Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Классификация полезных ископаемых.
Минерально-сырьевые ресурсы — это прир. вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Как предмет труда они используются в сфере производства товаров, и главным образом в промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производстваМинеральныересурсы-понятиеэкономическое.. Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения; невозобновляемость конкретных видов ресурсов; возможность восполнения путем разведки и освоения новых объектов; большое разнообразие горнотехнических и природно-экономических условий эксплуатации; ограниченность крупных и относительно благоприятных месторождений при значительной их рассредоточенности. Полезные ископаемые, в зависимости от области хозяйственного применения, подразделяются на группы: топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды); рудную, являющуюся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы и др.); горно-химического сырья (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы); природных (минеральных) строительных материалов инерудных полезных ископаемых, к которым примыкают поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз и др.); гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым — запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных — геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных
Правовое регулирование охраны окружающей среды.
Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды- «О государственной экологической экспертизе»
-«Об отходах» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» «Об охране и использовании животного мира» «Об охране атмосферного воздуха» «О радиационной безопасности» «О питьевом водоснабжении» (1999 г.)
«Об охране озонового слоя» «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (посягательство на госуд. собственность, нарушение прав госуд. собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение госуд. или общественного имущества. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию прир. среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности.Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба прир. среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери.
Особенности хозяйственного механизма природопользования в условиях перехода к рынку.