Правовая охрана окружающей среды в энергетике.
Под энергетическими объектами понимают источники, вырабатывающие энергию. К ним относятся электростанции: ГЭС, АЭС и ТЭС. В данной сфере применяются общие правила, действующие при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной экспертизы: - экспертизы промышленной безопасности, - экологической экспертизы, - экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций), - экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций). При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок. Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством РФ и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.
50. Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности (общие требования по обеспечению экологической безопасности военной деятельности, экологическое управление и контроль в Вооруженных силах; решение проблемы, связанной с падением на землю отделяющихся частей ракетоносителей; уничтожение химического оружия).
Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных природопользователей.Специфика военно-оборонной деятельности негативно сказывается не только на земельных ресурсах, но и иных природных объектах, таких как атмосферный воздух, водные объекты, леса и т.д. Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений; острой проблемой является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям.Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива. В целом минимизация влияния пусков ракет-носителей на атмосферу может достигаться их рациональным планированием. Кроме того, предприятия ракетно-космической промышленности продолжают работы, направленные на снижение негативного влияния пусков ракетной техники на приземную атмосферу. Это обусловливает необходимость особого внимания за соблюдением экологического законодательства при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.Для руководства обеспечением экологической безопасности повседневной деятельности войск (сил), их защитой от экологически вредных воздействий, охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов создана Экологическая служба Вооруженных Сил РФ. Ответственность за проведение мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в зоне деятельности воинской части несет командир этой части. Действующее законодательство распространяет экологические требования, установленные для размещения строительства и эксплуатации предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов.Основными мероприятиями по охране окружающей среды и рациональному природопользованию в Вооруженных силахРФ являются: - предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения); - восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения), а также в случае аварий; - рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т.д.).
51. Правовая охрана населения и окружающей среды от радиационной опасности (источники радиационной опасности, нормирование ионизирующего излучения, основные требования к радиационной опасности, физическая защита объектов атомной энергии и обслуживающего их персонала).
Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами. В соответствии с Законом «О радиационной безопасности населения» введена радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: - принцип нормирования - непревышение допустимых пределовиндивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; - принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; - принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.Гос. нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления
санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, гос. стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.Для осуществления физической защиты на ядерном объекте
реализуется система физической защиты. Задачами физической защиты на ядерном объекте являются: а) предупреждение несанкционированных действий; б) своевременное обнаружение несанкционированных действий; в) задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителя; г) реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.
52. Правовая охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов ( общие требования по обращению производственных и бытовых отходов, нормирование в этой области, трансграничные перевозки опасных отходов).
Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей природной среды. Разрешения на захоронение и иное размещение радиоактивных отходов выдаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Нарушение указанных правил влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.В соответствии с ФЗ ««Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством РФ.