Анкеты конструирующего обследования детей
Анкета 1
Кошка
1. Зачем кошке лапы?
2. Зачем кошке когти?
3. Зачем кошке зубы?
Голубь
4. Зачем голубю клюв?
5. Зачем голубю крылья? 6. Зачем голубю лапки?
. 7. Зачем голубю хвост?
" Лягушка
8. Почему лягушка хорошо прыгает? «
'■: 9. Как лягушка ловит насекомых?
10. Почему лягушка хорошо плавает?
V- , '• ' , Бабочка
11. Как питается бабочка?
12. Как бабочка спасается от врагов?
".' . , Анкета 2
' •\ ' 1 * Лиса
13. Зачем лисе лапы? 14. Зачем лисе когти?
' . ' • 15. Зачем лисе зубы?
Щука
\6. Зачем щуке плавники? 17. Зачем щуке хвост?
Ящерица ц черепаха
18. Как ящерица спасается от врагов?
19. Как черепаха спасается от врагов?
20. Почему ящерица передвигается быстро, а черепаха медленно?
Приложение
Анализ решения детьми задач о приспособленности животных к среде обитания
Первые две задачи посвящены водным, а остальные — наземным животным, живущим в различных условиях.
Результаты решения первой задачи, в которой надо распределить рыб (толстых и тонких) по месту обитания в водной среде (под камнями и в толще воды), показывают: подавляющее большинство детей делают это правильно, но объяснить свой выбор могут только около половины из них. Распределяя рыб, они говорят: одна «тоненькая», «маленькая», «длинная», «похожа на змею», поэтому должна жить под камнями, а другая «толстая», «большая», «короткая» — живет в толще воды. Дети правильно называют такие признаки, как длина, толщина тела рыбы, являющиеся приспособительными к месту их обитания. Однако объяснения их несколько односложны, бедны по содержанию. Никто не называет одновременно двух-трех приспособительных признаков, не пытается подробно разъяснить, как эти особенности строения помогают животным вести соответствующий образ жизни.
В следующей задаче дошкольники определяют место питания рыб (с поверхности воды или на дне), что можно сделать при учете особенностей их строения (форма тела, расположение глаз и др.). Задача оказывается сложнее предыдущей. Значительно меньше детей делают правильный выбор и еще меньше — верно его объясняют. Большая часть детей делает правильные объяснения, указывают на верхнее или нижнее расположение глаз на голове, наличие усов, а также на плоскую или выпуклую спину, плоский или выпуклый живот рыбки. Их объяснения звучат так:«Эта рыбка ловит с поверхности мошек, она смотрит вверх, она выплывает и смотрит, где есть насекомые; а эта внизу ищет, у нее глаза смотрят в песок, она может есть червячков»; «Эта у дна под водой, она нарисована вот так (показывает рукой выпуклую дугу спины), а эта хватает с поверхности, она нарисована вот так (показывает рукой выпуклую дугу брюшка рыбки).
Затруднения детей при решении этой задачи можно объяснить тем, что в основу ее содержания положена частная зависимость — приспособленность к питанию некоторых рыб, с которой дети незнакомы и проявления которой нигде не могли наблюдать. Тем не менее правильное ее решение частью дошкольников, особенно в тех случаях, когда названы все или почти все важные приспособительные признаки строения тел, показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обнаружить и осознать некоторые формы приспособленности животных. Данные также показывают, что некоторые умеют сопоставлять признаки строения, поведения животных со средой их обитания и сделать правильные выводы.
В третьей задаче дети имеют дело с болотными птицами. Половина из них правильно объясняют, почему у них длинные клювы и длинные ноги: длинные ноги птицам нужны, «чтобы ходить по болоту», «чтобы не утонуть», «чтобы не намочить туловище в воде»; длинные же клювы — «что бы ловить рыбу», «чтобы доставать из болота лягушек, так как коротким
клювом это делать неудобно». Дети связывают особенности строения птиц с условиями, в которых они живут: длинные ноги и клювы действительно необходимы для передвижения и добывания пищи в вязком болоте, на мелководье.
