Элементы общего аудита в Э.А: счета учета материальных ценностей и учета затрат на производство.
Счёт учёта метер-х ценностнейведётся на счёте 10.
(А)10 – материалы.
По Д отраж-т поступления на склад, по К списание мат-ов в производство (20).
К счёт 10 открывает следующие субсчета:
10/1- сырье и осн. материалы ( мат. ценности вход. в мат. в состав продукции). Учит. вспомогательные матералы (краска, реагенты, эмульгаторы).
10/2- полуфабрикаты и комплектующие;
10/3- топливо (нефтепр., нефть, уголь);
10/4-тара;
10/5-запчасти;
10/6- прочие материалы;
10/8-строительные материалы;
Д10 К60- получено тов.цености
Д10 К71- счёт-фактура; на склад
Д10 К76-
Д20 К10- списано в осн. производство
Д23 К10 - списаны в вспомогат-е цеха (котельные, трансп.цеха). Документ для проверки, субсчета счета 10. (оборотная ведомость счет 10/3-топливо).
Счета учёта затрат на производство:
- счёт 20- осн. производство;
-счёт 23-дополнительное производство;
-счёт 25-общепр. расходы (цеховые);
-счёт 26-общехоз.(упр-ческие)
Например:
акт | |
Д незавершённое производство | К |
-затраты материалы (10) | -гот. продукция (43) |
- аммортиз-я (02) | -счёт (90) |
- з/п (70) | 23,25,26 тоже самое движение |
Билет №6
1. Проект закона об ЭА.1.Эколого-аудиторская деят-ть – это предпринимательская деят-ть по независимой проверке аудируемых лици оказанию сопутствующих услуг, осуществляемых эколого-аудиторской орг-цией или аудитором – предпринимателем. 2.Сопутствующие услуги: а)составление финанс. отчетности по оплате за негат. воздействие; б)экологич. консалтинг (консультация по финанс., хоз.-военным и правовым вопросам); в)анализ финанс.-хоз. деят-ти в обл. природопользования; г)проектирование СУОС в соотв. с дейст-щими стандартами; д)сертификация по экол. требованиям; е)разработка ОВОС; ж)разработка нормативов. 3.Аудитор-эколог – лицо, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее аттестат аудитора. 4.Эколого-аудиторская орган-ция – это коммерч. орг-ция, имеющая свидет-во о внесении в реестр эколого-аудиторских орг-ций. Данная орг-ция м.б. создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО (т.е. должна быть независимой). 5.Эколого-аудиторские орг-ции вправе осущ-ть любые виды деят-ти при наличии аттестации. 6.Права и обяз-ти экоаудиторов. Права: а)проверять в полном объеме докум-цию по охране ОС, финанс.-хоз. деят-ть, а также фактич. наличие и состояние любого объекта имущества, кот. принадлежит предприятию; б)аудитор вправе отказаться от проведения проверки при недоставлении необходимой док-ции и при угрозе жизни и здоровью населения; в)получать своеврем. оплату по договору независимо от рез-тов аудитора (аванс в осн.50%) Обяз-ти: а)в срок предоставлять аудит-кое заключение лицу, заключавшему договор на аудит. услуги; б)обеспечить сохранность док-тов и конфиденциальность информации за искл. случаев выявления уголовно-наказуемых действий, связ. с безопасностью местности, здоровьем населения и т.д.; в)предоставлять инфу о природоохр. законод-ве аудируемому лицу. 7.Федер. органы по регулир-ю осущ-ют управление в обл. охраны ОС. Этот орган обязан: а)разработать стандарт ЭА; б)организовать систему обучения и аттестации аудиторов; в)разработать перечень отчетности отчетности эколого-аудиторских орг-ций и аудиторов-предпринимателей; г)осущ-ть контроль за данными орг-ции. 8.Обязат-ый ЭА. Проводится в случаях, установленных ФЗ (выделяется по двум критериям: перечень отраслей и объемы производства). 9.