Правовая охрана окружающей среды в промышленности

В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния окружающей среды. Увеличиваются размеры и мощность предприятий, все более разрушительными для природы становятся технологии производства.

Цели охраны окружающей среды в промышленности ставятся непосредственные, перспективные и конечные. Так, непосредственной целью является сохранение и оздоровление окружающей среды в процессе эконом. развития, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений людей. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. И наконец, конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, что является средством реализации принципа сочетания экономических и экологических интересов.

Правовыми мерами по обеспечению промышленной безопасности являются:

1) лицензирование отдельных видов деятельности (проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях);

2) сертификация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

3) экспертиза промышленной безопасности проектной документации (требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта);

4) контроль за выполнением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта:

• соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов;

• наличие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта;

• укомплектованность штата работников в соответствии с квалификационными требованиями;

• правильное хранение опасных веществ;

• разработка декларации промышленной безопасности;

• заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при его эксплуатации;

• ведение учета аварий и инцидентов на нем и др.

47. Правовая охрана окружающей природной среды в населенных пунктах.

Окружающая среда населенных пунктов — это категория, характеризующая среду жизнедеятельности человека. Поэтому основной целью правового механизма охраны окружающей природной среды населенных пунктов является создание благоприятных условий для жизни и здоровья человек.

Основными источниками воздействия на состояние окружающей природной среды населенных пунктов являются:

-строительная деятельность; -сельскохозяйственная деятельность; -эксплуатация хозяйственных объектов; -использование природных ресурсов на территории населенных пунктов.

С учетом названных факторов формируется система правовой охраны окружающей природной среды населенных пунктов.

Основными направлениями охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах являются:1) разработка и реализация мероприятий по разгрузке городских территорий перенасыщенных людскими ресурсами и техникой; 2) установление режима использования и охраны экологических систем на территории города путем введения благоприятных условий для них; 3) разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению внешней среды городов; 4) зонирование городских территорий (жилые зоны; общественно-деловые зоны; зоны сельскохозяйственного использования; рекреационные зоны; зоны военных объектов; производственные зоны; зоны специального назначения; зоны инженерных и транспортных инфраструктур; коммунально-складские зоны; другие зоны); 5) обеспечение санитарного режима путем предотвращения загрязнения окружающей среды вредными веществами, предотвращения вредных физических воздействий от шума, вибраций, влияния магнитных полей; 6) проведение озеленительных работ, путем обустройства парков, садов, набережных, бульваров, скверов. При этом озеленительные работы должны проводиться равномерно и непрерывно; 7) осуществление муниципального контроля за состоянием окружающей среды. Для этого создается специальный орган - городской комитет охраны природы, он подчиняется городским властям. В его функции входит: управление и координация деятельности по охране природы на территории города совместно с другими природоохранными органами; координация деятельности предприятий, учреждений, организаций города по охране окружающей среды; участие в организации единой системы экологического мониторинга в населенном пункте; ведение местной «Красной книги».

Санитарная охрана населенных пунктов включает:

1) нормирование качества окружающей среды; 2) контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства и состоянием окружающей среды.

Нормирование качества окружающей среды выражается в установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде и нормативов предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду.

Объектом нормирования выступают: качественное состояние водных объектов, почв и атмосферного воздуха в пределах населенных пунктов.

Санитарные и строительные нормы и правила строительства и реконструкции городов требуют при проектировании, строительстве и расширении городов предусматривать максимальное сохранение и использование существующих зеленых насаждений. На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, предназначенные для отдыха населения, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, санитарно-гигиенических условий жизни города. По своему назначению они подразделяются на лесопарковые и лесохозяйственные зоны. Лесопарковая зона включает леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты. Лесохозяйственные зоны состоят из площадей, занятых домами и базами отдыха, пансионатами, пляжами, спортивными сооружениями, лечебно-профилактическими учреждениями.

В пределах зеленой зоны допускается размещение зданий и сооружений, обслуживающих пригородное сельское и лесное хозяйство, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач и связи. Запрещается размещать предприятия, загрязняющие окружающую среду, не связанные с обслуживанием города и его пригородных и зеленых зон. Населенные пункты зеленой зоны ограничиваются в дальнейшем территориальном развитии.

Зеленые насаждения городов и других населенных пунктов ввиду их исключительной важности для экологического благополучия населения являются объектом особой охраны.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ). В настоящее время в Государственной Думе разрабатывается Закон «О зеленой растительности в городах».

Близко к проблеме охраны зеленых насаждений в городах и пригородных зеленых зонах стоит проблема охраны рекреационных городских зон (пляжи, парки, лесопарки).

Рекреационные зоны — это зоны массового отдыха людей. Их основное назначение — восстановление физических и моральных сил человека.

По степени посещаемости и по удаленности от жилых застроек различаются три вида рекреационных зон:

• ближняя — зона, доступная для посещения каждый день или раз в неделю;

• средняя — частота посещаемости этой зоны — от одного раза в неделю или в 2—3 месяца);

• дальняя — посещаемая не чаще одного раза в год.

Повышенное внимание на соблюдение экологических нормативов должно быть обращено органами местного самоуправления, санитарно-эпидемиологическими и природоохранными органами, ближайшими к рекреационной зоне. Эти зоны отдыха расположены на территории города и поэтому удобны для посещения, но именно в них, особенно в летний сезон, существует высокая степень загрязнения грунта бытовым мусором, что чаще всего связано с отсутствием мусоросборников, служб сервиса, а также низкой культурой отдыхающих. К началу купального сезона в крупных городах России качество воды в рекреационных зонах не соответствует санитарным нормам.

Наши рекомендации