Лекции по экологии для бакалавров
ЛЕКЦИИ ПО ЭКОЛОГИИ для бакалавров
Содержание:
1. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. Общие принципы политики в области охраны окружающей
среды3
1.2. Требования в области охраны окружающей среды
при эксплуатации предприятия3
1.2.1. Требования по охране атмосферного воздуха6
1.2.2. Требования по охране водных ресурсов7
1.2.3. Требования по охране окружающей среды от загрязнения
отходами8
1.3 . Ответственность за правонарушения в области охраны
окружающей среды9
1.4. Планирование работы по охране окружающей среды9
2. Проект нормативов предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу(ПДВ) 11
3. Основы водного законодательства 15
3.1. Водопользование предприятий 15
3.2. Порядок использования водных объектов 17
3.3. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и
микроорганизмов в водные объекты для водопользователей 20
3.4. Порядок разработки нормативов допустимых сбросов
веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС) 25
3.4.1. Формирование лимитов водопотребления и водоотведения 26
4. Регулирование деятельности предприятия по обращению с отходами
4.1. Общие правовые принципы 31
4.2. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду
(ПНООЛР) 43
5. ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 48
6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ52
6.1. Организация производственного экологического контроля 53
7. Природоохранная документация на предприятии57
8. Список литературы для самоподготовки:61
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Общие принципы политики в области охраны окружающей
Среды
Политикагосударства в области охраны окружающей среды направлена на сохранение и улучшение состояния природы и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности страны. В России цели и задачи экологической политики на долгосрочный период определены «Экологической доктриной Российской Федерации», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами, различными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В соответствии с доктриной государственная экологическая политика России базируется на следующих основных принципах:
- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Требования в области охраны окружающей среды
Требования по охране атмосферного воздуха
Согласно требованиям федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться соблюдение установленных нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, и санитарно-гигиеническими нормами и правилами. В соответствии с вышеуказанным предприятия, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- регулярно вести учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и улавливания выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух:
- своевременно вывозить отходы, загрязняющие атмосферный воздух с соответствующей территории предприятий на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также для передачи на другие предприятия, использующие такие отходы в качестве вторичного сырья;
- немедленно установленным порядком передавать в государственные органы надзора и контроля информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и окружающей среде.
Требования по охране водных ресурсов
В процессе эксплуатации производственный (хозяйственный) объект потребляет определенное количество чистой воды, образуя сточные воды, которые сбрасываются в поверхностные водные объекты: реки, моря, озёра и др., что приводит к загрязнению окружающей среды. В общем случае, источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды. К указанным источникам загрязнения также относятся поверхностный сток промышленных площадок, фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений, аварийные сбросы и проливы сточных вод на промышленных объектах, осадки, содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов, выпадающие на поверхность водных объектов.
При эксплуатации производственных, хозяйственных и других объектов, в целях предотвращения загрязнения поверхностных водоемов и подземных вод, в соответствии с федеральным законом «Водным Кодексом Российской Федерации» от 03.06.2006г. №74-ФЗ запрещается:
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
- производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.
Требования по охране окружающей среды от загрязнения
Отходами
При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы сбора и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства и потребления. Отходы требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. Согласно требованиям федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с деятельностью по обращению с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, немедленно информировать об этом государственные территориальные экологические специализированные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лица, которые допущены к деятельности по обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекулътивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда нанесенного окружающей среде, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, могут предъявляться в течение двадцати лет.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий. Выполнение предписаний об ограничении или о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности являются обязательными для исполнения.
Ответственность за принятие решений по деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) лицо им назначенное инженер-эколог (инженер по охране окружающей среды).
Планирование работы по охране окружающей среды
Целью планирования работы по охране природы является организация таких производственных процессов во всех структурных подразделениях, которые обеспечат благоприятные экологические условия для жизни и отдыха населения, удовлетворяющие требованиям законодательных актов по охране окружающей среды.
План природоохранных мероприятий включает в себя:
- наименование мероприятия;
- место выполнения мероприятия;
- срок выполнения;
- источник финансирования;
- планируемые финансовые затраты по кварталам;
- достигаемый экологический и экономический эффект.
В годовые планы, прежде всего, включаются первоочередные мероприятия, направленные:
- на обеспечение экологической безопасности производственных
объектов;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду структурных подразделений железнодорожного транспорта (уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязненных промышленных и ливневых вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязнения почв, уменьшение количества образования и временного размещения на территории предприятия отходов производства, увеличение объемов их повторного использования);
- на снижение непроизводительных расходов, связанных с отсутствием или несвоевременной разработкой разрешительных природоохранных нормативных документов (томов ПДВ, НДС, ПНООЛР).
