Необходимость создания систем экологического менеджмента на предприятиях в соответствии со стандартами серии ИСО 14000 и преимущества от введенной системы
Стандарты серии ИСО 14000 представляют общие требования к тому, как должна быть построена система административного управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать экологическую эффективность работы производственной системы.
Внедрение международных стандартов ИСО 14000 на российских предприятиях сегодня становится необходимостью, ведь вместе со стандартами ИСО серии 9000 они не только обеспечивают положительный имидж предприятия, но и служат своего рода пропуском на европейский рынок.
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии и компании).
Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняет требования законодательства.
ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.
Экологическое управление на локальном уровне осуществляется в масштабе предприятия-природопользователя. Формат подобной системы управления рекомендован стандартами ИСО серии 14000.
К настоящему времени блок стандартов ИСО серии 14000, содержащих требования к системе управления окружающей средой и принятых в России в качестве национальных, насчитывает 14 документов. Обозначение «системы управления окружающей средой» сложилось из-за неаутентичного перевода термина «environmental management system»; его следует понимать как управление производственной (или иной) деятельностью в обеспечении экологической безопасности. Последнее однозначно показано в определении системы управлении окружающей средой, данном в ГОСТ Р ИСО 14001-98 и ГОСТ Р ИСО 14050-99[5].
Таблица 1 – Факторы, позволяющие принять решение о внедрении и сертификации СЭМ по ИСО 14001
Фактор | Характеристика |
Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения | постоянно возрастающее количество политических решений, законов и других нормативных актов, а также механизмов контроля соблюдения содержащихся в них требований. |
Конкурентоспособность | растущее осознание того, что экологические аспекты, связанные с продукцией и технологиями, могут играть существенную роль в международной конкуренции; опасения по поводу барьеров в международной торговле, определяемых различными стандартами в области охраны окружающей среды. |
Финансы | отрицательное влияние на успешность предприятия аварий и недостатков в производственном экологическом контроле (вопросы ответственности за прошлое загрязнение, расходы на реабилитацию загрязнения, приостановление производственных операций); внедрение экономических (финансовых) инструментов, таких как налоги или платежи за выбросы, сбросы и отходы, для стимулирования снижения уровня загрязнения; дополнительные стимулы со стороны государства (лицензирование), банков (более привлекательные условия выдачи кредитов) и страховых компаний (более привлекательные условия страхования); экономия затрат за счет внедрения методов чистого производства и повышения экологической эффективности. |
Внимание заинтересованных сторон | внимание со стороны потребителей, их организаций и широкой общественности (в соответствующем регионе); возрастающее внимание со стороны третьих сторон, таких как финансовые институты и страховые компании; внимание со стороны акционеров и работников предприятий. |
Информированность, имидж и репутация | растущая информированность деловых кругов по вопросам охраны окружающей среды (ответственное отношение); корпоративный имидж (общественность, власти); отрицательное влияние на успешность предприятия аварий и недостатков в производственном экологическом контроле (негативное общественное мнение, ущерб корпоративному имиджу). |
Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной деятельности и увеличивают санкции за нарушение экологических норм и условий выдаваемых разрешений. За нарушение требований разрешений и нормативных актов в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, например, подземным водам или качеству почв, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов [6].
Власти могут усилить контроль деятельности и менее охотно идти на переговоры и компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований, по сравнению с предприятиями, пользующихся репутацией законопослушных. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или осуществлять значительные капиталовложения в новое природоохранное оборудование. В других случаях их вынуждают платить за причиненный ущерб окружающей среде.
Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять свои позиции в конкурентной борьбе на внутренних и международных рынках. Наиболее очевидной причиной являются повышенные издержки, связанные с излишними расходами материалов и энергии. Предприятие, которое неспособно учитывать экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями. Загрязнение и отходы могут вызывать травмы или заболевания работников предприятия или жителей прилегающей территории [7].
