Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования
у дошкольников экологических представлений.................................... 58
Исследование как метод познания и метод обучения................... 58
Формирование у дошкольников представлений
о взаимосвязи растений и животных с внешней средой ……60 Понимание дошкольниками приспособительных
особенностей животных (результаты констатирующего
обследования детей)...................................................................... 60
Формирование у дошкольников представлений
о приспособленности животных к среде обитания........... 64
Развитие у дошкольников представлений
об онтогенетических процессах в живой природе.................. 71
Возможность познания дошкольниками изменчивости
в природе....................................................................................... 71
Исследование сенсорных возможностей дошкольников
замечать изменения предметов............................................... 77
Понимание дошкольниками роста и развития растений
и животных.................................................................................... 82
Формирование у детей динамических представлений
о росте и развитии живых существ........................................ 83
Развитие у дошкольников представлений о многообразии
вживой природе................................................................................. 89
Особенности знаний детей о животных...................................... 89
Экологический подход в упорядочивании представлений
о многообразии животных.................... .................................... 93
Формирование представлений о многообразии животных
на основе многоаспектного анализа..................................... 97
Формирование у дошкольников представлений
о сообществах живых организмов (экосистемах).................. 101
Отношение к природе как результат экологического
образования...................................................................................... 104
Глава 4. Методы экологического воспитания дошкольников............................. 110
Теоретические основы педагогического метода
экологического воспитания дошкольников............................. 110
Создание и поддержание экологоразвивающей среды ДОУ — ведущий метод экологического
воспитания дошкольников........................... ................................ 115
Предметная среда и ее влияние на человека (психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия) 115
Ребенок в предметной среде (анализ экспериментального
материала).................................................................................. 124
Создание экологоразвивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая
целесообразность..................................................................... 125
Совместная деятельность воспитателя и детей
в экологоразвивающей среде ДОУ...................................... 139
Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей
среде детского сада.................................................................. 144
Содержание наблюдения. Его значение для экологического
воспитания детей............................................................................. 146
Содержательный подход к наблюдению................................. 146
Циклическая организация наблюдений................................... 151
Наблюдение закономерных изменений в природе................ 154
Формирование у детей отношения к природе
в процессе наблюдения........................................................... 161
Моделирование как метод экологического воспитания
дошкольников................................................................................... 164
Модели и моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой.................................... 164
Развитие у дошкольников отношения к природе
в процессе моделирования..................................................... 174
Роль наглядных пособий в экологическом воспитании
детей............................................................................................. 173
Игровая деятельность как метод экологического
воспитания дошкольников........................................................... 178
Теоретическая основа использования игры
в ознакомлении с природой................................................... 178
Различные типы Игровых обучающих ситуаций (ИОС)..... 182
Игры с правилами и их роль в экологическом
воспитании детей...................................................................... 189
Глава 5. Формы экологического воспитания дошкольников............................. 192
Занятия, их роль в обучении дошкольников. Словесный
метод работы с детьми.................................................................. 192
Типы экологических занятий............................................................. 194
Занятия первично-ознакомительного типа............................. 194
Занятия углубленно-познавательного типа............................ 196
Формирование обобщений в дошкольном возрасте............. 198
Обобщенные представления — средство упорядочивания
знаний детей о многообразии природных явлений........ 203
Занятия обобщающего типа........................................................ 206
Занятия комплексного типа.......................................................... 211
Экологическое, воспитание дошкольников в повседневной
жизни.................................................................................................. 212
Общение и совместная деятельность — главные
факторы повседневного воспитания................................... 2 12
Педагогические мероприятия в повседневной жизни,
различные .формы их организации..................................... 215
Комплексные и развлекательные мероприятия..................... 220
Глава 6. Современные подходы к экологическому образованию....................... 225
Зарубежные и отечественные программы экологического
образования...................................................................................... 225
Зарубежный опыт образования в области окружающей
среды ………………………………………………………225
Отечественные программы экологического воспитания
дошкольников................................................................................. 236
Роль педагогической технологии в экологическом
воспитании дошкольников........................................................... 250
Системообразующая роль «педагогической технологии
в воспитательно-образовательном процессе .......... …….250
Технологии экологического воспитания дошкольников …..252
Диагностика экологической воспитанности детей............... 256
Организационно-методическое руководство экологическим
воспитанием детей в ДОУ............................................................ 259
Роль заведующей» и старшего воспитателя в постановке
экологического воспитания............................................... 259
Роль эколога и других специалистов ДОУ
в экологическом воспитании детей………………….. 270
Приложения.............................................................................................................. 277
Приложение 1. Анкеты конструирующего обследования
детей.................................................................................................... 277
Приложение 2. Анализ решения детьми задач
о приспособленности животных к среде обитания............... 278
Приложение 3. Ход и диагностика экспериментального
обучения детей................................................................................ 287
Приложение 4. Представления детей о росте и развитии
живых объектов (анализ констатирующего
эксперимента).................................................................................. 291
Приложение 5. Ознакомление детей с ростом и развитием
животных (поисковый обучающий эксперимент) ................. 296
Приложение 6. Ребенок в новой предметной среде:
анализ экспериментального материала................................... 303
Приложение 7. Экологический анализ содержания
циклов наблюдений за предметами в разных
возрастных группах....................................................................... 314
Библиография ......................................................................................................... 321