу Чаргаффа = А+Г/Т+Ц=1.

Вариант №1

1. Какие органические соединения входят в ДНК и РНК?

2. Сколько существует структур белковой молекулы?

3. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?

4. Какого вида РНК не существует?

5. Какая наука изучает клетку?

6. Что не входит в состав клеточных организмов? Сколько нуклеотидов входит в состав РНК?

Вариант №2

1. Неклеточная форма жизни?

2. Во сколько этапов осуществляется деление клетки?

3. Во время какой стадии митоза дочерние хромосомы расходятся к разным полюсам клетки?

4. На какой стадии деления в ядре образуется ядрышко?

5. Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки?

6. Сколько времени в целом занимает процесс митоза?

7. Как называется оплодотворенная клетка?

Вариант №3

1. В чем сходство между нуклеотидами ДНК и РНК?

2. Какую из функций выполняет и-РНК?

3. В чем различие между нуклеотидами ДНК и РНК?

4. Какие углевода входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК?

5. Какие ученые предложили и доказали, что молекула ДНК – двойная спираль?

6. Какую роль выполняют ДНК и РНК?

7. Что входит в состав хромосом?

Вариант №4

1. Где в клетке находятся нуклеиновые кислоты?

2. Определить: 1) какова длина первичной и-РНК? 2) какова длина матричной РНК? 3) сколько аминокислот входит в состав синтезируемого полипептида?

3. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определить: 1)сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК? 2) какова длина ДНК?

4. Назовите мономеры ДНК и РНК.

5. Из каких остатков трех веществ состоит мономер РНК?

6. Каковы функции и-РНК?

7. Какие две нуклеотидные цепи объединяются в одну молекулу ДНК водородными связями?

Контрольная работа №4

«Биосфера». Экологические проблемы и их решение»

Вариант №1

1. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?

2. Из чего состоят абиотические и биотические части биосферы как глобальной экосистемы?

3. Какие компоненты биосферы выделил В.И. Вернадский?

4. Основные характеристики атмосферы. Классификация выбросов в атмосферу.

5. Характеристика гидросферы Земли. Классификация сточных вод промышленных предприятий.

6. Механическая очистка сточных вод.

7. Биологическая очистка сточных вод.

Вариант №2

1. Что понимал В.И. Вернадский под живым веществом и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?

2. Чем обусловлена целостность биосфер. Сформулируйте и поясните закон целостности биосферы.

3. Механизм образования смога и его воздействие на биосферу.

4. Механизм образования кислотных дождей и их воздействие на биосферу.

5. Что такое загрязнение, виды загрязнения.

6. Классификация загрязнителей.

7. Назовите причины, последствия и пути предотвращения разрушения озонового слоя.

Вариант №3

1. Какие абиотические части природы входят в биосферу. Укажите ее границы.

2. Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими?

3. Выброс какого газа в атмосферу вызывает парниковый эффект в биосфере?

4. Озоновый слой атмосферы Земли и его значение для биосферы.

5. Дайте понятие экологического кризиса.

6. Какие необходимы условия устойчивого развития биосферы?

7. Выброс каких оксидов в атмосферу вызывают кислотные дожди?

Вариант №4

1. Из каких частей состоит биохимический круговорот веществ?

2. В чем состоит значение биологического разнообразия живой природы?

3. По В.И. Вернадскому, кому принадлежит ведущая роль в создании ноосферы?

4. Причины, последствия и пути решения проблемы отходов производства и потребления.

5. Что понимают под стратегией устойчивого развития?

6. Очистка газовых выбросов (схема циклона и схема вертикального адсорбера).

7. Литосфера и нё роль в биосфере.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тексты лекций

Лекция 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ

1. Система отсчета. Материальная точка.

2. Траектория. Виды поступательных движений. Скорость.

3. Равномерное движение. Графики пути и скорости этого движения.

4. Переменное прямолинейное движение. Равномерно переменное прямолинейное движение.

5. Равномерно ускоренное прямолинейное движение.

6. Равномерно замедленное прямолинейное движение.

1. Все механические движения относительные. Изучение любого движения необходимо начинать с установления тех тел, которые в данном условии задачи целесообразно принять за неподвижные и относительно которых будет рассматриваться движение. Эти тела и составляют так называемую систему отсчета, поэтому будем связывать систему отсчета с Землей или с какими – либо телами, неподвижными относительно Земли.

Если движение осуществляется в плоскости, за систему отсчета удобно принять две взаимно перпендикулярные прямые ОХ и ОУ, лежащие в той же плоскости, в которой движется тело.

ОУ

у (В) В (х11)

у (А) А(х,у)

х ОХ

0 х(А) х(В)

В случае, когда размеры столь малы по сравнению с расстоянием между ними, тела можно заменить материальными точками.

Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данной задаче, причем всю массу тела считают сосредоточенной в этой точке.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Линия, которую описывает в пространстве движущаяся материальная точка, называется траекторией движения этой точки.

Траекторию трассирующих пуль рисует их светящийся след.

Длина траектории, описанной материальной точкой за некоторый промежуток времени , называется путем, пройденным точкой за это время.

Путь, как всякая длина - скалярная величина и обозначается буквой Ѕ.

Перемещением Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru называют вектор, пройденный из начального положения движущейся точки в ее положение в настоящий момент времени.

Единица измерения пути и перемещения - м в СИ.

Вектор перемещения, вообще говоря, не совпадает с траекторией движения точки.

Если, например, траектория точки представляет собой полуокружность радиусом R, то Ѕ = Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru ,а перемещение равно двум радиусам, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = 2 Rи направлено по диаметру. Ѕ

R

Д = 2 R

А В

0 Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Если Ѕ = 2 Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , то Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = 0.

В случае прямолинейного движения точки ее путь и перемещение численно равны Ѕ = Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru .

В зависимости от того, по каким траекториям движутся отдельные точки тела, движение его может быть поступательным или вращательным.

Поступательным называется движение тела, при котором все точки тела описывают параллельные траектории равной длины.

Любая прямая, проведенная в теле, остается при его поступательном движении параллельной самой себе.

Поступательные движения разделяются по форме своей траектории на

прямолинейные и криволинейные.

Независимо от формы траектории движения разделяются на равномерные и неравномерные.

Равномерное движение - движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути.

Неравномерное движение - движение, при котором тело за равные промежутки времени, проходит разные пути.

Для характеристики движения служит векторная величина, называемая скоростью. Скорость обозначают Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru . Единица измерения скорости в СИ - м/с.

В случае прямолинейного движения направление скорости совпадает с направлением пути.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

А Ѕ В

При криволинейном движении скорость в каждый момент времени направлена по касательной к траектории.

В Числовое значение скорости

(v ) равномерного движения

А С равно отношению пути (Ѕ )

к тому промежутку времени ( t ), в течение которого этот путь пройден:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

в векторной форме эту формулу нельзя записывать:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru При равномерном движении числовое значение скорости во все время движения остается постоянным Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru т.е. при равномерном движении пройденный путь прямо пропорционален времени движения: S = vt ( Уравнение справедливо для любого поступательного равномерного движения - прямолинейного и криволинейного).

Графики, которыми часто пользуются в физике, наглядно изображают зависимость одной физической величины от другой.

Рассмотрим графики зависимости пути ( а ) и скорости ( б) от времени при равномерном прямолинейном движении.

а) Ѕ, м В Ѕ = v * t, v = const.

А (Угол наклона прямой зависит

от скорости v. Чем больше v,

тем круче поднимается график ОА)

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

0 t, с

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

б) V (м/с)

V = const

t, c

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru . Скорость переменного прямолинейного движения сохраняет свое направление, но величина ее меняется. В этом случае вводят понятие средней скорости.

Средней скоростью ( V ) движения на данном участке пути называется скорость такого равномерного движения, при котором тело прошло бы этот участок за такой же промежуток времени, как и при данном неравномерном движении, т.е.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Данной формулой при определении Ѕ ( если известны Vср. и t ), или при определении t ( если известны Vср. и Ѕ ) следует пользоваться только для всего участка пути, для которого дана величина Vср. , т.к. для любой его части Vср. может отличаться от Vср. на всем пути.

Скорость любого переменного движения в данной точке пути называется мгновенной скоростью и определяется как предел, к которому стремится отношение малого перемещения Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru к промежутку времени Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru за который перемещение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru пройдено, при условии, что Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Скорость прямолинейного переменного движения может изменяться очень быстро. Поэтому для характеристики изменения скорости вводят понятие ускорения.

Ускорением называется векторная физическая величина, численно равная изменению скорости в единицу времени.

Ускорение, определяемое за некоторый конечный промежуток времени, называется средним ускорением.

Среднее ускорение измеряется отношением изменения скорости к тому промежутку времени, за которое это изменение произошло.

Ускорение обозначается буквой « Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru ».

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Единица измерения ускорения в СИ - м/с2 .

