Международные экологические организации (их виды по правовому статусу, по предметному признаку, функциональной ориентации, цели и основные задачи).
С точки зрения правового статуса международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные.Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная метеорологическая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международное агентство по атомной энергии и др.Наиболее крупной и авторитетной организацией является Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Он содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Его членами могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы.Большинство международных экологических организаций, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них – Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства основное внимание уделяет охране почвенного покрова, водных ресурсов, животного и растительного мира, проводит исследования и разрабатывает рекомендации по их рациональному использованию, способствует распространению передового опыта в области
охраны природы и оптимизации методов эксплуатации природных ресурсов. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры занимается научными проблемами охраны окружающей среды. Под ее эгидой выполняются ряд научных программ, в частности, программа “Человек и биосфера»
66. Источники международно-правовой охраны окружающей среды (их виды по юридической силе, соотношение с национальными источниками права).
На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида: - закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право); - содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное, право). В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения, Соглашение об охране полярных (белых) медведей, Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнений, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Венская конвенция по охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; ряд новейших конвенций - Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте , Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря и др. Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двухсторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двухсторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций - Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др. Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими "мягкое" право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.
Экологическое право (законодательство) Соединенных Штатов Америки (общая характеристика, Совет по качеству окружающей среды, Агентство по охране окружающей среды).
В США природоохранительное законодательство - сравнительно новая и быстро развивающаяся отрасль, включающая нормы различных отраслей материального и процессуального права: гражданского, административного, финансового, уголовного.Природоохранительное законодательство в США имеет три цели: 1) предотвращать ущерб природе и окружающей среде; 2) обеспечивать неуклонное применение, соблюдение и исполнение правил по ее защите во всех сферах частной и производственно-хозяйственной деятельности; 3) привлекать к ответственности виновных в нарушении установленных обязательных требований в области охраны природы.Действующая система правового регулирования в области охраны природы сложилась на основе двух принципиально важных факторов: во-первых, в США действует общее право, находящееся во взаимосвязи и взаимодействии с обширным и детально разработанным массивом писаного права, и эти две составные части взаимно дополняют друг друга; во-вторых, сыграли роль особенности создания и развития США как федерального государства.Совет по качеству окружающей среды контролирует усилия исполнительной власти в деле охраны окружающей среды. Его председатель — главный консультант президента по экологическим вопросам. Он назначается президентом с согласия Сената.В функции совета входит: - содействие Президенту США в подготовке Доклада по качеству окружающей среды; - постоянный сбор авторитетной информации относительно нынешних и будущих условий и тенденций качества окружающей среды; - разработка Президенту рекомендации для национальных мероприятий, которые бы способствовали улучшению качества окружающей среды, отвечая требованиям ее сохранения, социальным, экономическим критериям здоровья; - проведение исследования, изучения, обзоров, научных экспериментов и анализа экологических систем и качества окружающей среды; - документальное фиксирование и определение изменений в природной окружающей среде, включая растительные и животные системы, накопление необходимых данных и другой информации для постоянного анализа этих изменений или тенденций и объяснения вызвавших их скрытых причин; - один раз в год отчет Президенту о состоянии условий окружающей среды. Агентство по охране окружающей среды было создано для обеспечения скоординированных и эффективных гос. мероприятий в природоохранной деятельности. Оно стремится осуществлять систематический контроль за загрязнением окружающей среды и снижение этого загрязнения при помощи исследований, мониторинга, установления и применения нормативов загрязнения. В дополнение к др. видам деятельности Агентство координирует и поддерживает научно-исследовательские работы и проводимые органами гос. власти штатов, местными властями, частными и общественными группами, отдельными лицами и образовательными учреждениями мероприятия, направленные против загрязнения окружающей среды. Агентство также активно сотрудничает с др. федеральными структурами по вопросам, касающимся влияния их деятельности на окружающую среду. Особой обязанностью Агентства является публикация заключений о несоответствии того или иного предложения интересам здравоохранения, благосостояния или охраны окружающей среды .В числе программ Агентства - программы контроля за чистотой воздуха, использованием отходов, воды, опасных материалов, а также токсичных веществ.
68. Экологическое право Европейского сообщества (общая характеристика).
В Европейском сообществе выработана единая экологическая политика, которая, в свою очередь, является основой для разработки общеевропейского законодательства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическая политика Европейского Сообщества характеризуется своим динамизмом, учетом общественных потребностей и интересов отдельных его членов. Экологическая политика ЕС связана с принятием и реализацией шести Программ действий по окружающей среде, на основе которых были подготовлены нормативные акты Европейского Сообщества по охране окружающей среды в промышленности.В них сформулированы основные принципы экологической политики:предупреждение загрязнения или иного негативного воздействия источника вместо нейтрализации последствий; необходимость учета экологических требований при планировании и принятии решений; запрет природопользования, приводящего к значительному нарушению экологического баланса; обязанность загрязнителя нести расходы по предотвращению и ликвидации вредных последствий. Для улучшения координации научных исследований участников Европейского сообщества в сфере охраны окружающей среды приняты меры по созданию единого научного пространства.Значительное внимание в Европейском сообществе уделяется правовой охране окружающей среды от отходов производства и потребления. Так, приняты Директивы о сжигании опасных отходов, об опасных веществах, об управлении отходами, об отходах промышленности, связанной с диоксидом титана.Политика ЕС направлена на то, чтобы потребление промышленными предприятиями возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов не превышало емкости экосистемы, а их использование в хозяйственной деятельности должно быть отделено от экономического роста посредством повышения эффективности использования ресурсов на предприятиях.В соответствии с Директивами об охране дикой флоры и фауны и об охране диких птиц страны ЕС обязаны обеспечить соблюдение требований по охране природы на территориях, входящих в перечень Программы Natura 2000, которая нацелена на поддержание биоразнообразия на территории ЕС посредством охраны представителей дикой флоры и фауны и мест их обитания. Если какой-либо план или проект, включая проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, может оказать существенное влияние на эти территории, страны должны обеспечить реализацию мер безопасности, необходимых с точки зрения охраны природы.В законодательстве ЕС по охране окружающей среды в промышленности зачастую законодательные и исполнительные функции сосредоточены на региональном или местном уровне власти, включая закрепление конкретных правовых требований к деятельности отдельных промышленных предприятий и организаций по охране окружающей среды, в частности касающихся технологии добычи полезных ископаемых, управления промышленными отходами и восстановительных работ.Директивой Совета Европы "О единой системе предотвращения и контроля загрязнений" предусматривается создание единой системы предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды предприятиями и организациями, а также минимизации ее загрязнения.