Четвертая задача (четыре вопроса, относящихся к кроту) вызывает у детей живой интерес. Первый вопрос преследует цель выявить умение выделять, называть и характеризовать особенности строения животного. Дети дают характеристику общего размера лап крота, некоторые говорят об их толщине. Примерно половина детей указывают на когти, но при этом ни один ребенок не описывает их размер, форму или окраску. Подавляющее большинство правильно объясняют, почему у крота такие лапы: «чтобы удобнее (быстрее, лучше) рыть ходы (норку, землю и др.)». Немногие оценивают лапы зверька как надежное средство защиты. В том и другом случае "дети не объясняют подробно, как действует крот, какие особенности лап помогают ему рыть почву. О назначении носа крота многие говорят в общем виде: «Нос нужен, чтобы нюхать (пищу, червяков, еду)». Дети фактически игнорируют указанные в вопросе особенности строения носа крота (длинный, острый). Лишь некоторые говорят, что такой нос еще и помогает зверьку рыть землю. Дети, которые указывают на эту функцию носа, в большей степени, чем те, которые указывают на его обонятельную функцию, учитывают специфику условий жизни животного. Четвертый вопрос — об особенностях строения глаз крота для детей оказывается наиболее трудным. Только четверть опрошенных дают правильные ответы, которые сводятся в основном к указанию на маленькие глаза. Ответы являются недостаточно глубокими, так как, чтобы выяснить их приспособительную функцию, прежде требуется объяснить, почему они маленькие. Значительная часть детей при ответе на этот вопрос говорят, что зверек плохо видит, потому что живет под землей, а там темно. На первый взгляд ответ кажется верным: причина плохого зрения крота кроется именно в том, что он постоянно живет в темноте, где зрение не может играть большую роль. Однако более подробные объяснения отдельных дошкольников вскрывают ошибочность их суждений. Так, ребенок подготовительной группы отвечает на вопрос так: «Он плохо видит под землей — земля черная. Он всегда находится под землей, там темно. На свету он хорошо видит». Ребенок объясняет не причину плохого зрения животного, а причину плохой видимости, тем самым не затрагивая приспособительный аспект его зрения. Другой ребенок правильно объясняет слабость зрения-зверька спецификой условий его жизни: «Он привык жить в темноте и не может на свету, поэтому глаза у него слабые».
Следовательно, результаты экспериментов доказывают: старшим дошкольникам в большинстве случаев трудно связать особенности зрения крота с условиями обитания в постоянной темноте, обнаружить приспособительные свойства его зрения. Они объясняют отдельные особенности строения его тела спецификой условий жизни. Это касается в большей степени динамичных органов (например, лап) и в значительно меньшей — нединамичных (глаз) или малодинамичных (носа). Дети лишь пытаются учесть многофункциональность отдельных органов (лапы — чтобы рыть и чтобы защищаться; нос — чтобы нюхать и чтобы копать).
В пятой задаче дошкольникам предлагается самостоятельно выбрать среду обитания (из изображенных на картинах биотопов: болота, пусты-
ни, леса и толщи почвы) для незнакомого животного (тушканчика). Эта задача дает возможность особенно четко увидеть, на какие приспособительные признаки в строении и поведении животного ориентируются дети, помещая его в ту или другую среду.
Прежде всего необходимо отметить, что некоторые дети самостоятельно выходят за рамки предложенных им условий: помещают зверька в лес, который виден на дальнем плане картинок с изображением болота и почвы. Пятая часть детей не выполняют задания. Остальные «помещают» тушканчика в четыре биотопа. Только около трети выбирают для него пустыню (правильное решение) и справляются с объяснением выбора среды. Анализ суждений показывает: дошкольники ориентируются на два приспособительных признака — покровительственную окраску и возможность быстрого передвижения. («Он должен жить в пустыне, потому что он под цвет песка. Если враг нападет, он притаится, как будто бы песок»; «В пустыне. У него длинные лапы, а впереди — маленькие. Он быстро бегает»; «Его надо в пустыню. Потому что цвет такой же, он может лечь, и его будет не заметно»; «Он должен находиться в пустыне, там он может быстро бегать».)
