Практическая деятельность детей в природе

ЗАДАНИЕ 3.1. Цель: выявить умение ребенка осу­ществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выпол­няется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухажи­вать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:

- выбрать из уголка природы растение, нуждающие­ся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

- ответить, каким станет растение после ухода за ним;

- рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

- подобрать необходимое оборудование для предсто­ящего вида труда;

-объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологического образования детей дошкольного возраста

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ. Для детей характерно неустойчи­вое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно.

Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрес­сивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже не­гативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами; от­сутствует интерес и стремление к взаимодействию с ни­ми. Представления о природных объектах и их сущест­венных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Жи­выми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объ­ектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необ­ходимость бережного отношения к ним боязнью наказа­ния или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с при­родой. Не умеют ухаживать за живыми существами.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе об­щаются преимущественно со знакомыми, приятными жи­вотными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые сущест­венные представления о живом. К живому они относят пре­имущественно животных. У конкретных животных и рас­тений выделяют отдельные признаки живого (у животных - в основном движение, питание; у растений - рост). Пред­ставления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и расте­ниями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в при­роде, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов - практической пользой красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложения взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован» широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Приложение 6

Примерная диагностика педагогическогопроцесса по экологическому образованию в дошкольном образовательномучреждении (авторы Л.А.Каменева, Л.М.Кондратьева,Е.Ф.Терентьева)

Схема изучения знаний детей о животных и растениях и методика обследования

Младшая группа

Животные.

1. Узнают и называют ли дети по картинкам два-три вида домашних и диких животных, одну-две птицы, бабочку, рыбку, лягушку?

2. Знают ли части тела животных?

3. Знают ли, где они живут?

4. Знают ли, чем питаются?

5. Какие признаки живого выделяют?

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам (при­готовить картинки с изображением животных разных экологи­ческих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных - лягушка): 1. Кто это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)? 2. Где живет? 3. Что это (показать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это (показать картинку с изображением животного)? 5. Как дога­дался, что живое?

Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приго­товить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или их изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.

Растения.

1. Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре два-три вида растений (комнатных, цветника, огорода), одно-два дерева?

2. Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?

3. Осознают ли необходимость поливки?

4. Относят ли растение к живым существам?

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изо­бражением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев): 1. Что это (или - как называется это растение)? 2. Что будет, если растения не поливать? 3.Живое ли растение?4. Как догадался, что живое?

Организовать игру «Путаница.» (приготовить карточки с изображением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей.) Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).

Средняя группа

Животные.

1. Узнают и называют ли дети три-четыре вида домашних и диких животных и их детенышей, три-четыре вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, пчелу, муху), лягушку, животных уголка природы?

2. Знают ли части тела и их особенности?

3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм?

4. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

5. Умеют ли устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, пи­щей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и некоторыми приспособлениями животных?

Методика диагностики. Беседа по картинкам: 1. Назови, кто это? 2.Найди детеныша и скажи, как его называют?3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)? 4. Где живет?5. Что ест? 6. Кто кормит это животное (или: где находит пищу)? 7. Как передвигается? 8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)? 9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)? 10. Как дога­дался? 11. Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать? б) почему улетают скворцы, ласточки? 12. Как зимует медведь (лягушка, бабоч­ка)? 13. Почему они так зимуют?

Растения.

1. Знают ли дети три-четыре вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?

2. Знают ли ихосновные части (включая корень) и их особенности (цвет, вели­чину, форму и другие признаки)?

3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?

4. Связывают ли способы ухода с потребностями во влаге, свете, тепле, по­чвенном питании?

5. Относят ли растения к живым организмам?

6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода; между сезонными изменениями в не­живой природе и состоянием растений?

Методика диагностики. Беседа по картинкам и с исполь­зованием комнатных растений: 1. Как называется это расте­ние (или: найди в уголке природы герань, бальзамин и др.)? 2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 3. По­чему так нужно делать? 4. Живые ли растения? 5. Почему так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью). 7. Как догадался? 8. Почему зимой на деревьях нет листьев? 9. Почему летом все растения зеленые, цветут?

Организовать игру «Путаница». Выявить знание детьми час­тей растений, их расположения. В ходе игры задать вопросы: 1) назови, что это (части растения)? 2) можно ли расположить их так (перепутать)? 3) почему нельзя так расположить части растений? 4) сделай правильно; 5) объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

Старшая и подготовительная к школе группы

Животные.

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группы - «животные»).

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображе­нием животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическую игру «Зоологическое лото»; модели понятий «птицы», «зве­ри», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые», «животные» (для подготови­тельной к школе группы). 3.Найди (подбери) модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом? 6.Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?

Организовать игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания.

Растения.

1. Умеют ли дети различать и называть травя­нистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

2. Знают ли органы растений и их функции?

3. Знают ли ста­дии роста и развития растений?

4. Знают ли потребности рас­тений?

5. Знают ли особенности ухода за комнатными растения­ми?

6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

7. Относят ли растения к живым суще­ствам?

8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовитель­ной к школе группы).

Методика диагностики. Приготовить картинку с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа»

Беседа по картинкам: 1. Назови это растение. 2. Где растет?3. Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)? 4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги. 6. Почему они любят много света, влаги? 7. Что бывает с растениями (огорода, леса и др.) зимой, весной, летом? 8. Почему это происходит?

Организовать игру «Путаница». Задания: а) расположи рас­тение правильно; б) почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому? в) зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается картинки с изображениями растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать к ним соответствующиемодели. Объяснить свой выбор.

Наши рекомендации