Возможность познания дошкольниками изменчивости в природе

При ознакомлении дошкольников с живой природой важ­ное значение имеют вопросы роста и развития живых существ. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о живой природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одновременной изменчивости и тождественности объектов. Ознакомление детей с конкретными фактами диалектически развиваю­щейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики.

В процессах роста и развития живых существ наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой природы. В философии процесс изменения рассматривается как особая категория, познание закономерностей которой имеет существенное теоретическое и практическое значение для изучения истории развития природных и общественных явлений, а также для управления ими. Анализируя изменения, свойственные
разным областям действительности, В.И.Столяров особо выделяет единство противоположных начал в процессах изменения.
Так, изменчивость объекта неразрывно и постоянно связана с
его относительной устойчивостью, тождественностью самому
себе, сохранением меняющегося предмета. «Относительная устойчивость и основанная на ней тождественность изменяющегося предмета состоят прежде всего втом, что он, несмотря на
происходящие с ним изменения, в течение некоторого времени
сохраняет свои основные закономерности, элементы структуры,
связи и т.д., т.е. все свои наиболее существенные стороны, присущие ему именно как данному предмету. Именно в этом смысле прежде всего и нужно понимать тождество изменяющегося предмета» [97. — С. 49].

Вместе с тем изменение предполагает единство и двух других противоположных начал: прерывности и непрерывности. При этом

изменение может рассматриваться как процесс смены состояний одного и того же объекта, как процесс перехода одного объекта в другой. Таким образом, при изучении конкретного процесса изменения необходимо определить, как он протекает во времени,




какие при этом проходит состояния, какова его генетическая связь с другими объектами.

В.И.Столяров отмечает также, что для изменения небезразлично, какова длительность его совершения: изучение изменений одинаково затруднено, когда временные промежутки слишком малы (доли секунды) или слишком велики (годы, столетия и более): «Главная проблема... состоит в том, чтобы выделить и четко зафиксировать различные изменения (прогрессивные и регрессивные, обратимые и необратимые и т.д.), выяснить их связи друг другом, не смешивать и не отождествлять эти различные изменения, не упускать из виду их реальное богатство...» [97. — С. 90].

Чтобы определить происходящие изменения, необходимо сочетать наблюдение(по возможности непрерывное), дающее представление о характере преобразований и о временной последовательности явлений, с теоретическим мышлением, позволяющим вскрыть не поддающиеся наблюдению компоненты изменения ситуации, адекватно отразить весь процесс в целом. Особую роль в понимании изменений играет сопоставление, которое позволяет выявить устойчивые и меняющиеся признаки объекта. Экспериментальное воспроизведение, моделирование наиболее существенных сторон процесса изменения дает более глубокие знания как о самом процессе изменения, так и о меняющемся объекте.

Все сказанное выше имеет непосредственное отношение к развитию живых организмов, у которых, однако, процесс изменения отличается специфическими формами выражения. Эта специфика определяется закономерностями жизнедеятельности живых организмов, осуществляемой в процессе онтогенетического и филогенетического развития.

Познание особенностей роста и развития живых существ предполагает учет изменения их свойств, структуры, функций, их связей с другими организмами, а также изменения самого процесса изменения. Разумеется, при ознакомлении дошкольников с явлениями роста и развития в живой природе все эти аспекты не могут и не должны в полной мере и в равной степени определять содержание проводимого в детском саду обучения. Вместе с тем изложенные основные принципы должны учитываться при научной разработке этого содержания и составлять его основу.

Большое значение познанию изменяемости окружающего мира как фактору умственного развития детей придают в психологии. В частности, в своих исследованиях Н.Н.Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в раннем и дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов. В 1973 г. он предпринял попытку выявить особенности мыслительных процессов у детей при ознакомлении с меняющимися объектами. С этой целью была разработана подвижная конструкция, ус-

ловно названная Дроном, видоизменение которой либо производилось на глазах у детей, либо детям предъявлялись готовые положе­ния конструкции, резко различающиеся между собой. Установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений, которая отражала динамику изменений объекта, а пото­му позволяла интерполировать и экстраполировать иные возможные его состояния. Этого не наблюдалось тогда, когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции. Формирование системы конкретных представлений, упорядоченных последователь­ностью их получения, Н.Н.Поддьяков рассматривает как важное средство развития образного мышления ребенка, так как она обес­печивает выход за пределы непосредственно воспринимаемого.

