Контроль и оценка результатов освоения
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Домашние контрольные работы
для студентов 3 курса 6 семестр
Учебный год
Вариант №1
Тема:Природные ресурсы и рациональное природопользование. Правовые и социальные вопросы природопользования
Задания теоретического характера.
1. Охарактеризуйте основные мероприятия по борьбе с лесными пожарами, с вредителями и болезнями растений. Опишите основные категории особо охраняемых природных территорий, их специфические особенности.
Задание практического характера.
1. Составьте презентацию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство с Красной книгой Республики Коми» (представить текстовую аннотацию (цель, задачи, текст воспитателя) и презентацию в электронном виде).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://ib.komisc.ru/add/rb/introduction/
Вариант №2
Тема: Многообразие растений тундры и их приспособленность к суровым условиям Большеземельской тундры.
Задания теоретического характера
1. Физико-географические характеристики Большеземельской тундры. Особенности приспособленности растений тундры к суровым условиям Большеземельской тундры (привести не менее 5-ти примеров).
Задание практического характера.
1. Составить конспект совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с растительным миром тундры (возрастная группа на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Алексеев Ю. Е., Баландин С. А., Вахрамеева М. Г., Растения тундры [Текст]/ Алексеев Ю. Е., Энциклопедия растений России — Издательство: Классикс Стиль. — 2003. —208 с.
2. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР [Текст] / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.
3. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
4. http://biofile.ru/bio/21354.html
5. http://www.allbest.ru/
6. http://www.syl.ru/article/174384/new_rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rossii
7. http://zhivaja-priroda.ru/rasteniya/rasteniya-tundry/
Вариант №3
Тема: Особенности приспособления животных к условиям Большеземельской тундры. Сезонные изменения в жизни животных.
Задания теоретического характера
1. Охарактеризуйте сезонные изменения в жизни животных тундры.
Задание практического характера.
1. Составить конспект совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с животным миром тундры (возрастная группа на выбор).
2. Составьте конспект природоведческой беседы (тема и возраст детей на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР [Текст] / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://www.zoogeo365.ru/public_card/86/prisposobitelnye_osobennosti_zhivotnyh
4. http://www.syl.ru/article/174384/new_rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rasteniya-i-jivotnyie-tundryi-rossii
Вариант №4
Тема: Наблюдение как метод экологического воспитания. Организация и методика руководства наблюдением в разных возрастных группах.
Задания теоретического характера
1. Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения в разных возрастных группах.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект совместной образовательной деятельности для детей старшей группы «Наблюдение за полярной и шерстистой ивой».
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №5
Тема: Модели, их виды и методика использования.
Задания теоретического характера.
1.Раскройте методику моделирования с детьми в разных возрастных группах ДОО.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект занятия по экологическому образованию с детьми средней группы с использованием моделей. (Тема на выбор. Методический материал изготовить самостоятельно)
2. Составьте конспект природоведческой беседы (тема и возраст детей на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy
Вариант №6
Тема: Игра, как метод экологического образования дошкольников. Игровые обучающие ситуации (ИОС).
Задания теоретического характера
1. Раскройте методику организации и проведения ИОС в разных возрастных группах. Охарактеризуйте историю разработки методики ИОС на примере отечественных и зарубежных исследований.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект игровой обучающей ситуации (ИОС) для детей младшего дошкольного возраста с использованием игрушки-аналога (тема на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465114
4. http://www.bestreferat.ru/referat-220701.html
Вариант №7
Задания теоретического характера
1. Раскройте методику экспериментирования с детьми в разных возрастных группах в ДОО.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект прогулки с экспериментированием для детей младшего дошкольного возраста (тема на выбор).
2. Составьте конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с детьми подготовительной к школе группы (тема на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. Рыжова Л.В., Методика детского экспериментирования [Текст]. / Ермолаев С. Д. Изд-во: Детство-Пресс, 2015. –208с.
Вариант №8
Тема: Методика применения словесных методов в экологическом образовании детей.