Аудиторское заключение – это официальный документ, содержащий выраженное в установл. форме мнение эколого-аудит. орг-ции или эколога-аудитора о соответствии деят-ти аудируемого лица законодат-ву в сфере охраны ОС и экол. безопасности. Составление заведомо ложного заключения ведет к анулир-ию аттестата. 10.Независимость экоаудитора. а)экоаудит не может проводиться взаимозависимыми лицами (близкое проверяемое и непроверяемое родство); б)учредительство: одни являются учредителями других; в)аудитор в теч. предшест-щих 3х летоказывал услуги по подготовке разрешений проектной док-ции (в т.ч. ОВОС, ПДВ, ПДС, по отходам – расчет платы). 11.Обязат-ые требования для получения аттестата аудитора: а)наличие высшего образования в российских образоват. учрежд-ях и диплом иностранного госуд-ва, имеющего свид-во эквивалентности (не указана специальность); б)стаж работы в обл. охраны ОС – не менее 3х лет; в)атт-ция провод-ся в виде экзамена. По рез-там выдается аттестат, зарегистрированный в реестре; г)периодически (каждые 3 года, начиная со след. года после получ-ия аттест. аудитор обязан проходить программу повыш-я квалиф-ции с получ-ем док-тов о действит-ти аттестата. 12.Порядок аннулирования атт-ции. При наруш-ии конфиденц-ти; систематическое (более 2х раз) нарушение стандартов аудита; более 3х лет экоаудитор не осущ-ет свою деят-ть; не прошел повышения квалификации.
Аудит платы за НВ на ООС
1) по стационарным источникам:а)проверить правильность использ. Нормативов платы по постановлению №344 от 12.06.03.б)правильность использования экокоэффициента значимости.в) сравнение данных Vвыбросов и данных декларируемы в 2 –ТП отчетности 2)от передвижных источников – проверить количество списанного топлива, вид ,объем должны совпадать с данными бух.учета. проверить норматив платы и коэффициент.3)Плата за сбросы. Количество сбросов должно соответствовать со стат.отчетностью 2ТП-водхоз. А ставки постановлению 344.4) плата по отходам. Количество должно совпадать с данными формы 2 ТП-токсичный отход и сводной ведомости по движению отходов. Плата за налоги включая НВ счет 68.
Билет №7
Система управления ОС.Требования к суос.стандарт исо14001-98
1.Стандарты ИСО не устанавливают абсолют требования к организации СУОС. Они требуют соответствия нац законодат и постоянного улучшения технологий в обл ООСю
2.Стандарты ИСО 14001 испол для сертификации т.е. аудиторская проверка проводится на соотв данному стандарту.
3. ИСО 14001 м.б. внедрен как в целом по организации так и по отдельным видам деятельности.
4.Модель СУОС согл ИСО 14001:
1этап:экополитика
2этап: планирования мероприятий
3этап: реализация
4этап: оценка и корректировка
5этап: анализ и улкчшение
1.эко политика. увелич руководства обязат разработки плана экополитики, кот должен соотв масштабам воздействия, д.б документально оформлен,внедрен в производственный процесс,доведен до сведения работников,д.б. доступен общественности и должен переодически обновляться.
2. планирование мероприятий. В развитии плана эко политики разраб программа управления ОС,кот вкл плановые показатели распределения ответственности по каждому подраздел и сроки их реализации в РФ-ежегод план природоохр мероприятий.
3.Реализация. 3.1.Руководство должно предоставить финанс и труд ресурсы для внедрения СУОС
3.2.руководство должно назначить своего представителя для контр СУОС
3.3.персонал чья работа может повлиять на ОС должен пройти обучение, должен знать обязанности и ответственность в случае наружения требований по ООС вкл готовность к аварийным ситуациям.
