Окружающая среда как объект использования и охраны.

Объектом правового регулирования взаимодействия общества и природы является не только естественная среда обитания, но и ок­ружающая среда. В содержание понятия окружающей среды, как мы отметили, входят элементы естественной среды, соединенные с про­дуктами, созданными человеческой деятельностью. Это — среда на­селенных пунктов, городов, промышленных зон, сельскохозяйствен­ных, курортных и рекреационных зон. С одной стороны, непосред­ственными объектами ее правовой охраны являются части природ­ной среды (земля, ее недра, вода, атмосферный воздух, раститель­ный, животный мир).

Законодательство предусматривает различные меры по оздоров­лению окружающей среды, сущность которых заключается в том, чтобы восстановить естественный ход оборота веществ в природе.

К стратегическим задачам в данной области относятся:

- поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения физического, психологического и социального бла­гополучия населения всей страны;

- сохранение биосферного равновесия на локальном, региональ­ном и глобальном уровнях;

- сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия дикой природы, ландшафтно-архитектурных особен­ностей сельской местности и городов как бесценного, неотъемлемого достояния страны, основы национальной культуры,

- обеспечение экологической безопасности страны и планеты в целом как приоритетная задача государственного значения.

Основные направления оздоровления и охраны окружающей сре­ды, рационального использования природных ресурсов предусматри­вали следующие меры:

- запретить строительство, расширение и реконструкцию объек­тов, приводящих к ухудшению экологической обстановки;

- прекратить размещение экологически опасных производств в городах Минске, Могилеве, Новополоцке, Мозыре, Гомеле, Бобруй­ске, Гродно, Светлогорске до нормализации в них экологической обстановки;

- обеспечить экологически обоснованное размещение и дальней­шее развитие производительных сил республики, проведение эколо­гической экспертизы всех проектов и важнейшие из них выносить на обсуждение широкой общественности;

- разработать мероприятия по созданию санитарно-защитных зон предприятий и производств, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека и санитарно-гигиенические условия жизни на­селения;

- создать единую систему технических норм, стандартов и пра­вовых требований хозяйственной деятельности, научно обоснован­ных нормативов по допустимым антропогенным нагрузкам и состо­янию окружающей среды; разработать стандарт качества природной среды;

- разработать систему мониторинга природного комплекса Бела­руси с внедрением автоматизированных систем наблюдения и кон­троля в крупных промышленных центрах республики, и в первую очередь в городе Минске.

7 Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы.

Право собственности на природные объек­ты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения зем­лей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использо­вания и охраны.

Несколько дискуссионными представляются положения по воп­росам собственности, изложенные в некоторых Законах РБ.

Так, статья 2 Закона РБ от 05.05.1998 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства" к ука­занным объектам относит природные ресурсы:

- земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами РБ передаче в частную собственность;

- недра;

- воды;

- леса;

- особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

- дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу РБ;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу РБ;

- воздушное пространство РБ;

- радиочастотный ресурс.

Отличия по содержанию права собственности вытекают из целей и задач, стоящих перед обществом. Их можно подразделить на пять основных видов:

- особый режим использования природных объектов существен­но отличается от использования имущества: природные объекты дол­жны эксплуатироваться в точном соответствии с их целевым назна­чением, которое определяется как установлением категорий, так и целевым назначением при предоставлении в хозяйственную эксплу­атацию; приемы хозяйственной эксплуатации должны осуществлять­ся не во вред механизму экологического взаимодействия объектив­ных законов природы, в силу которых функционирует данный при­родный объект;

- контроль за природными объектами должен быть направлен на экологически правильную хозяйственную эксплуатацию, что требует систематического надзора и принятия мер к устранению нарушений. Поэтому предусмотрена система государственного контроля по всем видам природных объектов;

- поскольку природные объекты представляют собой естествен­ные организмы, необходимо непрерывное наблюдение за их разви­тием, в связи с этим предусмотрена особая система — мониторинг;

- если имущество в ходе неправильной эксплуатации было под­вергнуто порче, то причиненный имущественному объекту вред мож­но сразу обнаружить. Вред же, причиненный природному объекту, обнаруживается, как правило, спустя значительное время.

В содержание входит:

- владение

- пользование

- распоряжение

Особенность: гос-во, как основной субъект компонентов природной среды не осуществляет правомочие пользование (только владеет и распоряжается).

Наши рекомендации