Экономические рычаги рационализации природопользования

Эколого-экономическое регулирование - комплекс мероприятий, имеющих своей целью улучшение процесса природопользования и уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду путем преимущественного использования общеэкономических рычагов. Оценка эколого-экономического регулирования осуществляется путем сбора и анализа информации о величине экологических затрат и платежей и об их эффективности в части охраны природы.

Как правило, использовался либо финансовый механизм санкций к загрязнителям, т. е. различные налоги и платежи, а также финансовая помощь, кредиты на мероприятия по ограничению выбросов, платежи пользователей за услуги, налоги на продукцию; либо осуществлялось создание новой рыночной системы, например, выдача платных разрешений на выброс. Сегодня в этих странах преобладают «смешанные системы», в которых экономические методы используют как дополнение к методам прямого регулирования, содействуя уменьшению загрязнения и создавая источник доходив для финансирования природоохранных мероприятий.

В зарубежных странах возник и функционирует рынок «прав на загрязнение», основанный на выдаваемых территориальными ведомствами разрешениях на выброс загрязнений. Объем их ограничен предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ, определяемыми сохранением способности природной среды к восстановлению и самовоспроизводству. Этот метод регулирования экологической ситуации в регионе еще называют методом «коллективной ответственности».

К числу рыночных рычагов могут быть отнесены также налог на выпуск экологически опасной продукции, налог за применение экологически опасной технологии, политика компенсаций, метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, плата за услуги рекреационного характера и т. д.

Экономический смысл экологических сборов и штрафов заключается в увеличении стоимости продукта или ресурса до величины, возмещающей наносимый природе ущерб. Наиболее известным видом сбора за загрязнения являются платежи за жидкие выбросы с целью контролирования загрязнения внутренних и прибрежных вод. Например, в Нидерландах применение этого средства регулирования загряз­нения позволило сократить масштабы загрязнения отходами водных бассейнов на 70% в 1969-1980 гг. и еще на 10% - в 80-е гг. Широко распространены платежи за потребление ряда продуктов (смазочные масла, отдельные химикалии).

Общим, по мнению экспертов, недостатком экологических налогов и сборов, как средства регулирования окружающей среды, является отсутствие стимулирующего эффекта, за исключением отдельных случаев, где эта система действует наиболее эффективно (например, в Нидерландах). Налоги и сборы производитель включает в издержки производства и редко несет за них убытки. Нидерландский пример показывает, что стимулирующий эффект достигается тогда, когда налоги и сборы достаточно высоки, чтобы заставить производителя менять технологию, уменьшать размер выбросов, чтобы было более выгодно ввести очистные сооружения, чем платить налоги и штрафы.

Методы экономического стимулирования

Наиболее известным и уже давно используемым видом экономического регулирования окружающей среды являются устанавливаемые в рамках соответствующего законодательства меры фискальной политики. К ним относятся:

- налоги (когда платит либо загрязнитель, либо потребитель конечного продукта, произведенного с отрицательными последствиями для среды);

- налоговые льготы для инициирования природоохранительных инвестиций (включая ускоренную амортизацию очистного оборудования);

- платежи за вредные выбросы, штрафы (за превышение установленных норм выбросов);

- целевые субсидии, льготное кредитование;

- импортные тарифы (в том числе санитарные ограничения на ввоз содержащих токсины продукций и отходов);

- экспортные налоги и прочее.

Ускоренную амортизацию средств, вложенных в очистное оборудование, и налоговые льготы на природоохранительные инвестиции широко практикуют Франция, Канада, Ю. Корея, Тайвань.

Экономическое стимулирование может осуществляться поощряющими и наказующими рычагами. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Экологические платежи - выплаты различных хозяйствующих субъектов (независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности и т. п.) за загрязнение окружающей природной среды, прежде всего выбросы и сбросы вредных веществ в атмосферный воздух и водные источники, а также за размещение отходов производства и потребления.