3.4.д.б. отлажена внутреняя связь между подразделениями и связь внешняя в виде сообщ о намерениях в обл ООС и ответы на вопросы заинтересованных лиц
4.оценка и корректировка.4.1.мониторинг и измер организация должна проводить регулярно,аппаратура должна быть в рабочем состоянии измер должны документировться т анализир,д.б. зарегестрировны все внештат ситувции.
4.2.аудит суос должен должен определять соответствие систем упр ос требованиям стандарта исо 14001, а так же запланированным мероприятиям.
5.анализ и улучшение. на основе результатов аудита и данных о выполнении плановых показателей руководство проводит переодичсеский анализ СУОС,кот д.б. документально оформлен в результате возможных изменений отдельных этапов СУОС для дальнейшего улучшения работы.
2. Аудит объемов негативного воздействия на окружающую среду.
Цель аудита – выражение профессионального мнения о правильности определения масштабов воздействия на ОС.
Этапы проверки:
1)инвентаризация источников производится 1 раз в 5 лет, в течение которых на предприятии могут произойти изменения. На первом этапе аудитор должен (обязан) определить соответствие фактического масштаба воздействия на ОС, масштабу воздействия, предусмотренному в проектах. Основное направление контроля на этом этапе:
а)проверить рост объемов производства – объем производства и его рост по отдельным подразделениям указывается в пояснительной записке к годовому отчету, где раскрываются причины роста объемов производства, в том числе и по подразделениям. В бухгалтерии объемы производства можно проверить по дебиту счета 20 (по основным цехам) и счета 23 (по вспомогательным цехам).
б) Анализ объемов капитальных вложений и затрат на капитальный ремонт с целью выявления скрытой реконструкции и модернизации.
- сравнить перечень подразделений - источников загрязнения по данным бухучета и по проектам нормативов;
- проанализировать план строительно-монтажных работ и его выполнение;
- проанализировать план капитального ремонта и его выполнения;
- анализ основных средств, введенных в эксплуатацию, в том числе по подразделениям.
ДО1-введение основных средств в эксплуатацию;
КО1-списано основных средств.
Реконструкцию часто открывают за капитальным ремонтом. При этом расходы списывают на затраты и происходит неофициальное увеличение мощности производства.
в) Анализ номенклатуры и количества материалов, используемых в производстве (счет 10), особенно необходимо уделить внимание на следующие субсчета: 10/1; 10/3 10/6; 10/8. Списание материалов производится по ведомости №16 «Списание материалов в производство». Необходимо сравнить номенклатуру и количество материалов и реагентов, предусмотренных в проектах нормативов с данными бухгалтерии.
г) Журнал учета времени работы оборудования.
В проектах расчеты ведутся на определенное количество часов работы (сменность оборудования). Необходимо сравнить сменность, предусмотренную в проектах с фактической работой оборудования.
д) Технологические регламенты. В проектах расчеты ведутся опираясь на технологические регламенты, т.е на определенные технические схемы, проверить не изменились ли основные технологические схемы. Выводы по данному этапу: при наличии значительных изменений в объемах производства, технологии, в качественном составе основных средств, предприятие обязано провести корректировку нормативов, а пока она не произведена, производить расчет воздействия, неучтенного нормативом и увеличить плату на эту величину.
2)Оценка качества проектов.
Необходимо провести проверку правильности расчетов в проектах выборочно по крупным источникам, для этого необходимо в совершенстве знать методики расчета.
Выводы: если проект получит удовлетворительную оценку, то аудитор может опираться на него и в дальнейшем контролировать выполнение данного проекта.
3) Проверка соблюдения проектов нормативов
а) Проверка наличия и ведения первичной документации по экологическому контролю.
б) на крупных источниках необходимо произвести контрольные замеры своим прибором или сравнить полученные результаты с данными первичной отчетности.
в) Подтвердить факт непрерывной работы газоочистных установок, пылегазоулавливающих установок. Для этого проверить заполнение журнала ПОД3 и количества уловленных веществ.
Билет №8