Планы природоохранных мероприятий утверждаются руководителями структурных подразделений и берутся ими на контроль.
С целью выполнения мероприятий, необходимость в которых возникает в ходе повседневной работы (обеспечение выполнения приказов, постановлений, предписаний, указаний, разработанных по результатам проведения проверок контролирующими государственными и вышестоящими организациями) необходимо в минимально короткий срок разработать оперативные планы природоохранных мероприятий с утверждением руководителем структурного подразделения и последующим согласованием в территориальной инспекции Росприроднадзора.
Контрольные вопросы
1. Какие техногенные воздействия оказывают предприятия на окружающую среду?
2. Как характеризуется природоохранная деятельностьпредприятия?
3. Как осуществляется планирование по природохозяйственной деятельности на предприятии?
4. Какие права имеет инженер по охране окружающей среды?
5. Какие обязанности должен выполнять инженер по охране окружающей среды?
6. Какие документы относятся к охране атмосферного воздуха?
7. Какие документы относятся к охране водных объектов?
8. Какие документы относятся к обращению с отходами производства и потребления?
9. Какие документы по охране окружающей среды относятся к отчетной документации?
10. Какие документы по охране атмосферного воздуха относятся к технической документации?
Водопользование предприятий
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.
Право пользования водными объектами для удовлетворения потребностей предоставляется в равной степени юридическим и физическим лицам. Исходя из условий предоставления в пользование водных объектов, водопользование подразделяется на: совместное и обособленное водопользование.
По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты, без возврата воды в водные объекты и без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности страны. Вместе с тем экономика страны требует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также в различных отраслях народного хозяйства.
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многофункциональное хозяйство, включающее разнообразные структурные подразделения и службы. В большинстве производственных процессов, осуществляемых на железнодорожных предприятиях, используется вода.
В локомотивных и вагонных депо, где производится ремонт и обслуживание локомотивов, вагонов и МВС, вода используется в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке перед ремонтом колесных пар, тележек, подшипников, других узлов и деталей, промывке и заправке аккумуляторов, регенерации фильтров, для мытья смотровых канав, стирки спецодежды, гальванических цехах и участках, для хозяйственно-питьевых нужд.
На пунктах подготовки грузовых вагонов вода применяется для наружной обмывки и внутренней промывки вагонов из-под различных грузов (минеральные удобрения, химикаты, строительные материалы, комбикорма, зерно), для нужд разных вспомогательных подразделений.
Промывочно-пропарочные станции осуществляют комплексную подготовку цистерн к наливу нефтепродуктов, а также выполняют их текущий ремонт. Здесь производится промывка и пропарка цистерн из-под нефти, мазута, дизельного топлива, смазочных масел, керосина, бензина и других нефтепродуктов, а также обмывка эстакад и лотков – используется вода.
На шпалопропиточных заводах, где производится сушка и пропитка деревянных шпал антисептиками, для чего используются пропиточные масла вода применяется при пропарке шпал, работе различных механизмов, обмывке оборудования и производственных помещений, для охлаждения компрессоров и др.
Наибольшее потребление воды на железных дорогах на производственные нужды приходится на хозяйства: гражданских сооружений и тепловодоснабжения, локомотивное, вагонное и пути, на которые приходится 76,5 % от всего потребления.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности. Неоспоримым является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на их сохранение и восстановление.
РАСЧЕТТаблица 3.1
Общие правовые принципы
Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.
В соответствии с ГОСТ 30772 20111 отходы — это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе — потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления. Вопросы обращения с отходами регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами.
Отходы производства — это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью пли частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.
Отходы производства и потребления требуют для складирования значительных площадей, они загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством
В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы возникновения аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области обращения с отходами (п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2005г. N 199-ФЗ).
В области государственного управления обращения с отходами действует Государственный кадастр отходов.
Понятие о государственном кадастре отходов, а также требование о необходимости его ведения по единой для Российской Федерации системе в порядке, определенном Правительством РФ, закреплено ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Государственный кадастр отходов состоит из:
- Федерального классификационного каталога отходов (ФККО);
- Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО);
- Банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (банк данных).