Задания теоретического характера
1. Опишите методику чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект совместной образовательной деятельности по чтению природоведческой литературы для детей старшей группы (тема на выбор).
2. Составьте конспект природоведческой беседы (тема и возраст детей на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №9
1. Тема: Виды экскурсий в экологическом образовании, методика проведения.
Задания теоретического характера
1. Охарактеризуйте методику организации и проведения различных видов природоведческих экскурсий в разных возрастных группах.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект экскурсии в осенний сквер (парк) для детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
a.
Вариант №10
Тема: Элементарная поисковая деятельность как форма экологического образования дошкольников.
Задания теоретического характера
1. Лэпбук как современное средство экологического образования дошкольников.
Задание практического характера.
1.Разработайте и оформите лэпбук (представить в т.ч. в электронном виде, тема на выбор). Опишите методику использования представленного лэпбука (цель всего проекта и отдельных заданий, план, макет, особенности использования,).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №11
Задания теоретического характера
1. Опишите недельную методику ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе.
Задание практического характера.
1. Оформите календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе для детей старшего дошкольного возраста (представить в т.ч. в электронном виде).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №12
Тема: Современные требования к организации предметно-развивающей среды в ДОО.
Содержание уголка природы в разных возрастных группах.
Задания теоретического характера
1. Охарактеризуйте индивидуальную педагогическую беседу как наиболее доступный метод взаимодействия педагога с родителями ребенка.
Задание практического характера.
1.Составьте конспект индивидуальной педагогической беседы с родителями ребенка 3 лет по развитию культурно-гигиенических навыков ребёнка.
2. Разработайте проект-презентацию сменяемого информационного стенда во 2-ой младшей группе.
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №13
Задания теоретического характера
1. Охарактеризуйте природоохранные акции, развлечения по экологическому образованию дошкольников в разных возрастных группах.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект развлечения по экологическому образованию для детей младшего дошкольного возраста (тема на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №14
Тема: Методика проведения диагностики уровня экологической воспитанности у дошкольников.
Задания теоретического характера
1.Охарактеризуйте методику проведения диагностики уровня экологической воспитанности у дошкольников в разных возрастных группах.
2. Задание практического характера.
1. Подберите и оформите методический материал для проведения диагностики уровня экологической воспитанности у детей подготовительной к школе группы по темам: «Живое - не живое», «Растения», «Животные», «Отношение к природе», «Человек» (иллюстративный материал представить так же в электронном виде).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №15
Задания теоретического характера
1. Дайте характеристику экологической тропе. Раскройте методику организации экологической тропы в условиях Крайнего Севера.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с природой тундры на экологической тропе (возрастная группа на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://uran.ru/node/3157
4. http://festival.1september.ru/articles/532452/
5. https://infourok.ru/proekt_tropinka_v_prirodu_severa-425796.htm
Вариант №16
Тема: Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы в разное время года.
Задания теоретического характера
1.Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы в разное время года.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект прогулки с наблюдением за объектами и /или явлениями неживой природы для детей старшего дошкольного возраста (тема на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №17
Задания теоретического характера
1. Мотивация детей к деятельности в экологическом образовании: подход в разных возрастных группах, виды, примеры.
Задание практического характера.
1. Составьте конспект совместной образовательной деятельности по экологическому образованию с детьми средней группы в виде путешествия. (тема на выбор).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №18
Задания теоретического характера
1.современные подходы к организации экологического пространства на участке в ДОО.
Задание практического характера.
1. Составьте макет организации экологического пространства на участке в ДОО. (нетрадиционный)
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №19
Тема: Цель, задачи и содержание экологического образования дошкольников в ДОУ.
Задания теоретического характера
1.Цель, задачи и содержание экологического образования дошкольников по программе «Детство».
Задание практического характера.
1. Составьте конспект природоохранной акции (тема и возрастная группа на выбор)
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вариант №20
Задания теоретического характера
1.Раскройте методику использования иллюстративно-наглядного материала.
