Класс опасности отходов. Уничтожение опасных отходов

Отходы являются химическими веществами, комплексами веществ, соединениями, в той или иной степени чужеродными компонентам природной среды. Степень этой чужеродности и будет определять опасность того или иного отхода для окружающей среды, а также для организма человека. И для удобства классификации отходов они в зависимости от своей степени опасности должны быть разделены на группы.

В соответствии с подп. 1.3 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З) отходы в зависимости от степени опасности делятся на опасные и неопасные, а в соответствии с п. 2 данной статьи опасные отходы классифицируются по классам опасности следующим образом:

· первый класс опасности — чрезвычайно опасные;

· второй класс опасности — высокоопасные;

· третий класс опасности — умеренно опасные;

· четвертый класс опасности — малоопасные.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона № 271-З степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Классификатор отходов является первичным нормативным документом для определения степени и класса опасности отходов.

Если же степень и класс опасности отходов производства не указаны в Классификаторе отходов, то согласно п. 2 ст. 16 Закона № 271-З данные характеристики для отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства.

В то же время в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона № 271-З если производитель отходов производства не обеспечилустановление степени и класса опасности отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.

Инструкция о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 3/13/2.

Рассматриваемыми нормативными правовыми актами не установлена возможность для одного субъекта хозяйствования воспользоваться заключениями о степени токсичности, экотоксичности, пожаро- и взрывоопасности того или иного отхода другого субъекта хозяйствования.



во всём мире и во все времена. Но в период бурного развития промышленности этот Проблема обращения с отходами всегда была актуальнавопрос стал наиболее остро влиять на сами производственные процессы. До сих пор не существуют абсолютно безотходных технологий для всего производственного цикла отдельного вида продукции.. В Республике Беларусь также в 2007 г. принят Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами», в котором сформулировано понятие «отходы», дана их классификация и определены принципы государственной политики в данной сфере. Понятие «отходы» и их классификация В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» понятие «отходы» формулируется следующим образом: отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» предложена следующая общая классификация отходов, относящихся к производственным отходам: 1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от: 1.1. происхождения - на отходы производства и отходы потребления; 1.2. агрегатного состояния - на твердые отходы и жидкие отходы; 1.3. степени опасности - на опасные отходы и неопасные отходы; 1.4. возможности их использования - на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления. 2. Опасные отходы в свою очередь классифицируются по классам опасности: 2.1. первый класс опасности - чрезвычайно опасные; 2.2. второй класс опасности - высокоопасные; 2.3. третий класс опасности - умеренно опасные; 2.4. четвертый класс опасности - малоопасные. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [15]. Важнейшим принципом государственной политики в республике в области обращения с отходами является приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению . Однако, как свидетельствует статистика отходов производства в Республике Беларусь, основное их количество удаляется на хранение или захоронение. В объеме накопленных отходов доля крупнотоннажных отходов составляет более 98 %, из них на отходы производства калийных удобрений (галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые) приходится более 96 %, или 956,7 млн. т. Уровень использования отходов в 2012 г. составил 32 % от объема образования отходов производства [9]. Причин сложившейся ситуации много, важнейшими из них можно назвать недостаток мощностей и отсутствие экономически обоснованных и экологически безопасных технологий по переработке (использованию) отходов. Определенную роль в этом играет информационное обеспечение, точнее его недостаточность на сегодняшний день [31]. Существующая система обращения с производственными отходами в республике требует обязательного внедрения инновационных проектов, как в производство продукции, так и в переработку отходов. Главной задачей является разработка технологий для конкретных предприятий, с учётом их специфики производства и региональных особенностей местоположения. Необходимо дополнительное финансирование для модернизации. Мотивацией для этого может послужить увеличение налогов от государства по различным критериям всего производственного процесса. 1.2 Нормативно-правовые основы обращения с отходами в Беларуси Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, упоминавшегося выше Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами. Отдельные моменты по исследуемому вопросу освещаются в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года. В целях контроля ситуации обращения с отходами производства на предприятиях ведётся единая государственная статистическая отчётность. Республика признает общепризнанные принципы обращения с отходами, что нашло отражение в законе «Об обращении с отходами» (в статье 4): - обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов; - нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства; - использование новейших научно-технических достижений при обращении с отходами; - приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности; - приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению; - экономическое стимулирование в области обращения с отходами; - платность размещения отходов производства; - ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами.[15] Постановления Совета Министров Республики Беларусь, в основном, освещают экономические составляющие обращения с отходами производства. Например, вопросы перемещения отдельных видов отходов через таможенную границу республики. В настоящем Постановлении содержится Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на ввоз и или вывоз отходов. Приведён перечень отходов производства, запрещённых для перевозки через границу, определены правила выдачи и сроки действия разрешения. Описаны причины, по которым разрешение заявителю не выдаётся. Таким образом, отказ возможен при вывозе отходов из Беларуси для хранения или захоронения отходов производства в место назначения, находящееся южнее 60 градусов южной широты, т.к. отходы окажутся в пограничных водах Антаректиды
 


Наши рекомендации