Дети, которые полагают, что тушканчик должен жить в лесу, говорят: «Его надо в лес. Он может жить на земле и на деревьях, он прыгает, как белка, хвост у него длинный, а на конце с кисточкой»; «Он может жить около болота, потому что у него ноги быстрые и он может убежать». Когда дети поселяют тушканчика на болото или почву, они не могут правильно объяснить свои действия. И это не удивительно: его строение не соответствует этим биотопам.
Характер решения задачи наглядно демонстрирует особенности понимания детьми дошкольного возраста связи животного со средой обитания. Как правило, они ориентируются лишь на один признак его строения, по которому определяют его местообитание. Этот наиболее важный (по мнению ребят) признак строения тела они соотносят с определенной деятельностью животного: передвижением или защитой от врагов. Число признаков строения тушканчика, выделенных детьми, невелико: окраска, позволяющая маскироваться; некоторые особенности строения конечностей. Очень немногие назвали одновременно два морфологических признака.
Итак, можно утверждать, что при установлении связи животного с определенным биотопом старшие дошкольники, как правило, ориентируются на ограниченное количество приспособительных признаков животного. Значение этого факта особенно очевидно, когда выбор сразу оказывается неверным. Один ребенок подготовительной группы, назвав местом обитания тушканчика болото, обратил внимание только на его длинные задние ноги (он делает это заключение по аналогии с болотными птицами). Другой ребенок этого же возраста, выбирая для тушканчика почву, поясняет: «У него передние лапы короткие, как у крота». Значит, неумение учитывать одновременно несколько признаков и выделять наиболее важные среди них приводит детей к таким заключениям
Тем не менее эксперимент подтверждает: старшие дошкольники мо гут опираться на важные приспособительные признаки, отражающие наиболее общую связь животного со средой обитания. К ним относятся маскировочная окраска и особенности строения ног, которые обеспечивают
выживание в особо значимый момент жизни — в момент столкновения с хищниками. Однако дети недостаточно правильно и четко характеризуют признаки строения животного или особенности среды обитания. Например, называя ноги тушканчика «быстрыми», они не пытаются раскрыть, что именно обеспечивает быстроту передвижения. Говоря о среде, отмечают тон окраски грунта пустыни, ее открытость, но не учитывают сыпучесть песка, равно как и вязкость болота, плотность лесной земли. Часть детей старшего дошкольного возраста — без предварительного обучения — имеют представление о связи животных (водных, наземных) со средой обитания, приспособленности к ней, некоторых формах, относящихся к наиболее значимым сферам жизни животных (питание, передвижение, защита от врагов), и об основных компонентах приспособительной связи строение, поведение животных, среду обитания).
Из материалов данного обследования видно: старшие дошкольники способны соотносить единичные признаки строения животных с конкретной формой их поведения и с одним из свойств среды обитания. Это умение проявляется, однако, лишь при условии, когда все компоненты комплекса животное — среда показаны ребенку в иллюстративно-описательной форме.
Ход обучения. При ознакомлении с животными, в частности с некоторыми формами их приспособленности к среде обитания, дети (за незначительным исключением) лишены возможности осуществлять практические действия с ними. Главную роль в этом процессе играют наблюдение и речь. Для развития мыслительной деятельности дошкольника мы осуществляем поиск приемов, обеспечивающих первоначальное формирование знаний и навыков практическим путем. Центральное место отведено моделирующим действиям и игре, во время которых дети сначала практически, затем визуально, а потом и в плане представлений обучаются умениям выделять, соотносить, познают зависимости приспособления животных и учатся применять знания в новых ситуациях. Большое внимание уделяется наблюдениям за животными, выражению и оформлению знаний в речи. Однако при этом не ставится задача специальной отработки индивидуальных речевых навыков.
Первые шесть экспериментальных занятий посвящаются формированию у детей умений выделять и правильно характеризовать особенности строения животных, их поведения и свойства биотопов. Дети учатся находить и называть отдельные части тела животного, определять их форму, относительный размер, окраску; определять общий размер животного в сравнении с человеком. С этой целью на занятиях используются различные приемы и виды деятельности: выкладывание картонных изображений животных по контуру и под диктовку; рассматривание и описание животных, изображенных на картинах; работа с эталонами форм и размеров; наблюдения за животными; придумывание загадок и игры-соревнования на лучшее описание животных.
