Общее понятие об отходах производства и потребления
Ежедневно образуется большое количество всевозможного бытового и производственного мусора – старые газеты, пустые консервные банки, пищевые отходы, изношенная одежда, бутылки, разбитая посуда, сломанные бытовые приборы, промасленная ветошь, пластмасса, и т.д. Традиционно человек все это выбрасывает на свалки, нарушая, таким образом, один из основополагающих законов природы – круговорот веществ в природе.
Общий термин для всех вышеназванных материалов, которые мы выбрасываем из домов и учреждений и обычно называем мусором, отбросами и т.п. – твѐрдые бытовые отходы (ТБО) или твердые муниципальные отходы (Municipalsolidwaste). Помимо ТБО на тех же свалках оказываются и все новые виды отходов, привозимых с производственных предприятий – промышленные отходы. В готовую продукцию переходит в среднем до 6-10% выработанных природных ресурсов, а всё остальное превращается в отходы, образующиеся на всех промежуточных стадиях производства (отходы производства). В отходы со временем превращается и сам конечный продукт (отходы потребления).
Со времен древнейших цивилизаций проблема удаления отходов проще всего решалась в сельской местности и усложнялась по мере увеличения плотности населения. История проблемы твѐрдых отходов связана в основном с историей развития крупнейших городов. По мере роста плотности населения и нехватки земли в пределах городской площади развивалась система улиц. Соответственно изменялась и схема удаления мусора.
Всё, начиная от домашнего мусора до золы из литейной, отходов с бойни, мясных лавок и навоза из конюшен, направлялось на улицу, где попадало в центральнуюводосточную канаву. Около каждого дома была куча мусора частично из-за того, что в городе содержалось много лошадей, свиней и других животных, а частично потому, что высокая концентрация строений делала недопустимым сжигание мусора.
Мусор собирался и погружался на телегу или повозку с наклонной платформой, которую везли две лошади. Такнапример, в некоторых государствах создавались специальные комиссии для определения мест для свалок мусора и устанавливались специальные дни, когда мусор выставлялся за дверь, чтобы мусорщики забирали его и отправляли на свалку или принимались законы, запрещающие загрязнение рек, каналов и ручьёв путем сбрасывания в них грязи и пищевых отходов и требующие, чтобы весь мусор убирался в установленные места до того, как он станет источником загрязнения воды.
С точки зрения экономики природопользования все виды отходов можно рассматривать с двух позиций:
– во-первых, это недоиспользованное сырье – в отвалах добывающих предприятий содержание полезных веществ больше, чем в рудниках, а на свалках пропадает большое количество бумаги, пластмасс, металла, дерева.
– во-вторых, отходы являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды вредными и опасными веществами.
По своему физическому составу отходы делятся натвёрдые, жидкие и газообразные. Примером последних выступают газы, образующиеся при разложении мусора, или отходящие газы предприятий, лишь только 25% которых утилизируется. Жидкие отходы – это, как правило, вещества, растворѐнные в использованной воде, сбрасываемой в открытые водоёмы, канализацию или поступающие на очистные сооружения, где они превращаются в твѐрдые осадки и фильтрат.
Основной объём всё таки составляют твѐрдые отходы, образующиеся по всей цепочке переработки сырьевых ресурсов. По химическому составу отходы представляют собой неоднородные, сложные смеси веществ, обладающихразнообразными свойствами. Воздействие отходов наокружающую среду зависит от их качественного и количественного состава, а их опасность для окружающей среды возрастает только в тех случаях, когда отходы производства обладают свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. В настоящее время существуют несколько основных методов, используемых при обращении с отходами: захоронение, сжигание, пиролиз, газификация, компостирование, прессование с последующим захоронением, сепарация и частичная переработка. При выборе метода и технологии обезвреживания ТБО следует учитывать экономические, экологические, организационно-правовые и социальные факторы, влияющие на существующую систему санитарной очистки городов Российской Федерации, а также местные условия и особенности.
Общая экономическая ситуация на территории РФ привела к недостаточному финансированию данной «отрасли», несовершенству системы тарифообразования, отсутствию возможности для коренного изменения ситуации в целом.
Практика показывает, что попытки искусственно снизить себестоимость работ по санитарной очистке приводят к образованию несанкционированных свалок, скоплению отходов на контейнерных площадках и на территории предприятий.
Наиболее рациональным выходом из сложившейся экологической ситуации может быть внедрение системы комплексного управления отходами на территории как отдельно взятого региона, так и страны в целом.