Ускорение переменного движения в данной точке пути называется мгновенным ускорением и определяется как предел, к которому стремится отношение изменения скорости Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru к промежутку времени Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , в течение которого это изменение произошло, если Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Наиболее простым переменным движением является равномерно переменное прямолинейное движение, происходящее с Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Как и всякое движение, оно может быть ускоренным и замедленным.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru при равномерно ускоренном прямолинейном движении постоянно и равно Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , т.е.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

отсюда Vмгн. в момент времени t равна Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Так как Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru с течением времени меняется равномерно, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru за некоторый промежуток времени равна

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Тогда Ѕ = Vср. * t, но Vt = V0 + Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , поэтому

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Заменив в последней формуле время

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

находим:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

В частном случае, когда Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

При равномерно ускоренном прямолинейномдвижении без начальной скорости пути Ѕ

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru пройденное за разные промежутки времени, относятся, как квадраты промежутков времени , за которые они пройдены ( Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Путь, пройденный при равномерно ускоренном движении при Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

1-ю секунду, численно равен половине ускорения.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Равномерно ускоренное движение с Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru графически будет выглядеть так:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

1 2

(график 1) Ѕ,м

t , с

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

V0

0 t, с Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru 2

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

t , с

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Равномерно замедленное прямолинейное движение отличается от равномерно ускоренного лишь отрицательным значением, т.е. Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Лекция 2. ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ

Вопросы:

1. Основные сведения

2. Законы Ньютона. Масса и сила.

3. Закон сохранения импульса

4. Силы в механике.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru . Динамика - раздел механики, в котором рассматривается влияние взаимодействия между телами на их движение. Основная задача динамики состоит в определении положения тела в произвольный момент времени по известным начальному положению тела, начальной скорости и силам, действующим на тело.

Движение и его причины выглядят по-разному, если рассматривать их относительно разных систем отсчета. Относительно некоторых систем отсчета тела могут изменять скорость только при действии на них других тел. Это так называемые инерциальные системыотсчета (ИСО), в которых свободное тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.

Под свободным подразумевается такое тело, на которое не действуют никакие другие тела, или действие других тел полностью скомпенсировано.

Обобщив результаты изучения движения тел при « max» уменьшении сил трения, Галилей сформулировал принцип инерции. «Если на тело не действуют внешние силы, то оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения».

Однако, эквивалентность и взаимозаменяемость состояния покоя и равномерного прямолинейного движения возможны лишь в инерциальных системах отсчета, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно относительно друг друга.

Координаты тела в различных инерциальных системах отсчета Х и Х' связывают преобразование Галилея соотношением:

х' = х - νt, где х – неподвижная система отсчета; х' – движущаяся система отсчета.

Разделив обе части на время t, получим закон сложения скоростей:

νх = νх' + ν, где νх – скорость тела относительно неподвижной системы отсчета.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru . Основные законы динамики были сформулированы в 80-х годах ХV‌‌‌‌‌II в. И.Ньютоном и представляют собой обобщение результатов многовекового человеческого опыта. Приведем современные формулировки трех законов Ньютона.

«Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит ее (его) изменить это состояние» - первый закон Ньютона (закон инерции).

Из первого закона Ньютона следует, что тело может двигаться как при наличии, так и при отсутствии внешнего воздействия.

При воздействии на движущееся тело других тел его скорость может изменяться не только по модулю, но и по направлению.

Направление внешнего воздействия может не совпадать с направлением скорости тела.

Чем больше сила Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , тем больше изменение скорости Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , т.е. можно предположить, что Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , так как изменение скорости в единицу времени определяет ускорение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru то Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru следовательно, ускорение тела пропорционально силе, действующей на тело: Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Сила - векторная физическая величина, являющаяся мерой механического воздействия на тело со стороны других тел, в результате которого тело приобретает ускорение или изменяет форму и размеры. Сила является количественной формой взаимодействия.

Коэффициент между силой Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru и ускорением Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru является величиной постоянной, независящей от модуля и направления силы и характеризует собственное свойство тела, называемого массой. Масса есть мера инертности.

Инертность - физическое свойство, заключающееся в том, что любое тело оказывает сопротивление изменению его скорости, как по модулю, так и по направлению.

Масса тела определяется путем сравнения с массой некоторого произвольно выбранного эталонного тела. По Международному соглашению, таким эталоном является платино – иридиевый цилиндр, хранящийся в Париже и называемый килограммом ( кг); эта масса принята за единицу массы - 1 кг. Тысячная доля килограмма называется граммом (г). С высокой степенью точности масса 1 см3 дистиллированной воды при 40 С равна 1 г.

Масса - количественная мера инертности. Чем больше сила, действующая на тело определенной массы, тем большее ускорение оно приобретает.

Ускорение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , приобретаемое телом под действием силы Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru направлено также, как сила, пропорционально силе и обратно пропорционально массе m тела (второй закон Ньютона):

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Единица силы определяется по формуле:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = 1 Н

1Н - сила, которая сообщает массе в 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы. Если на тело массой m действует сила Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru то она вызывает его движение с ускорением Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru тогда

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Под действием силы Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru тело приобретает ускорение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru .

Одновременное действие двух сил Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru + Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru или

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Если действуют n си Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru определяется суммарной (равнодействующей ) силой:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Результирующая ( равнодействующая) сила, действующая на частицу со стороны других тел, равна векторной сумме сил, с которыми каждое из этих тел действует на частицу - принцип суперпозиции сил.

Сформулируем второй закон Ньютона.

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально векторной сумме всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Второй закон Ньютона удобно записать:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Согласно второму закону Ньютона, сила, действующая на первое тело со стороны второго, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru аналогично, сила, действующая на второе тело со стороны первого, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru = m Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Третий закон Ньютона - силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю, противоположны по направлению и действуют вдоль прямой, соединяющей эти тела:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Сам Ньютон закон сформулировал так: «Любому действию всегда препятствует равное и противоположное противодействие».

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Пользуясь математическим выражением второго закона Ньютона, можно определять значения движущей силы, массы и ускорения тела для данного момента времени.

Но зачастую бывает необходимо определять эти характеристики для любого наперед заданного момента времени ( будущего или прошедшего). Для такого рода расчетов применяется закон изменения импульса.

Пусть в течение некоторого промежутка времени t на тело с массой m, двигавшееся ранее со скоростью Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , подействовала постоянная сила Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Сила сообщает телу постоянное ускорение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , в связи с чем к концу промежутка времени тело приобретает скорость Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru . Тогда, согласно второму закону Ньютона

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

где произведение массы на его скорость называется импульсом (количеством движения тела), а произведение движущей силы на время ее действия - импульсом силы ( Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Импульс постоянной силы, действующей на тело, равен изменению импульса тела [закон изменения импульса ].

Этот закон позволяет определять конечную скорость движения тела по его начальной скорости и импульсу движущей силы.

Для применения закон изменения импульса к случаю действия переменной силы, необходимо обобщить понятие импульса силы на любой промежуток времени. С этой целью разобьем промежуток времени t на n столь малых промежутков ( Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru что силу, действующую в течение каждого из них, можно считать постоянной и соответственно равной Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru , Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Тогда для каждого промежутка времени

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

……………………….

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Складывая равенство, получим

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Сумма в левой части равенства называется полным импульсом переменной силы. Следовательно, полный импульс переменной силы, действующей на тело, равен изменению импульса тела.

Пусть для наглядности это будут упругие шары, беспорядочно движущиеся в некоторой части пространства. Сталкиваясь друг с другом, тела изменяют свой импульс. Рассматривая взаимодействие тел в течение небольшого промежутка времени Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru и, применяя к каждому из тел закон изменения импульса, запишем:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

……………………..

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

где Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru результирующая всех сил, действующих на Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru тело, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru - масса i-го тела, Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru - его скорости в начале и в конце промежутка времени Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Складывая эти равенства почленно, получим:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Левая часть равенства представляет собой произведение Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru на геометрическую сумму всех сил, действующих на тела изолированной системы. Силы это – внутренние; внешние силы на изолированную систему не действуют. Так как, по третьему закону Ньютона, каждой силе соответствует равная по модулю противодействующая сила, то при сложении все эти силы взаимно уничтожаются, и левая, а следовательно, и

правая части вышеуказанного равенства обратятся в нуль. Тогда

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

Это означает, что сумма импульсов всех тел не изменяется со временем:

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru

В изолированной системе сумма импульсов всех тел есть величина постоянная [закон сохранения количества движения ( импульса)].

Закон сохранения импульса применим не только к механическим, но и ко всяким изолированным системам.

Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru движения тела в каждом конкретном случае, необходимо знать законы действующих на тело сил, т.е. зависимость сил от различных величин.

Сила тяготения (гравитационные силы) - это силы притяжения, которые подчиняются закону всемирного тяготения .

Сила тяжести - гравитационная сила, с которой тело притягивается Землей.

Под действием силы тяжести к Земле все тела в данном месте земного шара падают с одинаковым ускорением g. Тогда на основании второго закона Ньютона можно утверждать, что это ускорение называется силой тяжести: P = mg.

Вес - сила, с которой тело, притягиваясь к Земле, действует на опору или натягивает нить подвеса.

Сила тяжести равна весу, когда ускорение тела относительно Земли равно нулю, т.е., когда тело относительно Земли неподвижно или движется

с ν = const. В противном случае Р = m (g – Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru Контрольная работа №2 по химии на тему «Растворы» - student2.ru тела с опорой относительно Земли. При свободном падении тела вес тела равен 0, т.е. оно находится в состоянии невесомости.

Сила упругости возникает в результате взаимодействия, сопровождающегося их их деформацией.

Упругая ( квазиупругая) сила пропорциональна смещению частицы из положения равновесия и направлена к положению равновесия.

Изучая движение небесных тел и падение тел в земных условиях, Ньютон установил, что материальные точки притягиваются друг к другу с сил

Наши рекомендации