Государственный экологический контроль (и надзор).

Государственный экологический контроль несколько по-разному обозначается в разных нормативных актов, но в целом – функции его направлены скорее на надзор, на выявление нарушений законодательства.

Основное понятие содержится в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В основе проведения государственного контроля действует постановление Правительства от 27 января 2009 года №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля».

Этим постановлением утверждаются правила осуществления государственного экологического контроля.

Основная цель здесь определяется проведения государственного экологического контроля – соблюдение требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности со стороны всех органов, физических и юридических лиц в их деятельности в области экологических отношений.

Контроль осуществляется:

1) За охраной атмосферного области;

2) В области обращения с отходами;

3) Охраны области использования и охраны водных объектов.

4) За геологическим изучением, рациональном использованием и охраной недр;

5) Земельный контроль;

6) Контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания.

7) В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

8) Во внутренних морских водах и в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ.

9) На континентальном шельфе РФ.

10) Лесной контроль и надзор.

11) Государственный контроль в области охраны озера Байкал.

Основным органом, наделённым полномочиями – является росприроднадзор (федеральная служба по природопользованию), либо соответствующие его органы в субъектах РФ.

В отношении отдельных природных объектов (атмосферного воздуха, лесного, животного мира…) осуществляется в соответствии с постановлением правительства.

А в отношении оставшихся видов контроля – непосредственным органом является росприроднадзор.

В случае, если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то государственный экологический контроль осуществляется в рамках строительного надзора («поглощается», так скажем). А это всё регулируется градостроительным законодательством.

Кто и каким образом наделяется полномочиями по контролю.

Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица и федеральные службы, на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2008 года №716 «О должностных лицах в сфере природопользования, осуществляющих государственный экологический контроль…». В этом же постановлении они называются «Экологическими инспекторами» и наделяются полномочиями (проверять соблюдение утверждаемых ими нормативами, очистных сооружений…).

Государственный экологический контроль осуществляется в двух основных формах: в форме плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного контроля осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим законом.

Здесь предусмотрен, в этом постановлении, особый порядок осуществления контрольных проверок в вооружённых силах. Там определённая процедура согласования – только в отношении тех объектов, в отношении которых они правомочны проводить проверки, эти инспекторы допускаются.

При осуществлении государственного экологического контроля есть объекты, которые относятся только лишь федерального экологического контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю закреплён в Постановлении Правительства от 31 марта 2009 года «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Объекты федерального экологического контроля:

1) Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в исключительном ведении РФ (всё, что отнесено в Конституции – федеральные энергетические системы, линии связи, объекты, связанные с атомной энергией и обеспечение безопасности государства…) и также объекты, внесённые во Всемирные списки культурного и природного наследия.

2) Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды (на территории нескольких субъектов).

3) Водные объекты, где прямо утверждено постановлением правительства, леса, земли, контроль в области геологического изучения, использования и охраны недр и объекты, отнесённые к категории опасных производственных объектов.

Всё, что не охватывается федеральным государственным контролем – является объектом регионального государственного контроля.

Свои полномочия федеральные органы и агентства могут делегировать органам субъектов РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 26 июля 2010 года №282, он утверждается административный регламент в отношении федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по исполнению государственных функций по осуществления федерального государственного экологического контроля.

В соответствии со статьёй 1 даётся понятие контроля, здесь даётся полный перечень нормативного материала, на основании которого осуществляется контроль.

Все реквизиты, приложения по субъектам РФ, руководители этих органов…

В большей степени этот регламент регулирует федеральные процедуры экологического контроля с учётом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и регулирует с точки зрения защиты субъектов малого и среднего бизнеса).

Третий раздел регламентов называется «административные процедуры».

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, срок проведения проверки по общему правилу не должен превышать 20 рабочих дней (для малых предпринимателей – 20 часов, для микро-предпринимателей – 15 часов в год). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но это необходимо согласовывать.

Плановые проверки ежегодно должны утверждаться. Утверждаются ежегодные плановые проверки руководителем росприроднадзора – либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта.

Основанием для включения в план любой плановой проверки является:

1) Истечение трёх (3-х) лет со дня государственной регистрации юридического лица или ИП.

2) Окончание проведения последней плановой проверки в отношении юридических лиц и ИП.

3) Если о начале осуществления предпринимательской деятельности было какое-то уведомление со стороны юридического лица или ИП.

Плановая проверка тоже может осуществляться в двух формах:

1. Документарная проверка.

Могут истребовать необходимые документы.

2. Выездная проверка.

На месте разбираются.

О проведении любой такой плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются росприроднадзором не позднее чем за 3 (три) дня до проведения такой проверки путём направления подконтрольному объекту приказа руководителю соответствующей службы.

Основания внеплановой проверки:

1) По истечения срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного правонарушения.

2) Поступления в росприроднадзор обращений и заявлений граждан или информации о следующих фактах: о возникновении угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, животным или растениями).

3) По фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде в целом.

4) Приказ руководителя этой службы, изданный в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ,

Если обращения или заявления поступают анонимно, то это не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые также проводятся в двух формах: документарная и выездная проверки.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться после согласования её с органом прокуратуры соответствующего уровня.

Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009 года №93.

О проведении внеплановой выездной проверки ИП или юридическое лицо должны быть предупреждены заранее не позднее чем за 24 часа.

Когда возникает какая-то угроза – то можно без уведомления (в случае, если уже причиняется вред или угроза реальная причинения вреда).

По результатам проводимой проверки после её завершения составляется акт – в двух экземплярах, один предоставляется подконтрольному субъекту.

За осуществлением этого экологического контроля тоже осуществляется контроль – руководители этих ведомств, специальные должностные лица занимаются контролем за теми должностными лицами, которые наделены полномочиями по контролю.

Главный орган, осуществляющий экологический контроль – от 24 марта 2011 года изменения, положение посмотреть о росприроднадзоре.

Нужно ещё посмотреть положение о ростехнадзоре. Есть приказ ростехнадзора от 28 июля 2011 года №435 «Об утверждении раздела 1 «Технологический, строительный, энергетический надзор перечня нормативно-правовых актов, нормативных документов, относящихся в сфере действия ростехнадзора»».

Наши рекомендации