Система управления отходами
Большое число взаимосвязанных задач обращения с отходами и их высокая сложность требуют системного подхода в вопросах управления отходами. Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура,ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления. В связи с этим можно выделить следующие этапы развития системы управления отходами во второй половине ХХ в.:
1. Размещение отходов на мелких свалках;
2. Конец 70-х гг.: строительство полигонов – инженерных сооружений с системами очистки фильтрата сточных вод и утилизацией биогаза;
3. 80-е гг. – развитие системы раздельного сбора ТБО, развитие рынка вторичного сырья;
4. 90-е гг. переработка ТБО с выделением органической составляющей и последующим ее компостированием;
5.Современная схема переработки ТБО состоит из следующих стадий: сортировка отходов с целью отбора вторичного сырья, отделение органической части с целью компостирования и твердых фракций, подлежащих сжиганию или захоронению.
Россия в настоящее время находится примерно в начале перехода от первого этапа ко второму.
Переход от полигонного захоронения всей массы ТБО к промышленной переработке до 50 – 60% ее массы является основной тенденцией решения проблемы отходов в мировой практике. Необходимо понимать, что практическое решение промышленной переработки отходов связано с большими капитальными вложениями, поэтому строительство объектов промышленной переработки отходов осуществляется довольно медленно. Для того чтобы реализовать нормы, заложенные в Законе «Об охране окружающей среды», была разработана государственная программа «Отходы», основной целью которой является обеспечение стабилизации, а в дальнейшем – сокращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и экономия природных ресурсов засчет максимального возвращения вторичных ресурсов в промышленное производство. Управление отходами начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы.
Классические подходы к проблеме отходов ориентировались главным образом на уменьшение опасного воздействия на окружающую среду путѐм изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов и т.д.
Основой концепции управления отходами является то, что отходы состоят из различных компонентов, которые должны не смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами. Система предполагает, что в дополнение к классическим способам неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование. При этом предполагается, что способствовать эффективному решению проблемы отходов может комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная.
Для каждого региона необходим выбор определѐннойкомбинации подходов, учитывающей местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий в системе управления отходами основывается на изучении потоков образующихся в разных отраслях производства (в том числе и в быту) отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт. В настоящее время управление отходами регулируется отдельными положениями законов, нормативных документов, постановлений и правил в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраныокружающей среды и экологической безопасности (согласно статье 14 ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления", в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов») определяется понятие «обращение с отходами» – это «деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов». В иностранных нормативно-правовых документах и технической литературе используется термин «управление отходами» («wastemanagement»), на который в последнее время стали переходить и в России. Использование комплекса различных методов переработки отходов, ориентированного на региональное и отраслевое применение, составляет систему управления отходами. Она должна строиться в виде иерархической структуры, в которой приоритет отдается методам, уменьшающим образование отходов, их повторному использованию и переработке, что позволяет снизить объем отходов, подлежащих захоронению или уничтожению. Иерархия начинается с сокращения отходов «у источника». Здесь подразумевается уменьшение общего количества отходов и уменьшение их токсичности и иных вредных свойств.
Сокращение отходов достигается путѐм переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку, приводящую к меньшему количеству отходов. Следующий уровень – вторичная переработка (включая компостирование) – «рециклинг» – позволяет наиболее полно использовать сырье и материалы и сократить количество образующихся отходов производства, а также существенно уменьшить количество отходов потребления, попадающих на свалки или мусоросжигательные заводы. Третий уровень – «рекуперация» – это переработка материалов, включая компостирование органического вещества, переплавку стекла, металла, пластика и другие формы рекуперации полезных материалов, предотвращающие их захоронение.
Четвертый уровень – это извлечение энергии. Мусоросжигание уменьшает объем отходов, попадающих на свалки, и может использоваться для производства электроэнергии. Современные мусоросжигательные заводы оборудуются системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии, используемыми в комбинации с другими методами.
Пятый уровень – захоронение на полигонах остается необходимым для отходов, не подлежащих вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные санитарные полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые всем свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и электроэнергии. Использование разнообразных сочетаний рециклизации, переработки, компостирования приводит к снижению объѐмовотходов и наиболее эффективному функционированию системы и в конечном счете к уменьшению количества образующихся отходов. При этом структура управления отходами должна быть организована таким образом, чтобы она имела возможность адаптации к изменяющимся условиям в экономической и технологической сфере, то есть развиваться и усовершенствоваться по мере изменения подходов к управлению и методик переработки материалов. Концепция создания системы управления отходами предусматривает разработку комплекса связанных в единое целое организационно-управленческих, правовых, нормативно-методических, технических и экономических средств по обращению с отходами, ведение мониторинга отходов, реализацию перспективных научных разработок, направленных как на повышение технического уровня переработки отходов, так и на создание и внедрение малоотходных технологий.
