Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач.
1. Установление экологических ограничений для будущего развития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оценкой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспечить учет экологических факторов на всех уровнях принятия решений, а не только на проектном уровне.
2.Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Возвращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой программы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оценки техногенного воздействия всей горной промышленности, приходится констатировать, что степень генерализации все же недостаточна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воздействие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (например, Концепция устойчивого развития России).
Выявление столкновения интересов и предупреждение возникновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.
Документация для стратегической ЭО должна содержать описание компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в результате осуществления плана, в том числе непосредственно не расположенные на территории, охватываемой планом. Особое внимание должно быть уделено наиболее ценным и уязвимым компонентам окружающей среды.
Основные принципы стратегической экологической оценки в соответствии с Директивой ЕС:
1) ответственной за оценку предполагаемых экологических аспектов стратегического плана или программы является организация — инициатор их разработки или пересмотра;
2) процесс оценки должен начинаться как можно раньше в ходе разработки стратегического плана;
3) масштабы оценки должны соответствовать масштабам потенциального воздействия на окружающую среду, а цели и задачи — четко определены;
4) должны быть рассмотрены альтернативы и воздействие на окружающую среду в случае реализации каждой из них;
5) социально-экономические и другие факторы должны быть включены в рассмотрение в соответствующем размере;
6) оценка значимости и допустимости воздействия должна быть основана на целях экологической политики, а также принятых стандартах;
7) должна существовать возможность участия общественности, соответствующая предполагаемой степени общественной значимости стратегического плана. Открытость информации об оценке, ее результатах и принятом решении (за исключением случаев, в которых конфиденциальность соответствующей информации установлена официально и в явном виде);
8) учет экологических факторов при подготовке и принятии решения;
9) мониторинг и оценка результатов реализации стратегического плана, в том числе наблюдение за инициативами, которые разрабатываются для его развития и исполнения;
10) необходимость механизмов, обеспечивающих независимую оценку процесса стратегической ЭО, их соответствие установленным требованиям, а также их эффективность.
При проведении стратегической ЭО используется общая методология экологической оценки. В то же время под внешним сходством процессов стратегической ЭО и ОВОС скрываются многие значительные отличия. Эти отличия касаются, во-первых, степени детальности в предсказании воздействий, а во-вторых, степени важности, которую прогнозирование изменения воздействий занимает в общем процессе оценки. Стратегические планы и программы имеют более широкие географические рамки, в них часто ярче выражены трансграничные аспекты, используется расширенный набор альтернатив. Диапазон воздействий в таких инициативах имеет глобальный и региональный уровень (устойчивость экосистем соответствующего ранга, закисление водоемов, проблемы сохранения биоразнообразия).
В целом процедура и методы стратегической ЭО зависят от природы той стратегической инициативы, которая подлежит оценке. Наиболее детально могут быть предсказаны воздействия планов и программ, определяющих параметры будущих конкретных проектов. Например, в плане развития транспортной инфраструктуры Москвы обсуждалась третья кольцевая магистраль. Первоначально предполагалось, что сами транспортные потоки при перераспределении снизят общее загрязнение воздуха. В процессе стратегической ЭО в план были внесены существенные коррективы в организацию развязок. На очереди — проведение стратегической ЭО железнодорожной магистрали Москва — Минск (как части дороги Москва — Берлин).
Сложнее проводить стратегическую ЭО стратегических решений, для которых невозможно предсказать количество и тип связанных с ними индивидуальных проектов (финансово-экономические и подобные им решения, нормативные акты, международные соглашения, политики или стратегии национального уровня).
Трудности перенесения принципов экологической оценки проектов на стратегический уровень носят процедурный и методологический характер. Процесс разработки и утверждения стратегических решений отличается от процесса разработки и утверждения конкретных проектов отсутствием регламентированной процедуры.
Серьезную трудность нередко представляет обеспечение участия в стратегической ЭО общественности и заинтересованных сторон. Это связано с тем, что стратегические решения обычно затрагивают значительное количество сторон и в то же время их подготовка часто ведется конфиденциально, внутри того или иного агентства.
6. Экологический контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза является организационно-правовой формой предупредительного контроля. Как уже отмечалось ранее, основным документом государственной экологической экспертизы является заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. При этом положительное заключение имеет юридическую силу только в течение срока, определенного государственным органом проводившем государственную экологической экспертизы.
Для осуществления контрольных функций за выполнением требований заключения государственной экологической экспертизы информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется органам государственного экологического контроля, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В отдельных случаях по решению федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы информация о заключении государственной экологической экспертизы может быть направлена банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные государственные инспектора в области государственного экологического контроля осуществляют контроль федеральных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Муниципальные инспектора осуществляют экологический контроль за объектами, находящимися на территориях муниципальных образований, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» инспектора в области охраны окружающей среды и исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих олномочий имеют право в установленном порядке:
1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
2. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
3. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
4. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
5. приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, федеральным законом «Об охране окружающей среды» проверка выполнения требований, поименованных в заключении государственной экологической экспертизы возложена на федеральных государственных инспекторов в области государственного экологического контроля и муниципальных инспекторов, в соответствие с их компетенцией.
Заключения государственной экологической экспертизы по федеральным объектам поступает для осуществления государственного экологического контроля в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области экологического контроля. Заключения государственной экологической экспертизы по объектам находящимся на территориях муниципальных образований, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, поступают в муниципальные образования по принадлежности. Экологический контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы проводится как контроль за осуществлением хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
За нарушение законодательства об экологической экспертизе Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (статья 8.4), который вступил в действие с 1 июля 2002 года, предусмотрена административная ответственность.
Также органы экологического контроля при нарушении законодательства об экологической экспертизе вправе выносить предписания об ограничении хозяйственной или иной деятельности. Предписание об ограничении хозяйственной и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной и другой деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и причиняющей вред окружающей природной среде. Предписание является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде, направляется в соответствующий финансово-кредитный орган одновременно с Предписанием об ограничении хозяйственной и иной деятельности или при его невыполнении нарушителем. Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности для финансово-кредитного органа является обязательным для исполнения.