Сущность и формы взаимодействия общества и природы.

Сущность и формы взаимодействия общества и природы.

Природа - это естественная, объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Человек - часть природы, звено в цепи. С одной стороны, в отношении к природе он выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда. По мере совершенствования средств производства активируется воздействие человека на природу. С другой стороны - человек есть объект природы, испытывающий ее воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей его среды, нуждающихся в обеспечении экологической безопасности.

Взаимодействие общества и природы - 2 направления:

- использование природных объектов и ресурсов (экологические интересы)

- охрана природной среды (эколого-экономические).

У нас приоритет экономических интересов:

Темпы восстановления природных ресурсов отстают от темпов их использования.

Преобладание развития НТП над обеспечением природоохранных мероприятий.

Политический приоритет программ, которые связаны с более интенсивным использованием природных ресурсов, с увеличением их потребления.

Тенденция пренебрежения экологической безопасностью людей. Поэтому - сочетание экономических и экологических интересов. Это глобальная проблема - разрешение противоречий между обществом и природой. Международный кодекс экологической этики

Экологическая функция государства и права.

Функция охраны природы выражается: а) в защите, сохранении природы; б) в ее воспроизвод­стве и улучшении, в рациональном использовании. Внешняя фун­кция предусматривает участие государства в международной охране окружающей среды. Таким образом, экологическая функция государ­ства представляет собой основные направления деятельности госу­дарства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающи­еся в защите и сохранении природы, в ее воспроизводстве и улуч­шении, в рациональном использовании.

Представление об экологической функции государства даёт нам Концепция государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждённая постановлением Верховного Совета РБ от 06.09.1995, в которой определены основные направления государственной политики данной области:

1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду

2) осуществление прав на пользование природоресурсным потенциалом республики

3) компенсация ущерба, причинённого в результате нарушения экологического законодательства определены основные принципы государственной политики:

1. Принцип государственного контроля

2. Принцип права государственной собственности на все виды ресурсов за исключением некоторых категорий земель.

Ст.7 рассказывает об основных направлениях государственной политики в области охраны окружающей среды Закона «Об охране окружающей среды» от 26.11.92 в ред. 08.07.2008.

- обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

- совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;

- научное обеспечение охраны окружающей среды;

- создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;

- рациональное использование природных ресурсов;

- совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;

- создание сети особо охраняемых природных территорий;

- обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

Национальная стратегия устойчивого развития РБ от 31.01.97(в Рио де Жанейро)

ЦЕЛЬ экологической функции права это обеспечение качества окружающей среды средствами правового регулирования.

Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области ООС

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области охраны окружающей среды:

- реализует единую государственную политику РБ в области охраны окружающей среды;

- в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовые акты;

- осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды;

- организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководство этой разработкой;

- осуществляет в установленном порядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- осуществляет государственное регулирование деятельности по сертификации в области охраны окружающей среды (далее – экологическая сертификация);

- в пределах своей компетенции обеспечивает единство измерений в области охраны окружающей среды;

- осуществляет в соответствии с законодательством РБ лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;

- координирует деятельность республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

Экологическая сертификация

Законодательной основой экологической сертификации в РБ является Закон РБ "Об охране окружающей среды":

Ст.31 Экологическая сертификация

Экологической сертификацией - деятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации РБ, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.

Объекты:

- система управления окружающей средой;

- продукция;

- компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;

- оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом РБ, Советом Министров РБ, Государственным комитетом по стандартизации РБ и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. Научно-методическое руководство по экологической сертификации в РБ осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

Требования в области ООС

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды

Ст.32. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов

Ст.33. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, сооружений и иных объектов

Ст.34. Требования в области охраны окружающей среды при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов

Ст.35. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов

Ст.36. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов

Ст.37. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов

Ст.38. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя

Ст.39. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики

Ст.40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники

Ст.41. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

Ст.42. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

Ст.43. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов

Ст.44. Требования в области охраны окружающей среды к мобильным источникам

Ст.45. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки

Ст.46. Требования в области охраны окружающей среды при производстве опасных химических веществ, обращении с ними и их обезвреживании

Ст.47. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ

Ст.48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве

Ст.49. Требования в области охраны окружающей среды к деятельности, которая оказывает или может оказывать вредное биологическое воздействие на окружающую среду

Ст.50. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами

Ст.51. Требования в области охраны окружающей среды к источникам, оказывающим вредное физическое воздействие

Ст.52. Требования в области охраны окружающей среды при проведении научно-­исследовательских, опытно-­конструкторских и технологических работ

Ст.53. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

Ст.54. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий

Учет в области ООС

Юр.лица и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасная деятельность, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, а также иными специальными уполномоченными республиканскими органами государственного управления в порядке, установленном законодательством РБ. Государственный учет в области охраны окружающей среды ведется в порядке, установленном Советом Министров РБ, в целях государственной регулируемой природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определяются Президентом РБ или уполномоченным им государственным органом. При ведении государственного учета в области охраны окружающей среды территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ осуществляется ведение государственного реестра юр.лиц и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду. При постановке на государственный учет в области охраны окружающей среды каждому юр.лицу и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, присваивается учетный номер природопользования по месту осуществления ими хозяйственной и иной деятельности.

Экологические резервы

Государственные природные заповедники - природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Закон РБ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет заповедники как исключительно природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения, которые выполняют следующие задачи:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских работ;

- ведение эколого-просветительской работы и т.п.

Сущность и формы взаимодействия общества и природы.

Природа - это естественная, объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Человек - часть природы, звено в цепи. С одной стороны, в отношении к природе он выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда. По мере совершенствования средств производства активируется воздействие человека на природу. С другой стороны - человек есть объект природы, испытывающий ее воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей его среды, нуждающихся в обеспечении экологической безопасности.

Взаимодействие общества и природы - 2 направления:

- использование природных объектов и ресурсов (экологические интересы)

- охрана природной среды (эколого-экономические).

У нас приоритет экономических интересов:

Темпы восстановления природных ресурсов отстают от темпов их использования.

Преобладание развития НТП над обеспечением природоохранных мероприятий.

Политический приоритет программ, которые связаны с более интенсивным использованием природных ресурсов, с увеличением их потребления.

Тенденция пренебрежения экологической безопасностью людей. Поэтому - сочетание экономических и экологических интересов. Это глобальная проблема - разрешение противоречий между обществом и природой. Международный кодекс экологической этики

Наши рекомендации