Успешно формирующееся умение выделять особенности строения животных находит свое подтверждение в том, что дети почти безошибочно выполняют ряд заданий на 3 —5-м занятиях: справляются с выкладыванием картонных животных под диктовку, правильно отгадывают животных по описанию и сами составляют загадки. На этих же занятиях
дети учатся определять общий размер животного с помощью мерки человек по специально подготовленному пособию (его описание дано ниже). На первых шести занятиях у детей формируется умение анализировать особенности поведения животных в процессе наблюдения за ними. И обучают замечать, называть все движения и действия животных, а затем объяснять их значение: например, животное знакомится с новой обстановкой, играет, боится.
Следующая задача, которая решается на 4 — 6-м занятиях, — формирование умений анализировать особенности среды обитания животных, выделять ее составные компоненты. Например, для птиц, живущих в вольере, жизненно важными являются воздушное пространство, дерево с ветками, домик, песок, корм, вода, определенная температура; дли рыб в аквариуме — водное пространство, растения, песчаный грунт, корм, определенная температура. Дети начинают понимать не только то, что условия жизни животных состоят из ряда компонентов, но и то, что для каждого животного нужны свои, строго определенные условия, та как от них зависит его жизнь.
На 6-м занятии в процессе беседы и рассматривания картин дети знакомятся с биотопами лес, болото, пустыня. В процессе опытно-практической работы узнают свойства грунтов: плотного (дерн), вязкого (глина), сыпучего (песок), которые соответствуют лесу, болоту, пустыне.
На последующих трех занятиях (7— 9-м) у детей формируется преставление о приспособительных зависимостях, связанных с окраской животных. Они узнают, что цвет покрова может выполнять различную функцию. В одних случаях он совпадает с окраской места, где живет животное, и тогда это маскировка. В других случаях окраска не совпадает или даже резко отличается от природного фона: здесь имеет место либо отличительная либо предостерегающая окраска (у опасных животных, например ядовитых). Дошкольники получают знания о том, что окраска играет жизненно важную роль для животных: маскировочная — спасает их от врагов, хищникам помогает подкрадываться к добыче; предостерегающая — отпугивает врагов, а отличительная — помогает животным узнавать друг друга (своих и чужих). Дети усваивают также, что окраска выручает животное, если оно ведет себя соответствующим образом: например, маскируясь, затаивается, перестает двигаться. Дети обнаруживают, что цвет покрова соответствует поведению и составляет с ним единый приспособительный комплекс.
Формирование представлений о разном функциональном значении окраски животных на экспериментальных занятиях происходит с помощью различных методов: наблюдения, беседы, игры, работы с моделями.
На этих занятиях дети впервые учатся умению соотносить объекты по признаку окраски. Конкретно это выливается в цепочку определенных действий и рассуждений. Чтобы сделать заключение о характере окраски незнакомого животного, дошкольники выясняют, где оно живет: сопоставляют окраску животного с окраской того места, где оно встречается; делают вывод о наличии или отсутствии маскировочной окраски, в случае ее отсутствия продолжают рассуждение и выясняют, ядовито это животное или нет, затем делают вывод о наличии у него отличительной или предостерегающей окраски. Сопоставление производится практически (ребенок подносит и прикладывает изображение животного к изображе-
нию биотопа и сравнивает окраску) или визуально (сравнивает окраску, не сближая объекты). В ряде случаев дети проводят эту операцию в плане представлений, если они хорошо знают цвет животного и окраску среды обитания.
Занятия показывают, что дети постепенно овладевают умением сопоставлять окраску животного с окраской места его обитания, сопровождаемым соответствующими рассуждениями. Самостоятельные рассуждения детей в большинстве случаев лаконичны, свернуты, а выводы кратки и не включают в себя всех звеньев рассуждений, на которые они в действительности опираются (это выявляется с помощью дополнительных вопросов). Иногда выводы носят характер предположения. Формирование этого умения зависит в большей мере от того, как воспитатель направляет рассуждения детей, насколько он вовремя уточняет их высказывания. Приведенные с дошкольниками занятия, наблюдения за изменением окраски, игры показывают, что при правильном руководстве большинству детей подготовительной к школе группы требуется незначительная тренировка, чтобы они овладели умением сопоставлять и делать вывод уже на основе результатов сопоставления.