Задание практического характера.
1. Подберите и оформите методический материал для проведения диагностики уровня экологической воспитанности у детей младшей группы по темам: «Живое - не живое», «Растения», «Животные», «Отношение к природе» (иллюстративный материал представить так же в электронном виде).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
Вопросы к дифференцированному зачету
для студентов 3 курса 6 семестр
Знать(в соответствии с ФГОС): | Теоретические вопросы |
- развитие элементарных естественнонаучных представлений; - теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; - соответствие с программой дошкольного образования. - педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, - особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах; - педагогические и гигиенические требования к организации обучения при проведении экскурсий и наблюдений. - диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников; | 1. Многообразие растений и животных тундры, особенности их приспособленности к суровым условиям Большеземельской тундры. 2. Наблюдение как метод экологического воспитания. Организация и методика руководства наблюдения в разных возрастных группах 3. Модели, их виды и методика использования. Игра, как метод экологического образования дошкольников. Игровые обучающие ситуации. 4. Элементарные опыты и их роль в экологическом воспитании детей. 5. Методика применения словесных методов в экологическом образовании детей. 6. Методика использования иллюстративно-наглядного материала. 7. Типы экологических занятий и особенности их проведения. 8. Виды экскурсий в экологическом образовании, методика проведения. 9. Содержание уголка природы в разных возрастных группах. Экологическая тропа и ее значение в экологическом воспитании детей. 10. Природоохранные акции, развлечения и праздники. 11. Элементарная поисковая деятельность как форма экологического образования дошкольников. 12. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе. 13. Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы в разное время года. 14. Цель, задачи и содержание экологического образования дошкольников в ДОУ. 15. Методика проведения диагностики уровня экологической воспитанности у дошкольников. |
Уметь(в соответствии с ФГОС): | Практические задания (обязательные к выполнению) |
использовать разнообразные методы, формы и средства организации познавательной деятельности детей на занятиях; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий по экологическому образования, наблюдений и экскурсий; - использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; - формулировать задачи обучения, развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; | 16. Составить конспект наблюдения (тема и возрастная группа на выбор). 17. Оформить календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе (для старшего дошкольного возраста). 18. Оформить лэпбук (тема на выбор). 19. Составить конспект НОД по экологическому образованию с использованием моделей (тема и возрастная группа на выбор). 20. Составить конспект экскурсии в сквер (парк) (возрастная группа на выбор). 21. Составить конспект экологической беседы (тема и возрастная группа на выбор). 22. Составить конспект прогулки с экспериментированием (тема и возрастная группа на выбор). 23. Составить конспект экологического развлечения (праздника, природоохранной акции) (тема и возрастная группа на выбор). 24. Подобрать (представить) методический материал (задания и картинки) для проведения экологической диагностики с детьми одной возрастной группы. 25. Составить конспект игровой обучающей ситуации (ИОС) (тема и возрастная группа на выбор). 26. Составить конспект НОД по экологическому образованию (тема и возраст детей на выбор).. Одинаковые конспекты или не переработанные материалы из Интернета не принимаются! |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Домашние контрольные работы
для студентов 3 курса 6 семестр
Учебный год
Вариант №1
Тема:Природные ресурсы и рациональное природопользование. Правовые и социальные вопросы природопользования
Задания теоретического характера.
1. Охарактеризуйте основные мероприятия по борьбе с лесными пожарами, с вредителями и болезнями растений. Опишите основные категории особо охраняемых природных территорий, их специфические особенности.
Задание практического характера.
1. Составьте презентацию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство с Красной книгой Республики Коми» (представить текстовую аннотацию (цель, задачи, текст воспитателя) и презентацию в электронном виде).
Рекомендуемые источники
1. Гончарова Е.В., Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: [Текст]. / Гончарова Е.В.: Курс лекций для студентов высших педа- гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
2. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. / С.Н. Николаева, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. http://ib.komisc.ru/add/rb/introduction/
Вариант №2