Сущность и формы взаимодействия общества и природы.
Сущность и формы взаимодействия общества и природы.
Природа - это естественная, объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Человек - часть природы, звено в цепи. С одной стороны, в отношении к природе он выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда. По мере совершенствования средств производства активируется воздействие человека на природу. С другой стороны - человек есть объект природы, испытывающий ее воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей его среды, нуждающихся в обеспечении экологической безопасности.
Взаимодействие общества и природы - 2 направления:
- использование природных объектов и ресурсов (экологические интересы)
- охрана природной среды (эколого-экономические).
У нас приоритет экономических интересов:
Темпы восстановления природных ресурсов отстают от темпов их использования.
Преобладание развития НТП над обеспечением природоохранных мероприятий.
Политический приоритет программ, которые связаны с более интенсивным использованием природных ресурсов, с увеличением их потребления.
Тенденция пренебрежения экологической безопасностью людей. Поэтому - сочетание экономических и экологических интересов. Это глобальная проблема - разрешение противоречий между обществом и природой. Международный кодекс экологической этики
Экологическая функция государства и права.
Функция охраны природы выражается: а) в защите, сохранении природы; б) в ее воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании. Внешняя функция предусматривает участие государства в международной охране окружающей среды. Таким образом, экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в ее воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании.
Представление об экологической функции государства даёт нам Концепция государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждённая постановлением Верховного Совета РБ от 06.09.1995, в которой определены основные направления государственной политики данной области:
1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду
2) осуществление прав на пользование природоресурсным потенциалом республики
3) компенсация ущерба, причинённого в результате нарушения экологического законодательства определены основные принципы государственной политики:
1. Принцип государственного контроля
2. Принцип права государственной собственности на все виды ресурсов за исключением некоторых категорий земель.
Ст.7 рассказывает об основных направлениях государственной политики в области охраны окружающей среды Закона «Об охране окружающей среды» от 26.11.92 в ред. 08.07.2008.
- обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
- совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;
- научное обеспечение охраны окружающей среды;
- создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;
- рациональное использование природных ресурсов;
- совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;
- создание сети особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
Национальная стратегия устойчивого развития РБ от 31.01.97(в Рио де Жанейро)
ЦЕЛЬ экологической функции права это обеспечение качества окружающей среды средствами правового регулирования.
Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области ООС
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области охраны окружающей среды:
- реализует единую государственную политику РБ в области охраны окружающей среды;
- в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовые акты;
- осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды;
- организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководство этой разработкой;
- осуществляет в установленном порядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
- осуществляет государственное регулирование деятельности по сертификации в области охраны окружающей среды (далее – экологическая сертификация);
- в пределах своей компетенции обеспечивает единство измерений в области охраны окружающей среды;
- осуществляет в соответствии с законодательством РБ лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
- координирует деятельность республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
Экологическая сертификация
Законодательной основой экологической сертификации в РБ является Закон РБ "Об охране окружающей среды":
Ст.31 Экологическая сертификация
Экологической сертификацией - деятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации РБ, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.
Объекты:
- система управления окружающей средой;
- продукция;
- компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
- оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом РБ, Советом Министров РБ, Государственным комитетом по стандартизации РБ и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. Научно-методическое руководство по экологической сертификации в РБ осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.
Требования в области ООС
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды
Ст.32. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов
Ст.33. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, сооружений и иных объектов
Ст.34. Требования в области охраны окружающей среды при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов
Ст.35. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов
Ст.36. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов
Ст.37. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов
Ст.38. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя
Ст.39. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики
Ст.40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
Ст.41. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения
Ст.42. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
Ст.43. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов
Ст.44. Требования в области охраны окружающей среды к мобильным источникам
Ст.45. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
Ст.46. Требования в области охраны окружающей среды при производстве опасных химических веществ, обращении с ними и их обезвреживании
Ст.47. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ
Ст.48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве
Ст.49. Требования в области охраны окружающей среды к деятельности, которая оказывает или может оказывать вредное биологическое воздействие на окружающую среду
Ст.50. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами
Ст.51. Требования в области охраны окружающей среды к источникам, оказывающим вредное физическое воздействие
Ст.52. Требования в области охраны окружающей среды при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Ст.53. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон
Ст.54. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий
Учет в области ООС
Юр.лица и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасная деятельность, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, а также иными специальными уполномоченными республиканскими органами государственного управления в порядке, установленном законодательством РБ. Государственный учет в области охраны окружающей среды ведется в порядке, установленном Советом Министров РБ, в целях государственной регулируемой природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определяются Президентом РБ или уполномоченным им государственным органом. При ведении государственного учета в области охраны окружающей среды территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ осуществляется ведение государственного реестра юр.лиц и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду. При постановке на государственный учет в области охраны окружающей среды каждому юр.лицу и ИП, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, присваивается учетный номер природопользования по месту осуществления ими хозяйственной и иной деятельности.
Экологические резервы
Государственные природные заповедники - природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Закон РБ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет заповедники как исключительно природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения, которые выполняют следующие задачи:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов;
- осуществление экологического мониторинга;
- выполнение научно-исследовательских работ;
- ведение эколого-просветительской работы и т.п.
Сущность и формы взаимодействия общества и природы.
Природа - это естественная, объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Человек - часть природы, звено в цепи. С одной стороны, в отношении к природе он выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда. По мере совершенствования средств производства активируется воздействие человека на природу. С другой стороны - человек есть объект природы, испытывающий ее воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей его среды, нуждающихся в обеспечении экологической безопасности.
Взаимодействие общества и природы - 2 направления:
- использование природных объектов и ресурсов (экологические интересы)
- охрана природной среды (эколого-экономические).
У нас приоритет экономических интересов:
Темпы восстановления природных ресурсов отстают от темпов их использования.
Преобладание развития НТП над обеспечением природоохранных мероприятий.
Политический приоритет программ, которые связаны с более интенсивным использованием природных ресурсов, с увеличением их потребления.
Тенденция пренебрежения экологической безопасностью людей. Поэтому - сочетание экономических и экологических интересов. Это глобальная проблема - разрешение противоречий между обществом и природой. Международный кодекс экологической этики