В конце описываемой работы детям предлагаются два задания для
самостоятельного выполнения: наблюдение за воробьями и определение
характера их окраски; раскрашивание альбома Л.Яхнина «Спрячь меня»
(дети должны продуманно подобрать цвета для животных и окружающей
местности). Оба задания выполняются успешно. Общий результат: большинство детей не только усваивают знания о приспособительном значении
окраски животных, но и успешно используют их в различных формах деятельности. Дети овладевают приемом соотнесения объектов по признаку
цвета в практическом плане, визуально, а часть детей — и в плане представлений.
Следующие занятия (10, 11, 12) посвящаются формированию у детей в процессе разнообразной практической и игровой деятельности представлений, о зависимостях, отражающих приспособленность животных к передвижению по определенному субстрату. В первой зависимости выделено два существенных момента: значение длины конечностей и значение малой площади опоры для быстрого передвижения. Представление формируется в ходе работы с моделью длинных и коротких ног. Конкретизируется представление в игровой ситуации «соревнование животных в беге». Дети определяет, кто выиграет забег в каждой паре животных. Их объяснения свидетельствуют: сформировано обобщенное представление о значении длины конечностей для скорости передвижения, и оно правильно используется для объяснения поведения животных. Приводим фрагмент протокола занятия 12.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эту пару животных (выставляет собаку и енота). Кто из; них выиграет забег? Кто прибежит первый?
Алеша М.: Быстрее будет бежать собака.
Воспитатель: Почему?
Света У.: Я тоже думаю, что собака обгонит енота, потому что у
нее большие ноги.
Олег Г.: У собаки длинные ноги, конечно, она его обгонит.
Воспитатель: Правильно. Одна победительница есть. Теперь смотрите, вот другая пара животных (выставляет зебру и собаку).
Сережа К.: Зебра. У нее шире шаг, ноги длинные, а у собаки короткие.
Воспитатель: Вот еще одна пара. Смотрите (выставляет кошку и ежа). Кто из них выиграет забег?
Наташа Б.: Кошка очень легко обгонит ежа. Кошки быстро бегают, потому что у них ноги длинные, а еж так не может бегать.
Второй существенный момент — значение малой площади опоры для быстрого передвижения — оказывается более трудным для понимания детей. Формирование представления о нем проходит при помощи моделирующей практической деятельности. Дети проделывают опыты с погружением гвоздя в разный по плотности грунт и выясняют, что он по- разному погружается в песок, жидкую глину и дерн. Гвоздь, повернутый шляпкой вниз (модель ноги с малой площадью опоры), и гвоздь с надетым на его острый конец ластиком (модель ноги с большой площадью опоры) дают совсем разные результаты погружения в грунт. Это дети быстро замечают. Далее, в игровой ситуации, при которой животные (овца, гусь, фламинго, зебра и др.) идут по вязкому болоту, они закрепляют полученные представления. Выбирают животных, которые могут преодолеть вязкую почву (цапля, фламинго, гусь). Под картинкой каждого животного изображены его следы — широкая опора есть не у всех, она различна по форме. Дети узнают, что у птиц широкая опора создается длинными, растопыренными (с перепонками или без перепонок) пальцами, у других животных — за счет расширения ступни, опущения лапы.
На этих же занятиях продолжается обучение умению соотносить особенности строения животного со свойствами среды его обитания. Детям показывают, что бывают разные по строению конечности: длинные с маленькой опорой, длинные с большой опорой. Их учат делать вывод о характере и особенностях передвижения животных только после соотнесения признаков строения (длины и опоры) конечностей со свойствами субстрата, по которому они передвигаются в природных условиях. Действие соотнесения в данном случае осуществляется в плане представления. Так, дети видят, что длинные конечности цапли не приспособлены к быстрому бегу: опора ее ног широкая, а сами ноги тонкие (слабые); зато такие конечности обеспечивают свободное передвижение по болоту и мелководью. Дети видят также, что многие степные животные имеют длинные, сильные конечности с маленькой опорой.