Уже сегодня в нашей стране предприятиям приходится учитывать необходимость ответственного отношения к окружающей природной среде и во многих случаях брать на себя ответственность за экологические последствия своей деятельности как неотъемлемой части повседневной деловой практики. До недавнего времени эта тенденция не затрагивала предприятия в новых индустриальных странах. Однако быстрое глобальное развитие в этом направлении деловой практики и соответствующие международные соглашения призваны изменить эту ситуацию. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса. Культура «зеленого потребления» является сегодня существенной рыночной силой. Производители или фирмы, которые непосредственно продают товары конечным потребителям, часто требуют от своих поставщиков выполнения новых, значительно более строгих экологических требований к поставляемой ими продукции. Это могут быть как требования обеспечения всех применимых к экспортируемой продукции норм действующего в стране-импортере экологического законодательства, так и жесткие требования к поставщикам строго соблюдать определенные минимальные экологические критерии, применяемые в соответствующей сфере бизнеса и отрасли производства. Жесткие стандарты качества продукции могут означать, что поставщик должен применять не менее строгие стандарты производства, чем заказчик его продукции и услуг. Некоторые компании прямо выдвигают требования соблюдения устанавливаемых ими стандартов всеми поставщиками и контролируют их выполнение [8].
Поскольку использование многих веществ, ранее считавшихся приемлемыми, начинает жестко регулироваться законодательством, предусматривающим их постепенный вывод из употребления, производители продукции, в состав которой входят такие вещества, вынуждены искать им замену. В противном случае они рискуют потерять свои позиции на рынке. Внутренние или зарубежные конкуренты могут получить преимущество в конкурентной борьбе за потребителя только за счет того, что демонстрируют экологически дружественный характер своей продукции или применяемых технологий. В подобной ситуации предприятие просто обязано доказать широкой общественности, что оно поддерживает достаточно высокий уровень соблюдения экологических требований, если оно стремится сохранить свою конкурентоспособность.
В самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды (низкая способность к биологическому разложению, содержание опасных веществ и т.д.) или произведенной в экологически неприемлемых условиях. Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.
Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения или даже устранения загрязнения, отходов, а также экономии энергии, могут существенно снизить финансовые затраты и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. В таких сферах, как эффективное энергопотребление, сокращение выбросов и сбросов, вторичное использование и восстановление отходов, минимизация потребления сырьевых материалов и т.д., имеется целый ряд возможностей использования общих подходов к организации экологически более чистого производства.
Банки все чаще анализируют вопросы экологических обязательств предприятия, прежде чем принять решение о выделении кредитных ресурсов для финансирования его деятельности. Аналогичные тенденции характерны и для деятельности страховых компаний. Предприятие с меньшими экологическими рисками может легче и на более выгодных условиях привлечь финансовые ресурсы для новых инвестиций, получить более дешевую страховку [9].
От предприятий ожидается, что они будут соблюдать законодательство, постоянно возрастает давление, направленное на поддержание определенных минимальных стандартов и определенного уровня внимания к решению экологических проблем. Многие люди считают, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Потребители все чаще отдают предпочтение продукции, которая произведена в условиях, рассматриваемых как наиболее благоприятные с точки зрения нагрузки на окружающую среду.
Другие заинтересованные стороны, такие как финансовые институты и страховые компании, уделяют все больше внимания результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки как потенциального или реального клиента до того, как ему будут оказаны дополнительные услуги или с ним будут вестись переговоры о предоставлении льготных условий. Важным «клиентом» любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они «должны заработать» право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.
Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами.
Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих основных обязанностей, ухудшить моральный климат на предприятии и привести предприятие в состояние неопределенности и замешательства.
В глазах общественного мнения «чистые» предприятия нередко рассматриваются как ответственные организации, заслуживающие доверие властей и потребителей. Именно с такими предприятиями будут советоваться политики, разрабатывающие новое законодательство. У них будет предпочтительная позиция при переговорах с природоохранными органами по поводу аварий или заключения соглашений по вопросам контроля загрязнения или планов действий по охране окружающей среды.
По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, что укрепляет его репутацию, а иногда и позицию на рынке. Например, некоторые предприятия активно публично рекламируют свою экологическую политику и планы действий. Они документально фиксируют свои успехи в уменьшении загрязнения и образования отходов в сопоставлении с экологическими целями и задачами. Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий. Наконец, третьи разрабатывают продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как «зеленые» [10].