Нам кажется возможным считать, что такая система является основой образования представления особого типа, а именно динамического представления о меняющемся объекте. Его специфика заключается прежде всего в том, что оно является не просто сум­мой ряда конкретных представлений о видоизменениях объекта, а взаимосвязанной совокупностью образов, выявляющих тенденцию преобразования объекта, последовательную смену его состояний. Динамическое представление не может образоваться сразу, особенно при длительно протекающих изменениях. Это итог, отражающий одновременно и тождество меняющегося предмета, и тенденцию его преобразования. Можно сказать, что динамическое представление воплощает в себе пространственно-временное единство всего процесса изменения. Оно фокусирует временную протяженность событий и пространственные модификации предмета, обеспечивает как последовательный и плавный переход состояний, так и срезы отдельных этапов.

Имеется ряд областей действительности, где ориентировка в окружающем возможна только с помощью представлений, которые отражают единые пространственно-временные изменения объектов, например, смена сезонов, рост и развитие живых существ. Все изменения объектов в этих случаях носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Интересно обратиться к работе Н. Е. Вераксы, в которой позитивно решена проблема формирования у дошкольников психического образования, основанного на пространственном изменении объекта, четко определяемом временным параметром. Основным содержанием изменений экспериментальной ситуации, наблюдаемой детьми, было изменение пространственного положения отдельных элементов установки, достигаемое посредством их поступательного движения. Эти изменения (относительно быстротечные) легко определялись визуально. Исследователем разра­ботана специальная методика, позволившая упорядочить восприятие изменений экспериментальной ситуации и четко соотнести




их с временным показателем. Центральным звеном методики является подвижная координатная сетка, на которой расставлялись фигуры. Координатная сетка упорядочила восприятие положений фигур относительно линии отсчета (края стола) как в статике, так и в динамике. Это и облегчило их соотнесение с временным параметром в передвижении фигур. Таким образом, координатная сетка служила средством построения системы отсчета, адекват­ной заданным условиям. В результате даже у детей средней группы формировались достаточно гибкие представления, способные трансформироваться при изменении условий. Эти представления отражали пространственно-временное единство изменения объек­тов экспериментальной ситуации: у детей складывались собствен­но динамические представления, а координатная сетка выступала как средство их образования.

Каким же образом может быть осуществлено формирование динамических представлений о природе у детей дошкольного возраста?

В своих исследованиях Н.Н.Поддьяков неоднократно подчеркивал, что образование системы конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и сопоставления. Анализ позво­ляет выделить наличные особенности предмета, сопоставление (настоящего и предшествующего состояний) дает возможность установить характер его видоизменения. Исследователем доказано, что ведущее значение при этом приобретает предметная преобразующая деятельность ребенка. «В процессе преобразования объекта ребенок может наблюдать всю последовательность изменений этого объекта. Функция предметного действия в этом процессе заключается в том, что преобразуемый объект предстает перед ребенком в таких последовательных состояниях, анализ и сопоставление которых в доступных дошкольнику формах приводят его к обнаружению скрытых связей данного объекта» [94. — С. 14].

Итак, предметная деятельность ребенка — еще один из путей, ведущих к образованию динамических представлений. Изменяемость предмета (т.е. собственно динамика его состояний) обеспечивается действиями ребенка. Без преобразующих действий предмет останется статичным. Важно и то, что время преобразования предмета здесь непродолжительно (секунды, минуты). Это обеспечивает преемственную связь между отдельными последовательно получаемыми образами различных состояний предмета.

Совсем иначе обстоит дело, когда речь идет об образовании динамических представлений при ознакомлении дошкольников с ростом и развитием растений и животных или с сезонными явлениями природы. В этом случае исключается практическая преобразующая деятельность детей: динамика состояний обеспечивается естественным ходом жизнедеятельности живых организмов.

Практическое участие детей в этом процессе может быть лишь косвенным — в виде трудовых операций, направленных на созда­ние жизнеобеспечивающих условий для растений и животных. При ознакомлении с сезонными явлениями практическая деятельность дошкольников, влияющая на ход событий в природе, отсутствует полностью. В целом при познании детьми закономерных измене­ний в природе их роль сводится к роли наблюдателей. Наблюдение же становится основным средством образования динамических представлений.