На следующих четырех занятиях у детей формируются представления о приспособительных зависимостях, связанных с различным строением когтей животных, ведущих древесный и подземный образ жизни (белка и крот). Проводится опытно-практическая работа по выявлению свойств дерева. Дети с помощью гвоздя определяют твердость кусочка дерева (с корой и без коры) в сравнении с камнем, а на ощупь — характер поверхности коры. Затем выясняются особенности строения ног, пальцев и когтей белки. Детям объясняют, что такое их строение соответствует древесному образу жизни зверька, обеспечивает свободное передвижение по деревьям в поисках корма, при защите от врагов и т.д. Дошкольники узнают и о других приспособительных особенностях белки: пушистом хвосте, помогающем в передвижении по деревьям, стачивающихся
зубах, больших глазах, способности запасать корм на зиму. Дети понимают, что эти особенности белки соответствуют тем условиям, в которых она живет в природе. С целью упражнения предлагается вопрос: что будет с белкой, если она окажется на лугу, вдали от леса? Ответы свидетельствуют: дошкольниками правильно поняты и усвоены знания о связи белки с природными условиями, о ее приспособленности к ним. Об этом же свидетельствуют и результаты выполнения домашнего задания, в котором детям предлагают посмотреть на фонарный (бетонный) столб и решить, сможет ли по нему взобраться белка. Все дети дают правильные ответы и объяснения. Потом их знакомят с жизнью крота. Они узнают о том, что его когти (большие, крепкие, плоские, как лопаты) и все тело как нельзя лучше приспособлены к подземному образу жизни: маленькие глаза, отсутствие выступающих ушей, короткая и густая шерсть, которая может ложиться в любую сторону, вытянутая заостренная морда.
Таким образом, дети знакомятся с двумя наиболее ярко выраженными приспособительными зависимостями, обусловленными различными функциями когтей животных, живущих в принципиально разных условиях. Материал позволяет показать дошкольникам, как соотносятся особенности строения лап, когтей с поведением животных и со свойствами отдельных компонентов среды обитания. Дети убеждаются, что не только органы передвижения, непосредственно контактирующие со средой, но и другие части тела приспособлены к конкретным условиям жизни.
На последнем занятии детям предлагается самостоятельно нарисовать
тушканчика по словесному описанию с опорой на ряд картинок, изображающих других животных, но чем-то похожих на тушканчика. Воспитатель предлагает детям нарисовать загадочное животное, у которого тело
как у мышки, уши как у зайца, ноги как у кенгуру, а хвост как у льва*.
Цветные изображения указанных животных выставляют перед детьми.
Загадочность предложенной задачи повышает интерес детей к занятию.
Такая задача преследует цель выяснить, сумеют ли дети на заключительном этапе экспериментального обучения правильно проанализировать
особенности животных и выделить существенные признаки строения
отдельных частей их тела. В данном случае правильное изображение тушканчика в большой степени зависит от того, насколько точно ребенок
воспринимает форму, размеры и пропорциональное соотношение от
дельных частей тела животных. Характерные признаки строения животных приобретают существенное значение в изображении тушканчика.
Успешные результаты зарисовок детей показывают, что они овладели
умением выделять внешние признаки животных. Так, правильно передали в рисунке тушканчика строение туловища — 100% детей; лап — 82,1;
хвоста — 96,4; ушей — 92,8% (всего детей — 28).
После выполнения детьми рисунка им была показана картина с изображением тушканчика и пустыни — среды его обитания. Степень активности детей в беседе и содержание ответов подтверждают: большинство усвоили знания о различных приспособительных зависимостях и успешно применяют их для анализа ситуации с новым животным.
Описание тушканчика с небольшими изменениями взято из кн.: Сладков Н. Земля солнечного огня. — М., 1971.
Диагностика обучения.Эффект экспериментального обучения, его влияние на умственное развитие детей выявляются специальной контрольной методикой, состоящей из ряда наглядно-вербальных задач. С их помощью предполагается выявить особенности усвоения детьми знаний о приспособительных зависимостях животных, умение самостоятельно их применять для анализа новых ситуаций, а также степень сформированности интеллектуальных умений выделять и соотносить между собой важнейшие признаки строения, поведения животных и среды обитания.