Порядок ведения государственного кадастра отходов установлен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственною кадастра отходов и паспортизации опасных отходов». Основными задачами создания и ведения Кадастра являются:
- обеспечение взаимодействия между природопользователями,осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, и органами управления;
- обеспечение органов управления полной и достоверной информацией об отходах, образующихся на территории Российской Федерации, объектах размещения отходов, эксплуатирующихся в России, а также о существующих технологиях использования и обезвреживания отходов;
- обеспечение природопользователей и всех заинтересованных сторон достоверной информацией о видах отходов, об объектах размещения отходов, эксплуатирующихся в России (из ГРОРО), о существующих технологиях использованиям обезвреживания отходов (из банка данных), что позволит производителям отходов подобрать наиболее экономически целесообразный способ размещения отходов а не их захоронению;
1. Установление связи между производителями отходов и их потенциальны-ми переработчиками (посредством информационных ресурсов банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов) с целью создания рынка отходов, обладающих ресурсной ценностью, и продукции, произведенной в результате использования отходов.
2. Данные информационных ресурсов Кадастра, полученные заинтересованными сторонами в установленном порядке, являются связующим звеном в единой системе государственного регулирования экологически безопасного обращения с отходами и могут быть использованы для создания производной информации, разработки новых нормативно-правовых документов по совершенствованию системы государственного управления отходами.
3. Государственный реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированную информацию об объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.), существующих и эксплуатирующихся на территории Российской Федерации.
4. Согласно статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
- создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
5. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль их состояния и воздействия на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- запрещается захоронение отходов па территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
7. Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в настоящее время ведется согласно приказу МПР России от 11.09.2003 г. № 829 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов». Приказ был принят во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и в целях ведения государственного кадастра отходов в части государственного реестра объектов размещения отходов (за исключением вопросов, касающихся обращения с бытовыми отходами).
8. Территориальные органы МПР России:
- ведут ГРОРО на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации на основании информации об условиях и конкретных объектах размещения отходов;
- ежегодно представляют (до 20 декабря текущего года) в Управление нормирования в области охраны окружающей среды МПР России данные по изменениям ГРОРО на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Управление нормирования в области охраны окружающей среды МПР России обеспечивает:
- ведение ГРОРО на федеральном уровне;
- организацию работ и методическое сопровождение ведения ГРОРО по субъектам РФ;
- контроль данных, представляемых территориальными органами МПР России по субъектам РФ;
- периодическую публикацию ГРОРО на федеральном уровне, в том числе в глобальной информационной сети Интернет.
Для каждого объекта размещения отходов составляется карта – характеристика объекта размещения отходов с учетом кодирования информации для машинной обработки данных ГРОРО.
Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) - свод систематизированных сведений по составу и свойствам отходов производства и потребления.
До 2003 г, использовался каталог, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.96 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов». Каталог был утвержден приказом Госкомитета по охране окружающей среды от 27 ноября 1997 г. №527. Необходимость в разработке нового каталога в определенной мере была связана с присоединением России к Базельской конвенции о трансграничной перевозке опасных отходов.
В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». В России используется новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который был введен приказом МПР России от 18 июля 2014 г. N 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» взамен приказаот 2.12. 2002 г. № 786.
В ФККОодинадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки.
Первыешесть цифр и пользуются для кодирования происхождения отхода. Седьмая и восьмая цифры - для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Девятая и десятая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций. (Одинадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды).
Лабораторией охраны природы ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработан Каталог отходов структурных подразделении филиалов ОАО «Российские железные дороги». Информационная база каталога включает сведения о технологическом процессе, в результате которого образуется отход, его агрегатном состоянии, классе опасности отхода, а также классификационный код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.
Каталог состоит из двух разделов. В первый раздел включены отходы, вошедшие в Федеральный классификационный каталог отходов и имеющие класс опасности отхода, во втором разделе представлены отходы, не имеющие класс опасности и требующие его определения. В дальнейшем каталог будет дополняться и перерабатываться с соответствии с новыми требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации ив связи с применением в структурных подразделениях ОАО «РЖД» новых технологий и материалов.
Каталог отходов ОАО «РЖД» предназначен для использования при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, при получении лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, заполнении различных видов статистической отчетности в области обращения с отходами и др.
Банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания является основой Кадастра. В настоящее время такой банк создан, и ресурсы его находятся в свободном доступе в сети Интернет по адресу:www. ecocom. ru.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении этих показателей деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 14 федеральною закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности")и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
Статья 9 федерального закона "Об отходах производства и потребления" предписывает, что деятельность но обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 ф