Наиболее распространенными экономическими рычагами рационализации природопользования являются:

Таблица 3 - Экономические рычаги природопользования

Меры ответственности (наказующие рычаги)   Меры поощрения (стимулирующие рычаги)  
- платное природопользование; - платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное); - плата за сбросы, выбросы, захоронение отходов и др. загрязнение окружающей среды (лимитное и сверхлимитное); - штрафы за нарушение природоохранного законодательства, за нарушение норм и правил рационального природопользования; - возмещение нанесенного ущерба государству, природе, другим природопользователям;   - льготное налогообложение экологически чистой продукции, создания природоохранной технологии, развития природоохранной и безотходной технологии; - за использование вторичных ресурсов и др. деятельность, обеспечивающую экологический эффект; - развитие экологических фондов как источников финансирования природоохранной деятельности и освобождение их от налогообложения; - освобождение природопользователей от обязательных платежей за достигнутый эффект;  
- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически вредной технологии; - экспортные налоги.   - льготное кредитование строительства объектов природоохранного назначения; - предоставление предприятиям права распоряжаться всей прибылью от экономии ресурсов, за утилизацию отходов; - учет в ценообразовании экологической чистоты продуктов; - компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранной деятельности, но при отсутствии прибыли от этого улучшения; - экологическое страхование; - дотации государства производителями экологически чистой продукции и др.  

Активизации развития экономического механизма рационализации природопользования в настоящее время противостоит ряд факторов: наличие устаревшего оборудования на большинстве предприятий, отсутствие природоохранной индустрии, производящей очистные установки и сооружения, отсутствие средств на разработку безотходных технологий.

Ставки платежей за воспроизводство и охрану природных ресурсов определяются исходя из объемов затрат на охрану и воспроизводство, а также на создание и ведение систем контроля за состоянием природных ресурсов.

ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Любая производственная деятельность обязательно связана с воздействием на окружающую среду. Главный вопрос, каким будет это воздействие – большим или меньшим.

С точки зрения экономики в целом производственный процесс приводит к возникновению издержек двух видов: с одной стороны, это экономический ущерб, вызываемый выбросами вредных веществ в окружающую среду, с другой – издержки предотвращения загрязнения, то есть затраты на реализацию природоохранных мероприятий.

Экономя на природоохранных затратах, общество терпит убытки из-за того, что окружающая среда стала хуже. Предотвращая ущерб, предприятие несет затраты по природоохранной деятельности. Две составляющие издержек взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. С экономической точки зрения, необходимо найти ответ на вопрос: каково рациональное соотношение двух видов затрат.

Под экономическим ущербом от загрязнения ОС понимается денежная оценка негативных изменений основных свойств ОС под воздействием загрязнения.

“Методика определения предотвращенного экологического ущерба” приводит такое определение: «Эколого-экономический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф.

Можно привести другое определение: «Под экономическим ущербом, наносимым окружающей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнением ОС, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков».

Вред возобновимым ресурсам может восполняться силами самой природы до определенной степени. Например, загрязненный воздух рассеивается и перемешивается со свежим в результате движения воздушных масс, тем самым снижается концентрация в атмосфере загрязняющих веществ.

Загрязнению водоемов противодействует разнообразная водная биота: водоросли, микробы, беспозвоночные. Они, своей деятельностью, уничтожают загрязняющие вещества, разлагая и используя их в пищу. Кроме того, самоочищению водоемов способствует разбавление загрязненной воды свежей.

За основу при измерении ущерба, как правило, берется следующая схема причинно-следственных связей:

Выбросы из вредных источников их образования

Концентрация примесей в атмосфере (водоеме)

Натуральный ущерб

Экономический ущерб

Первая стадия предполагает анализ объемов и структуры выбросов. Затем для измерения их концентрации проводится расчет рассеивания вредных примесей. Для выбросов в атмосферу, например, учитывается местоположение источника, высота трубы, роза ветров, погодные условия, рельеф местности и некоторые другие факторы.

Зная концентрацию вредных примесей, можно сделать следующий шаг: оценить натуральное воздействие на окружающую среду и хозяйственную деятельность. Обычно речь идет о следующих видах воздействия:

1.) ухудшение качества жизни (включая рост заболеваемости, смертности, ухудшение условий рекреации и т.п.);

2.) сокращение сроков службы имущества (основных фондов, и т.п.);

3.) рост концентрации вредных примесей в воздухе (воде), используемом в производстве;

4.) сокращение урожайности в сельском и замедление прироста биомассы в лесном хозяйствах.

Эти и другие факторы учитываются при оценке натурального ущерба. На основе эмпирических данных строятся функциональные зависимости между концентрациями вредных примесей и изменениями натуральных показателей.

Наши рекомендации