Сравнительные результаты двукратного обследования детей экспериментальной и контрольной групп с использованием данной методики представлены на рис. 10. Она показывает: дети обеих групп при вторичной проверке почти по всем вопросам дают более высокий процент правильных ответов, чем при первой проверке. Из диаграммы также видно, что дети экспериментальной группы достигают более высоких результатов, чем дети контрольной группы: у них средний прирост правильных ответов составляет 67%, а в контрольной группе он равен лишь 10%. Остановимся на характеристике результатов выполнения детьми отдельных заданий.
Представление детей о приспособительной зависимости длинных конечностей проверяется задачами, посвященными птицам, жукам и другим животным. Рассматривая наглядный материал (чучела, коллекции, картины), дошкольники определяют, кто из животных спасается бегством, кто быстрее летает или бегает, а также объясняют, почему они так думают. Из диаграммы видно: наиболее высокие результаты обнаруживаются у детей экспериментальной группы во втором обследовании (ими хорошо поняты зависимости). Причем разнообразие содержания задач, охватывающих различные классы животных, дает основание говорить: материал усвоен в обобщенном виде. Это подтверждается ответами детей экспериментальной группы, отличающимися обстоятельными рассуждениями. Например, рассматривание чучел птиц дети сопровождали следующими рассуждениями: «У синички маленькие крылья, а у этой птички очень длинные крылья. Она поэтому летает быстрее. У синички, наоборот, хвост длинный»; «Быстрее летает, конечно, этот (указывает на стрижа; берет обеих птичек в руки, рассматривает со всех сторон, поворачивая их в руках, зрительно сравнивает). Я рассмотрел ее, у нее очень большие крылья, больше, чем у этой, маленькой. И сама она больше, сильнее». Верные ответы детей контрольных групп, как правило, отличаются краткостью и не сопровождаются внимательным, всесторонним рассматриванием объекта. Такие же различия наблюдаются при решении других задач. Выбирая самого быстрого бегуна среди жуков, ребенок из экспериментальной группы указывает сначала на майского жука, а потом на жужелицу («У этого жука (майского) длинные ноги, он большой, он бегает быстро. Но этот (жужелица) бегает быстрее, у него чуть-чуть длиннее ноги»). Дети из контрольных групп не дают таких развернутых ответов.
Результаты решения предъявленных задач показывают, что дети не только выделяют длину конечностей животных как существенный приспособительный для передвижения признак, но и понимают, что возможности их адекватного функционирования зависят от конкретных условий среды. Определяя характер поведения животного, соотносят морфологический признак (особенности длины конечностей) с теми услови-
ями, в которых животные должны действовать. Рассуждения детей экспериментальной группы при решении задачи о собаках являются доказательством их умения соотносить существенные признаки ситуации. Они должны выбрать собаку (таксу или борзую), с которой можно охотиться на зайца и барсука. Вот несколько примеров: «У зайца нет норы, он хорошо прыгает. У этой собаки (указывает на борзую) длинные ноги, она догонит зайца. А эта собака (указывает на таксу) может влезть в нору, она тоньше, маленькая; а бегает она плохо, не так, как заяц и другая собака (указывает на борзую), у нее короткие лапы»; «У борзой ноги длинные, она быстрее бегает. Если охотник возьмет таксу, она будет семенить и не догонит зайца. А барсука он пойдет ловить с таксой. Она маленькая, и лапки маленькие, она пролезает в нору, и длинная она, может схватить, если он будет уползать»; «У борзой маленькая ступня и длинный хвост. У таксы короткие ножки, она может охотиться за мышами. У борзой длинные ноги, вверху толстые, она быстро бегает, догонит зайца. Большая собака не может пролезать в нору, а такса низкая, она может». Видно, что дети, решая задачу, используют не только знания о роли длины конечностей, но и умение выделять значимые для ситуации признаки объектов и соотносить их. Они выделяют длину ног и общий рост собак; учитывают условие задачи (одно из животных живет в норе, а другое — нет и спасается бегством); принимают в расчет небольшие размеры норы и соотносят их с ростом собаки, после чего делают вывод о возможности ее проникновения в убежище зверя, т.е. о характере поведения.
Приложение 3
Ход и диагностика экспериментального обучения детей
При решении ряда других задач выявлены особенности усвоения и использования детьми представлений о защитной окраске животных. Наиболее доступной для их понимания оказывается маскировочная функция окраски. В одном из заданий содержится так называемая ошибка художника (связь животного со средой по признаку цвета завуалирована множеством иных признаков). Дошкольники сталкиваются с трудностями при его выполнении. Правильное решение оказывается возможным лишь для детей, владеющих приемом соотнесения. Использование его для анализа содержания трех картинок, на двух из которых животные изображены в правильном цветовом соотношении с окружающей природной средой, а на третьей*— в неправильном, дает положительные результаты. С этой задачей в подавляющем большинстве справляются лишь те дети, которые специально обучались приемам выделения и соотнесения признаков объектов.
Приводимые высказывания свидетельствуют о том, что суждения детей основываются на умении сопоставлять объекты: «Летом это животное белое. Оно должно быть или зеленое, или серенькое. Это зимнее животное, как вот здесь» (показывает на картинку, на которой белая куропатка изображена на снегу); «Он беленький. Он должен быть в снегу, а он летом
На картинке изображена куница-альбинос на фоне зелени.
белый. Его каждый может заметить: трава зеленая и все зеленое»; «Зверек нарисован белым цветом, а там все зеленое (показывает на животное) — он должен быть серенький, как пень. Голубь (куропатка) тоже белый, как снег. Его могут съесть (показывает на куницу), потому что его видно».
Однако не все дети выделяют окраску как единственно существенный признак. Некоторые говорят о том, что животные, деревья или предметы нарисованы неверно. В этом случае ребенку объясняют, что ошибка кроется в цвете («Посмотри, как художник раскрасил картинки. На одной из них есть ошибка»). После такой подсказки дети экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, как правило, находят несоответствие и дают верный ответ. Один ребенок экспериментальной группы и после подсказки не смог правильно ответить. Тем не менее ответ интересен тем, что он строит свои суждения на знании зависимости маскировочной окраски. Глядя на белую куницу среди зеленой травы, он сказал, что она прячется в ромашках.
Способность детей рассматривать новые ситуации на основе усвоенных знаний проявляется и в решении иных задач. Определяя местообитание землеройки в задаче 7, многие дети наряду с другими признаками принимают в расчет и особенности ее окраски: «Это животное желтое, и песок желтый, его поэтому незаметно»; «Он под цвет земли, серенький»; «Цвет окраски похож на песок» и т.д. При решении задачи о жуках проявляют понимание маскирующей функции не только окраски, но и формы тела животного: правильно отыскивают водного жука: «Он похож на камушек, верх спинки зеленый, можно подумать, что это камень в воде»; «Он может маскироваться под камень черный» и т.д.
Таким образом, результаты проведенного обследования показывают: дети усвоили знания о значении окраски животных, научились рассматривать цвет как признак, определяющий характер связи животного со средой обитания. Подавляющее большинство за время обучения овладели умением сопоставлять объекты по признаку окраски и делать выводы на основе этого умения.
Не менее успешно дети решают задачи, в которых по строению когтей надо определить, какой образ жизни — древесный или подземный — ведет животное, может ли оно передвигаться по деревьям или в толще грунта. Например, указывая на мешотчатую крысу, ребенок говорит: «У нее прямые когти, она не может лазать по деревьям, а у этих (показывает на летягу и куницу) загнутые когти; они впиваются в кору и лазают»; «У нее (мешотчатой крысы) когти большие, как лопаты, и острые; она разроет землю и ищет червяков»; «Он (златокрот) может рыть землю — когти плоские, лапы вывернутые, как лопаты». Аналогичные объяснения дают все дети. В контрольной группе большинство детей не дифференцируют особенности когтей разных животных. По их мнению, любое животное, обладающее достаточно заметными когтями, может лазать по деревьям.
Заметных успехов достигают дети экспериментальной группы при определении местообитания животных. Типичной является ориентировка на комплекс