Важная особенность указанных закономерных изменений в природе — относительно большая временная их протяженность, исчисляемая днями, неделями и месяцами (известно, что календарный сезон продолжается в среднем три месяца, быстрорасту­щие растения созревают в течение одного-трех месяцев). За этот длительный временной период ребенок сживается с событиями, в его представлении доминируют статичные образы. Формирование динамических представлений в этих условиях может быть осуществлено при такой организации обучения, которая обеспечивает прослеживание последовательных изменений объектов с использованием важнейших мыслительных актов — анализа и сопоставления. Условием, которое дает возможность образовать систему конкретных представлений на основе анализа, является обеспечение регулярно проводимых наблюдений за объектом природы.

Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имею­щимися в данный момент. Учитывая, что процесс растянут и наблюдения проводятся со значительными временными промежутками (как правило, раз в неделю), образ предыдущего состояния объекта в представлении ребенка может оказаться размытым, нео­тчетливым, и это не позволит на должном уровне сопоставить и выявить характер произошедших изменений. Хорошую помощь в этом случае окажет фиксация объекта природы, проводимая периодически в ходе наблюдения.

Упорядоченная во времени графическая фиксация изменяющегося природного явления или объекта (схематически или рисунком) позволяет накопить серию срезов, которые отражают последовательность их модификаций. В связи с этим особо встает вопрос о выборе меры времени, поскольку процессы роста и развития, как уже отмечалось, протекают относительно медленно. Следует выбрать такую меру времени, которая, во-первых, адекватна изменениям объектов, во-вторых, доступна восприятию и усвоению старшего дошкольника и, в-третьих, удобна для фиксации. Всем этим требованиям отвечает такая мера времени, как неделя. Именно в этот промежуток можно зафиксировать очевидные изменения во внешнем облике, в функционировании отдель-




ных органов у быстрорастущего живого организма, в его взаимоотношениях с окружающим миром. Кроме того, наши наблюдения показывают, что неделя как объективная мера времени знакома старшим дошкольникам, знающим дни недели и измеряющим ими свое пребывание в детском саду. Поэтому неделя, делимая на отдельные дни, оказывается наиболее удобной для фиксации временного параметра изменяющегося объекта. Таким образом, четко упорядоченная графическая представленность временного параметра одновременно со структурно-функциональными параметрами изменения природных объектов превращается своего рода графическую модель. Эта модель, отражая серию еженедельных срезов, обеспечивает одновременную наглядную представленность отсроченных во времени событий и позволяет: 1) осуществить акт сопоставления наличного состояния объектов с предыдущими, 2) увидеть динамику изменения этих состояний. Иначе говоря, динамическое представление может быть получено с помощью графической модели через серию статичных образов. Важнейшими условиями, повторяем, являются регулярные наблюдения, фиксация их результатов в модели. Они обеспечивают включение необходимых мыслительных процессов (анализ и сопоставление) и формирование собственно динамических представлений.

Существенной чертой динамических представлений можно считать возможность выхода с их помощью за пределы воспринимаемого. При этом важна не столько интерполяция, т. е. развертывание ранее воспринятых образов, сколько экстраполяция, т. е. создание новых образов на основе имеющейся в динамическом представле­нии схемы преобразования предмета. Представление, которое по­зволяет осуществить лишь процесс интерполяции, нельзя считать в полной мере динамическим, это его предтеча, этап в становлении. Критерием истинно динамического представления можно считать только возможность прогнозирования последующих и изменений предмета.

Прогнозирование (антиципация) — чрезвычайно существенная характеристика человеческого мышления. Психологи (А. В. Брушлинский, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков и др.) утверждают, что ни одна сторона человеческой деятельности не обходится без прогнозирования. Построение гипотез, планирование, предвосхищение событий — все это результаты антиципирующей способности человеческого мышления.

Прогнозирование имеет особое значение для современной экологической ситуации — людям просто необходимо предвидеть последствия существующих ныне форм использования природы. Элементы прогнозирования проявляются уже в дошкольном детстве. Развитие этой функции Л. С. Выготский связывает прежде всего с развитием речи, которая позволяет ребенку представить прошлый опыт своей деятельности и осуществить элементарное планирова-

ние. Для становления этой функции, как считает А. Валлон, важ­но вообще достижение уровня образного отражения действитель­ности. Нам представляется, что именно динамическое представление, имеющее в своей основе упорядоченную систему конкретных образов, схему их последовательного построения, дает воз­можность осуществить дальнейшее развертывание образов, т.е.
прогнозировать их последующие изменения.

Таким образом, формирование динамических представлений о природе играет большую роль в умственном и личностном развитии дошкольников. Возможность формирования у дошкольников динамических представлений о природе проверена в исследова­ниях Т. В. Христовской и Л. С. Игнаткиной.

Наши рекомендации