Одними из основных направлений в этой области являются совершенствование информационного обеспечения и подготовкаспециалистов по обращению с отходами. В Российской Федерации в настоящее время нет единой информационной системы по отходам. Частично такую информацию можно найти в статистической отчетности (форма № 14-СН), в экологических паспортах предприятий и «Лимитах на размещение отходов» (форма 2ТП-токсичные отходы). Законодательно закреплено, что на любом предприятии должны быть разработаны Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования. В некоторых отраслях промышленности и в ряде регионов разработаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Создание в России единой системы управления отходами облегчит поиск необходимой информацию по отходам, количестве, химическому составу, классах опасности. Первоначально была создана рабочая программа «Отходы», далее был создан Государственный кадастр отходовкоторый включает четыре раздела: общие положения, федерального классификационного каталога отходов и государственного реестра объектов размещения отходов и банка данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания различных видов отходов (Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).«Каталог» - это Федеральный классификационный каталог отходов, который содержит данные о составе и свойствах отходов производства и потребления, впервые он был утвержден в 1997году и позволил разделить все виды отходов по группам, а также присвоить каждому виду отходов конкретный код и класс опасности.
Кодовая система вводится для формализации видов отходов с целью учесть все их многообразие и в то же время исключить возможность различного представления одного и того же вида отходов, то есть полностью идентифицировать его.
Шестизначный код несет в себе следующую информацию:
Происхождение группа подгруппа вид класс опасности«Реестр» – государственный реестр объектов размещения отходов – данные об объектах временного и постоянного размещения отходов производства и потребления. «БДОТ» – банк данных отходов и технологий – свод систематизированных сведений по технологиям переработки, использования и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления. Существование единой системы накопления, хранения информации и обращения с нею существенно облегчает функционирование системы управления отходами.
Позднее Федеральный классификационный каталог отходов был дополнен и пересмотрен, и утвержден приказом Министерства Природных ресурсов от 30.07.2003г. № 666.
При разработке системы государственного (и регионального) управления отходами необходимо исходить из того, что объектами управления являются все источники образования отходов, и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:
– создание условий для снижения количества отходов;
– обеспечение роста объемов использования отходов;
– создание экологически безопасных условий хранения и захоронения отходов.
В условиях рыночной экономики приоритет всегда должен принадлежать правовым, нормативным и экономическим методам управления, то есть можно использовать как методы экономического стимулирования, так и методы экономического воздействия, что позволяет стимулировать производителя квнедрению технологий, снижающих производство отходов.
Чтобы и у производителя, и у населения появились стимулы к уменьшению производства отходов, необходимо, где этовозможно, увязать платы с реальным объемом отходов, отправляемым на захоронение. Это схема будет эффективноработать только при условии использования административных и штрафных санкций одновременно в сочетании с другими методами интегрированной системы.
Основные принципы экономического регулирования, закрепленные законодательно следующие:
1. Уменьшение количества отходов за счет внедрения мало- и безотходных технологий и вовлечение в хозяйственный оборот отходов, образовавшихся в процессе производства.
2. Платность размещения отходов. Плата за размещение отходов представляет собой способ компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, и состоит из платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное размещение. Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за сверхлимитное размещение – из прибыли предприятия. Однако отнесение платы за размещение отходов на себестоимость, не всегда способствует решению данной проблемы. Хотя в зарубежной практике данные затраты выделяются отдельными статьями при бухгалтерском и управленческом учете издержек производства («экологическийэккаутинг»), а их снижение является для природопользователей основным стимулом для реализации концепции экологически чистого производства.
3. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами (налоговые и кредитные льготы тем природопользователям, которые осуществляют мероприятия по ресурсосбережению и переходу на чистое производство).
К решению проблемы управления отходами лучше всего привлечь, или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе:
– представительную и исполнительную власть;
– население и общественные организации;
– ведомства государственного контроля
– руководителей предприятий по утилизации ТБО (свалок и т.д.);
– транспортников;
– руководителей предприятий по переработке вторсырья;
– представителей СМИ.
Эту работу в основном должны проводить специалисты в области экологии. Из представителей заинтересованных сторон можно создать консультационный комитет или рабочую группу по отходам, работа которой должна состоять в выработке основных направлений комплексного плана управления отходами. В дальнейшем для осуществления тех или иных программ по утилизации ТБО возможно создание других, более практически ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных предприятий по сбору отходов, переработке вторсырья и т.д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными.