Краткая характеристика структурных элементов ВКР

Титульный лист (см. Приложение 3) является первой страницей работы. На нём вверху, с выравниванием по центру, указываются полное название учебного заведения (например: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»). Ниже указывается структурное подразделение, при котором выполняется работа (например: Институт рыболовства и аквакультуры. Кафедра «Экология и природопользование»). Ниже по центру указывается жанр работы – «Выпускная квалификационная работа», затем – название работы в кавычках, с выравниванием по центру. Далее с выравниванием по правому краю необходимо указать персональные данные исполнителя (например, Исполнитель: студент группы ЭПм-212 Александр Витальевич Кузнецов), научного руководителя (вначале прописывается имеющаяся у руководителя научная степень – кандидата или доктора наук, – затем его должность – старший преподаватель, доцент, профессор с указанием структурного подразделения – места его работы; далее следует указать имя, отчество и фамилию руководителя) и научного консультанта (если таковой имелся; порядок указания его персональных данных такой же, как у научного руководителя). Внизу страницы с выравниванием по центру необходимо указать город (городское поселение, посёлок и т. п.), в котором располагается учебное заведение (в нашем случае – г. Владивосток), год выполнения работы. На данной странице её номер не указывается (то есть необходимо настроить нумерацию, войдя на компьютере в меню «Формат номеров страниц», начиная со 2-й страницы).

Затем, следуя требованиям, принятым в ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», должен быть предусмотрен лист допуска ВКР к защите и её оценивания. Требования к его оформлению представлены в Приложении 4.

Далее следует реферат, в котором необходимо кратко охарактеризовать цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, результаты, полученные в ходе выполнения ВКР (см. Приложение 5).

Содержание(оглавление, план) ВКР должно включать упоминание всех структурных элементов работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, библиографический список, приложения) с указанием страниц, с которых они начинаются (см. Приложение 6). Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам глав и параграфов в тексте работы. Сокращённая редакция названий глав и параграфов не допускается. Содержание (план работы) помещается перед текстом ВКР, после реферата. Эту страницу также не принято нумеровать.

Непосредственный текст ВКР.Любая выпускная квалификационная работа должна начинаться с введения (как правило, это страница 4 или 5; на ней, равно как и на последующих страницах ВКР, проставляется номер; предпочтительно нумерацию страниц обозначать либо внизу по центру, либо внизу по правому краю страницы).

Во введении освещаются методологические характеристики проводимого в рамках ВКР исследования: обосновывается выбор темы, показывается её актуальность; проводится оценка современного состояния проблемы (степень разработанности в литературе): перечисляются все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме, формулируется и обосновывается отношение студента-выпускника к научным позициям авторов; определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, обозначаются новизна, практическая и (если таковая определяется) теоретическая значимость. Необходимо также указать использованный материал и методы исследования (теоретические, практические, математические), показать достоверность результатов. Кроме того, здесь кратко освещаются основные этапы исследовательской работы, её апробация.

Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит несколько глав, каждая из которых может делиться на параграфы (разделы). Все главы целесообразно завершать краткими выводами, что усиливает логику проводимого исследования.

Реферативная часть (литературный обзор) должна отражать общую профессиональную эрудицию выпускника. В зависимости от тематики эта часть включает:

для работ регионального плана (выполненных на основе натурных (полевых) исследований или обработки фондовых материалов) – историю изученности района, географическую и экономическую характеристику района;

для работ, написанных на основе лабораторных исследований, – состояние вопроса, обоснование выбора цели и методики исследования.

Содержание глав должно точно соответствовать теме ВКР и полностью её раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Принято, чтобы название не превышало 2-х строк.

Особое внимание необходимо уделить языку и стилю написания работы, которые свидетельствуют об общем уровне подготовки магистра, о его профессиональной культуре. Подчеркнём, что в тексте работы не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

В первой главе на основе анализа естественно-научной и специальной литературы рассматриваются история и современное состояние анализируемой проблемы, намечаются возможные направления её решения, обосновываются собственные позиции (отношение к данной проблеме) выпускника. Подчеркнём, что студент не должен ограничиваться констатацией фактов, а выявлять тенденции развития, вскрывать недостатки и анализировать причины, их обусловившие, намечать возможные пути их устранения.

Важно, чтобы весь текст данной главы был пронизан личным отношением исполнителя ВКР. Необходимо показать, что автор считает наиболее важным в проблеме, какие пути решения, по его мнению, могут быть наиболее перспективными для её разрешения.

Для компетентного описания результатов проведённого исследования целесообразно использовать научный стиль письменной речи. Под научным стилем понимают систему речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Для него характерен ряд языковых особенностей: обобщённость, однозначность, объективность, терминологичность (до 15–25% научного текста состав­ляют термины), не­категоричность.

Кроме того, важной характеристикой научного текста является его оценочность, то есть выражение собственной позиции автора к проблеме исследования и степени её изученности. Для этого употребляют стандартные фразы, например: «Анализ литературных источников, проведённый в ходе исследования проблемы, показал, что…», «Аналитическая деятельность позволила констатировать, что…», «Как видно из анализа литературы по проблеме,…», «В ходе анализа естественно-научной литературы мы пришли к убеждению, что…», «В своём исследовании мы придерживались точки зрения таких-то учёных (практиков)…», «Для нашего исследования представляет интерес позиция ряда авторов, что..», «Мы разделяем точку зрения…, что…», «Важным, по нашему мнению, является тот факт, что…», «Анализ литературных источников и собственный опыт убедили нас в необходимости…», «Исследуя нормативные документы. отражающие проблему, мы убедились, что…» и т. п.

Вторая и последующие главыносят практический характер. В них с позиций теоретических положений, рассмотренных в 1 главе, раскрывается поставленная проблема, описываются и анализируются этапы и результаты проведённого собственного исследования.

Небольшая, но важная глава «Материал и методы исследования» должна освещать использованные в работе материал и методы (методики) исследования. В ней, прежде всего, необходимо указать, какой материал был положен в основу работы и где он был получен (собран самостоятельно или предоставлен магистру). В последнем случае следует указать, кто предоставил материал для анализа (сотрудники какого института, лаборатории и т. д.).

При описании использованных методов исследования характеризуются, прежде всего, теоретические.К ним относят: анализ литературы по проблеме в области естественных наук; анализ нормативных документов в области природопользования и охраны окружающей среды, программных документов в области формирования экологической культуры, прогнозирование эффективности разработанных приёмов (методов, методик) и др.

Глава раскрывает также владение соискателем практическими навыками проведения исследования. Среди практических методов (методов экспериментального исследования) чаще всего используются: наблюдение, эксперимент и фиксация их результатов, метод биологического анализа, экологическая экспертиза объекта и т. д.

Математические методы исследования используются, как правило, при необходимости статистической обработки данных проведённого эксперимента, при использовании различных методов обработки результатов эксперимента. К математическим методам относят: ранжирование, шкалирование, корреляцию рангов, вычисление коэффициентов взаимной сопряженности, степеней рассеивания средних величин – дисперсии и др. При необходимости приводятся математические формулы, использованные для расчётов, с обязательной расшифровкой каждого использованного символа.

В последующей главе должны быть описаны полученные в ходе исследования результаты. Как правило, она так и называется: «Результаты исследования и их обсуждение». В ней даётся описание обработки материалов с помощью отобранных методов, проводится анализ имеющихся результатов. Таким образом, главы ВКР будут логически связаны между собой.

Рекомендуемый объём основной части выпускной работы – 50 страниц текста, выполненного на листах формата А4.

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи ВКР полностью выполнены. В целом подчеркнём, что заключение строится «по задачам», то есть изложение должно идти в соответствии с логикой поставленных перед ВКР задач. Заключение должно завершаться оценкой перспективы исследуемой проблемы в целом.

Библиографический список(список использованной литературы)должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами (в настоящее время действует ГОСТ 7.0.5-2008) и содержать не менее 50-ти наименований информационных источников, в том числе Интернет-ресурсов. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке ВКР и на которые имеются ссылки в основной части работы. Прямое цитирование в тексте обязательно оформляется с помощью кавычек с указанием номера источника (в соответствии с библиографическим списком) и номера страницы.

В большинстве случаев в структуру ВКР включают приложения. Данный компонент выпускной работы содержит вспомогательный материал, не вошедший в основную часть ВКР (фотографии, таблицы исходных (первичных) данных, схемы, графики, расчётные материалы, перечень нормативной документации и др.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объёма основной части ВКР: страницы приложений не входят при подсчёте общего объёма работы, хотя и нумеруются. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок, например: (см. Приложение 3), (см. Приложения 4, 5).

Конкретный состав приложений, их объём, включая иллюстрации, определяются по согласованию с научным руководителем ВКР.

Требования к содержанию введения

Как уже указывалось, во введении обосновывается выбор проблематики, темы исследования, показывается её актуальность, определяются объект и предмет исследования, обозначается новизна, теоретическая и практическая значимость. Поскольку чёткое определение методологических характеристик зачастую оказывается затруднительным для студентов, остановимся на этом более подробно.

Проблема

Исследование в любой области науки начинается с определения проблемы, которая выделятся для специального изучения. Ставя проблему, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Как правило, исследование отвечает запросам практики, и, в конечном счёте, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Выдвигая проблему, исполнитель ВКР должен констатировать недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, что обусловлено открытием новых факторов или связей в науке или появлением таких запросов практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, требуют движения к новому знанию. Суть научной проблемы – «знание о незнании».

Проблема тесно связана с решением практических задач. Одна такая задача может решаться на основе изучения множества проблем науки и, напротив, разрешение какой-либо одной научной проблемы может способствовать решению целого ряда практических задач.

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать выпускную работу, являющуюся результатом работы студента за несколько лет, отнюдь не праздный. Тема, так или иначе, должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного – к новому. Например, тема «Макрофиты литоральной зоны бухты Северная залива П. Великого и воздействие на них хозяйства марикультуры» отражает проблему оценки антропогенной нагрузки на структуру флоры в связи с функционированием в бухте хозяйства марикультуры.

Приведём еще один пример формулирования темы: «Экологизация школьного курса биологии как основа интеграции естественно-научного и гуманитарного знания». данная тема отражает установку на интеграцию разделов науки, изучение которых способствует формированию основ экологической культуры как части общей культуры человека, в отличие от традиционно решаемой в школьном обучении функции экологического образования и воспитания.

Актуальность

Формулирование проблемы и темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответа на вопрос: Почему в настоящее время появилась необходимость изучать данную проблему?

Под актуальностью темы исследования понимают степень её важности для состояния науки и практики в данное время, в данной культурно-исторической ситуации. Важность исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения научной или практической задачи.

Выпускник должен достаточно убедительно показать, что именно эта проблема среди других действительно является насущной в настоящее время. Исследования, выполняемые в области экологии и природопользования, проводятся не из простого интереса, а с целью преодоления слабых мест в практике.

Актуальность позволяет перейти к рассмотрению противоречия: несогласованности, несоответствия между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Иначе говоря, необходимо выявить несоответствие между сущим и должным.

В методологической литературе лексическое оформление противоречия предлагается с помощью следующих речевых оборотов: «В то же время, до сих пор не разработаны /недостаточно описаны…», или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения … подхода, и отсутствием методик выявления …» и т. п.

В качестве примера приведём обоснование актуальности исследования «Макрофиты литоральной зоны бухты Северная залива П. Великого и воздействие на них хозяйства марикультуры»: «Актуальность темы определяется тем, что влияние хозяйств аквакультуры на состав и, особенно, структуру макрофитов прибрежных акваторий изучено совершенно недостаточно, хотя в целом флора литоральной зоны залива П. Великого хорошо известна специалистам. Необходимость восполнения этого пробела и определила выбор проблематики и темы исследования».

Наши рекомендации