Международные экологические организации

В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды можно разделить на две большие группы: международные правительственные и международные неправительственные (общественные) организации.

Международные правительственные организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет управляющих - главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Из числа реальных результатов деятельности ЮНЕП следует отметить инициативу ЮНЕП по подписанию государствами Монреальского протокола в 1987 г., который должен содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами озоновому слою атмосферы; Базельской конвенции, инициированной ЮНЕП в 1989 г., которая направлена па обеспечение контроля за международными перевозками и удалением опасных отходов; организация и проведение международной конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.

Специализированные международные организации. Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

а) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

б) Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

в) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

г) Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.

л) Международная морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

е) Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

Международные неправительственные (общественные) организации экологической направленности.Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

Более известны такие международные неправительственные организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП, Всемирный фонд диких животных - ВФДЖ, Международный совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.

Среди международных неправительственных организаций в области охраны окружающей среды наибольшим авторитетом пользуется Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. В рамках МСОП подготовлены проекты многих международных соглашений: Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
Основные задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение,
При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа Всемирная стратегия охраны природы.

Международный союз охраны природы (МСОП) в 1948 году объединил и возглавил работы по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций в большинстве стран мира. В 1949 году в числе первых его решений было создание постоянной Комиссии по редким видам (англ. Species Survival Commission). Её задачами было изучение состояния редких видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, проведение разработки и подготовки проектов международных и межнациональных конвенций и договоров, составление кадастров подобных видов и выработка соответствующих рекомендаций по их дальнейшей охране.

Основной своей целью Комиссии было создание всемирного аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам угрожает вымирание. Председатель Комиссии Питер Скотт (Piter Scott) предложил назвать данный список Красной книгой (англ. Red Data Book) для того, чтобы придать ему ёмкое значение, так как красный цвет символизирует собой также среди прочего и опасность.

Последнее, четвертое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидовмлекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидовамфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4— птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло нетолько за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой ВСОП продолжается. Это документ перманентного действия, поскольку условияобитания животных постоянно меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Но основным нормотворцем в международном праве является государство. Именно поэтому роль неправительственных природоохранительных организаций в международном нормотворчестве ограничена. Однако крупнейшая из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах.

Наши рекомендации